Independent training of dispatching staff as one of the forms of organization of training activities in a single duty-dispatching service

UDC 377.1
Publication date: 02.10.2019
International Journal of Professional Science №10-2019

Independent training of dispatching staff as one of the forms of organization of training activities in a single duty-dispatching service

Самостоятельная подготовка диспетчерского состава, как одна из форм организации учебной деятельности в единой дежурно-диспетчерской службе

Rondyrev-Ilinsky Vladimir Borisovich
Popovich Julia Vitalievna
Popovich Vladimir Alekseevich

1. candidate of pedagogical Sciences, Nizhnevartovsk state University
2. 1st year student of the magistracy
of Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk,
3. the 9th grade student MBOU "Sluchinskaya OSSIP No. 1»


Рондырев-Ильинский Владимир Борисович
Попович Юлия Витальевна
Попович Владимир Алексеевич

1. доцент кафедры географии, кандидат педагогических наук,
Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, РФ
2. студент 2 курса магистратуры
Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, РФ.
3. ученик 9 класса МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
пгт. Излучинск, РФ
Аннотация: The questions on the formation of competencies of the dispatching staff of the unified duty-dispatching service in the course of independent training are Considered.

Abstract: Рассмотрены вопросы по формированию компетенций у диспетчерского состава единой дежурно-диспетчерской службы в ходе самостоятельной подготовки.
Ключевые слова: independent training of dispatching staff, training content, information resource, competence.

Keywords: Самостоятельная подготовка диспетчерского состава, содержание обучения, информационный ресурс, компетенции.


В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты все больше нацеливают на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые в большинстве могут быть достигнуты в результате деятельности в условиях самостоятельной подготовки, что делает освоение и внедрение учебных дисциплин  особенно актуальными.

Самостоятельная работа в процессе обучения  рассматривается, как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала, разнообразные формы познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, развития аналитического мышления, а так же навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда. Таким образом, самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес у обучающихся. [1]

Согласно Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — самостоятельная работа всех форм и видов обучения является одним из обязательных видов образовательной деятельности. [2]

Так, одна из обязательных форм подготовки диспетчерского состава единой дежурно-диспетчерской службы (далее ЕДДС) — это самостоятельная подготовка, которая проводится в целях непрерывного пополнения и углубления работниками ЕДДС своих знаний. Под самостоятельной подготовкой обычно принято принимать любую активную деятельность диспетчеров, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время. Она включает поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков определенного вида речевой деятельности, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа в рамках организации учебной деятельности решает следующие задачи: — закрепление и расширение знаний, умений, полученных во время занятий, превращение их в стереотипы умственной и физической деятельности; — приобретение дополнительных знаний и навыков по учебным дисциплинам; — формирование и развитие знаний и навыков, связанных с практической деятельностью;  — развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной программы; — развитие навыков самоорганизации; — формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; — выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической деятельности.

В период самостоятельной подготовки диспетчерскому составу ЕДДС предлагается изучить новые нормативно-правовые документы, положительный опыт работы ЕДДС других муниципальных образований, анализ и разбор сложных и нештатных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации.

Таким образом, организация самостоятельной подготовки диспетчерского состава  ЕДДС строится как системный, и цикличный процесс непрерывного обучения, который позволяет сформировать необходимые профессиональные компетенции для работы в условиях возникающих кризисных ситуациях, а именно: [3]

— анализировать текущую ситуацию в области ГО ЧС и пожарной безопасности;

— координировать силы и средства РСЧС муниципального образования при реагировании на вызовы;

— обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования — при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами РСЧС — при реагировании на ЧС (происшествия);

—  принимать оперативные меры по предотвращению или ликвидации последствий аварий, происшествий и ЧС;

— контролировать результаты реагирования на вызовы, происшествия или ЧС;

— работать на штатных средствах связи и оповещения применять штатную аппаратуру;

— повышать уровень знаний.

Отметим, что самостоятельная подготовка диспетчерского состава ЕДДС, как одна из форм организации учебной деятельности существует довольно таки недавно и в связи с этим есть ряд  проблем, одна из которых более значимых, это отсутствие разработанных конкретно для ЕДДС методических материалов для повышения качества обучения.

Внедрение самостоятельной подготовки, как одной из форм организации учебной деятельности диспетчерского состава ЕДДС уже показало свою эффективность.

Так, проведенный анализ самостоятельной подготовки диспетчерского состава ЕДДС за 2018 – 2019 годы показал, существенные качественные изменения.

References

1. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / [А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с
2. Консультант плюс Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 07.10.2019)
3. Аргунова П.Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе // Материалы Образовательного форума «Education, forward!», «Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации». Якутск, 2013