Аннотация: Отражены результаты исследований рынка винодельческой продукции Республики Крым, который характеризуется высоким уровнем конкуренции, формируемой под влиянием широкой представленности продукции предприятий-производителей из зарубежных стран и других регионов Российской Федерации. Доля крымских производителей на исследуемом рынке составляет немногим более одной трети. Отмечена роль малых предприятий отрасли, обеспечивающих обновление и индивидуализацию ассортимента производимой продукции наряду с выполнением социальной функции (организацией самозанятости и предоставлением рабочих мест). Установлены факторы, замедляющие развитие отрасли в регионе. Выделены направления программы поддержки малого предпринимательства в сельскохозяйственной сфере и производстве товаров продовольственной группы. В качестве основных инструментов реализации государственной стратегии названы финансовое, имущественное, административное, информационное, консультационное, образовательное содействие предпринимателям. Рассмотрено влияние прямой финансовой помощи и инвестиционной активности на развитие отрасли. Представлены итоги реализации мероприятий Федеральной программы в 2019 году. Констатирована невозможность получения субсидий предприятиями, специализирующимися на производстве алкогольной продукции. Представлена характеристика мероприятий государственной поддержки, запланированных на 2020 год. Отмечена роль поправок, внесенных в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. Названы меры, стимулирующие развитие крымского виноградарства и виноделия. Определена роль информационного и образовательного содействия предпринимателям отрасли.
Ключевые слова: виноделие, малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, содействие предпринимателям, субсидии для виноделов, производители крымских вин, авторские вина.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Финансово-экономическое регулирование и развитие отраслей, комплексов, предприятий»