The phenomenon of mental development lack of orphans and children left without parents’ care

UDC 159,9
Publication date: 27.12.2019
International Journal of Professional Science №12-2019

The phenomenon of mental development lack of orphans and children left without parents’ care

Феномен депривации в психическом развитии детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Kashina Uliana Andreevna
Magistrant,
3rd course of concept training for
“Psycho-pedagogical education”
profile “Practical Psychology of Personality”.
FSBEF HE “Sakhalin State University”.
“Institute of Psychology and Pedagogy”.
Psycho-educational teacher.
SBF “Centre of psychoeducational support of families and children”.


Кашина Ульяна Андреевна
магистрант, 3 курса направления
подготовки «Психолого-педагогическое образование»,
профиль «Практическая психология личности»
ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»
«институт психологии и педагогики»
педагог-психолог
ГБУ«Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме феномена «депривации». Особая роль в ней отводится рассмотрению влияния депривации на психологическое развитие и здоровье ребенка. Описанные в статье особенности позволяют сформировать представления о нарушениях в развитии детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Abstract: This article is devoted to the problem of the phenomenon of "deprivation". A special role is given to considering the effect of deprivation on the psychological development and health of the child. The features described in the article allow to form ideas about violations in the development of children - orphans and children left without parental care.
Ключевые слова: депривация, дети – сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, психическое развитие.

Keywords: deprivation, orphans, children left without parental care, mental development


Благоприятные условия и удовлетворение базовых потребностей в процессе взросления ребенка, является залогом гармонично сформированной личности. На сегодняшний день создано множество условий для развития детей с учетом желаний и основных потребностей. Но, к сожалению, вопрос психического развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по сей день остается актуальным. Так как психологические проблемы в развитии чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь значимого объекта, вследствие чего наблюдается такой феномен как «депривация».

Рассматривая проблему феномена стоит отметить, что «Депривация» – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей [13].

Психологическое развитие детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет огромные отличия от развития детей, воспитывающихся в кровной семье. Замедленный темп развития и здоровья первых влечет за собой ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах формирования личности – от младенчества до подросткового возраста и старше. Оказывая разрушительное влияние на развитие эмоционально-личностной сферы, приобретение навыка в общения и самооценки ребенка вследствие чего у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Обширный анализ разнообразных исследований современной теории психической депривации показывает нам, что данная проблема подвергалась многочисленным исследованиям учеными из разных направлений, вследствие чего можно наблюдать довольно необычный факт несогласованности теорий по ряду вопросов данного феномена. К примеру, некоторые авторы выделяют в качестве основополагающего фактора отсутствие регулярного, эмоционально окрашенного контакта со значимым взрослым, другие же утверждают об отсутствии условий для развития.

Проблематику термина «депривация» рассматривали множество ученых, таких как З. Фрейд, Р.А. Шпиц, Э. Эриксон, Дж. Боулби, Д.С. Брунер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и В.С. Мухина и др.

Самые первые исследования психической депривации можно отнести к классическому психоанализу З. Фрейда. Нельзя сказать, что основатель психоанализа целенаправленно подошел к изучению данного феномена. Проявления депривации мы четко можем проследить в особенностях таких явлений как Эдипов комплекс и нарциссизм. К примеру, Эдипов комплекс, по мнению исследователя, начинает свое проявление в возрасте четырех-пяти лет, после снижения пика активности знаменитого кризиса «Я сам» и характеризуется сильной сексуальной привязанностью к значимому взрослому противоположного комплекса. Привязанность такого формата ничто иное как потребность в получении любви и заботы от взрослого [14, с. 151-167].

Дальнейшим последователем психоаналитических представлений в рассмотрении проблемы депривации стал P.А. Шпиц. Он в свою очередь выделял три стадии в развитии в период первого года жизни.

  1. Стадия преобъектальная (0 – 3 месяца). Ребенок еще не способен разделять поступающие стимулы и не отделяет самого себя от своего окружения.
  2. Стадия предварительного объекта (приблизительно 3 – 6 мес.). У ребенка появляется способность дифференцирования себя от окружающего мира, прослеживается ответная реакция улыбкой на удивленное лицо взрослого.
  3. Стадия «объекта» (между 6 – 8 месяцами). Ребенок способен различать и систематизировать лица на знакомые и не знакомые для него [15, с. 45-48].

Э. Эриксон же в своих исследованиях главную роль в формировании у ребенка базового доверия к миру отводил матери и в случае лишения значимого субъекта происходит депривация потребностей ребенка и как следствие – отсутствие первичной базовой потребности формирующейся в младенчестве. Таким образом, одной из форм депривации является недостаток материнского внимания особенно на первых годах жизни. [11, с. 248-315].

Дж. Боулби в своих работах выделял в качестве ведущего фактора,  оказывающего влияние на развитие личности – утрату фигуры значимого взрослого в период от полу года вплоть до шестилетнего возраста. В случае исчезновения матери из жизни ребенка и его поля видимости мы можем наблюдать проявление первичной тревоги в поведении ребенка, как правило, тревога такого типа является сигналом чего-то угрожающего и характеризуется  как страх отделения от лица, осуществляющего заботу [2. с. 41-53].

В исследованиях Д.С. Брунера описывается взаимосвязь существующих условий для развития и когнитивной стороны. А точнее недостаток необходимых благоприятных условий для развития мышления для решения проблем и активного контакта с окружающей  средой, что свидетельствует о поражении когнитивного учения  [3, с. 280-325].

Одним из не менее интересных исследований вопроса детской депривации было исследование Л.С. Выготского. Согласно его концепции развитие ребенка происходит в процессе формирование внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности и получения жизненного опыта, где взрослый выступает в качестве носителя необходимого опыта и источника развития. В таком случае существует огромная необходимость в осуществлении регулярного контакта ребенка со взрослым, что не представляется возможным для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях казенного учреждения[6, с. 38-149].

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» [12, стр. 117-263].

Также следует обратить внимание на работы М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. М.И. Лисина в следствии проведенного исследования обращает внимание на возникновение дефицита общения в результате редкого по количеству и времени контакта ребенка со взрослым, что является основополагающей причиной целого ряда отклонений в общении у младенцев из дома ребенка. В исследованиях В.С. Мухиной описывается о достаточно необычном феномене «Мы», постепенно формирующемся у несовершеннолетних, прибывающих в условия детского дома. Другими словами своеобразное разделение мира на «своих» и «чужих». Такого рода разделение приводит к установлению родственных отношений между детьми [1, с. 10-63].

Таким образом, проведя литературный анализ основных направлений феномена психической депривации, можно отметить специфическую особенность: наиболее часто рассматриваемый нами термин используется как обозначение потери чего-либо, в связи с этим недостаточно удовлетворяются основные психические потребности личности. Многочисленные расхождения в теориях свидетельствуют о том, что ученые рассматривают сам феномен «депривации» с точки зрения удовлетворения разных психических потребностей. Такого рода отделение несет в себе негативные последствия, оказывающие отрицательное влияние на психическое и речевое развитие ребенка воспитывающегося вне семьи.

References

1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов – СПб.: Питер, 2009. – 96 с.
2. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – 2 -е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 232 с.
3. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации – Изд-во: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 782 с.
4. Бауманн, У. Перре, М. Клиническая психология – 2 –е изд. – СПб: Питер, 2006. – 1312 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 c.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512с.
7. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы– 2 -е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
8. Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте – Прага, Авиценум, 1984 – 334 с.
9. Лебедев, В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 408 с.
10. Лебединский, В.В., Бардышевская, М.К. Психология аномального развития ребенка / B.В. Лебединский, М.К. Бардышевская // Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. I. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. – 744 с.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
12. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства – СПб: Питер, 2005 г. – 400 с
13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. – М.: ПЕР СЭ. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. 2006.
14. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда – Изд-во: АСТ, 2000 г. – 448 с.
15. Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 159 с.