The relationship of quality management standards with the management of the organization

UDC 658
Publication date: 29.10.2020
International Journal of Professional Science №10-2020

The relationship of quality management standards with the management of the organization

Взаимосвязь стандартов менеджмента качества с менеджментом организации

Smetanina Tatyana Vladimirovna
Russian Federation, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, candidate of economic sciences, assistant professor.

Сметанина Татьяна Владимировна
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, к. э. н., доцент
Аннотация: Настоящая статья отражает ключевые аспекты взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента организации. Менеджмент организации развивался в отношении всех направлений деятельности организаций. К их числу относится и менеджмент качества. Среди прочих направений менеджмент качества играет ведущую роль в становлении конкурентоспособной и устойчивой в развитии экономической системы.

Abstract: This article reflects the key aspects of the relationship between quality management and organization management. The organization's management has developed in relation to all areas of the organization's activities. This includes quality management. Among other areas, quality management plays a leading role in the formation of a competitive and sustainable economic system in the development.
Ключевые слова: менеджмент качества, менеджмент организации, экономическая система, организация, закон развития, закон самосохранения, теория организации, конкурентоспособность, система менеджмента, бифуркация.

Keywords: quality management, organization management, economic system, organization, law of development, law of self-preservation, organization theory, competitiveness, management system, bifurcation.


В истории развития общей теории менеджмента организации качество всегда занимало значительное место. Управление экономическими отношениями зародилось примерно семь тысячилетий назад. Однако оформилось управление, как менеджмент, только в XX веке. Оно охватило в первую очередь развитые капиталистические страны, в которых менеджмент стал выделяться в самостоятельное направление из производственных отношений. В России менеджмент выделился в отдельное научное направление только в середине 1990-х годов. Причиной отставания теории менеджмента в использовании на территории России стало развитие собственности на ресурсы. В прошлом столетии в эпоху СССР собственность на средства производства и предметы труда до 1992 года была государственной. Поэтому эффективностью использования ресурсов занималось исключительно государство. Теория менеджмента предопределяет разнообразие собственности на ресурсы. Субъекты и объекты управления должны быть разнообразными в своей принадлежности и развитии.

Менеджмент качества, как научное направление, выделился из общей теории менеджмента во второй половине XX века. Если общая теория менеджмента направлена на эффективность управления дефицитными ресурсами организации, то менеджмент качества выделяет систему менеджмента, направленную на достижение конкурентоспособного результата производства, удовлетворяющего требованиям конечного потребителя.

Роль правил в теории менеджмента качества играют стандарты менеджмента качества. Стандарты определяют управление элементами организации. Основывается это управление в том числе на системном подходе. Организация рассматривается как экономическая система. На рис. 1 представлена система организации.

Рисунок 1. Система организации, как объект менеджмента качества.

Все элементы организации задействованы управлением со стороны менеджмента качества. Стандарты менеджмента качества ассоциированы в системе с правилами. Дефицитные ресурсы на входе в систему и на выходе из нее должны соответствовать требованиям этих стандартов. Внутренняя организация, персонал, технология и экономика, а такеж управляющие и управляемые элементы по своей сути должны удовлетворять стандартом менеджмента качества.  Все элементы между собой взаимосвязаны.

В Российской Федерации наряду с международными стандартами ИСО действуют технические условия (ТУ), государственные стандарты (ГОСТ).

Эпоха СССР характеризовалась административно-командной системой управления. На протяжении данного периода времени стандарты, действующие на территории СССР, были преимущественно ГОСТами. Их разработкой и утверждением занималось государство. Система международных стандартов характеризуется добровольностью и демократичностью. Эти стандарты разрабатываются сообществами специалистов, а также организаций, заинтересованных в создании товаров, услуг, соответствующих предъявляемым на текущий момент требованиям к ним со стороны потребителей. Производители заинтересованы в производстве и реализации товаров и услуг соответствующего качества. Данный факт характеризует имидж организации и её конкурентоспособность.

Наряду с теорией менеджмента, действующей на уровне отдельно взятой суверенной территории, в условиях развития технологий, рождается новая теория менеджмента, ограниченная глобальным пространстовом. Данная теория менедмжмента распространяется на всё глобальное окружение суверенной территории и оказывает непосредственное влияние на суверенную территорию также. Глобальный менеджмент предопределяет распространение единых правил, которые будут действовать на всех вовлеченных в глобальные экономические процессы, территориях. Если суверенная территория использует МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), МСА (международные стандарты аудита), значит она вовлечена в глобальный менеджмент. Российская федерация с 2017 года использует МСА. С начала 2000 годов интегрирует МСФО. По этой причине в начале 2020 года было поставлено под сомнение использование 10000 ГОСТов на территории РФ.  Суверенная территория, подчиняемая требованиям глобального развития, должна скорректировать управления системами организаций, в том числе системами менеджмента качества, в соответствии с установленными требованиями международных сообществ. В результате данных процессов происходит трансформация системы организации, как объекта менеджмента качества. В таблице 1 представлены направления трансформации системы менеджмента качества организации.

Таблица 1

Трансформация системы организации [1] – объекта менеджмента качества

Направление ГОСТ ИСО
Организация – внутренний элемент системы организации Нацелены на организацию в целом Предполагают выделение функциональных структур внутри организации
Выходные ресурсы – конечный дефицитный ресурс системы организации  

Государственный заказ

Достижение ожидаемой потребительской ценности, создание товара, услуги, соответсвующих требованиям потребителей
Непосредственная среда организации Организации с государственной собственностью Организации с государственной, частной и смешанной формами собственности – соотвествующие всему многообразию собственности, имеющей место в рассматриваемой экономической системе суверенной территории
Внешняя среда организации Организации с государственной собственностью Организации с государственной, частной и смешанной формами собственности (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности[2])
Сопровождение Государство Саморегулируемые организации и общественные сообщества

Из табл. 1 видно, что характеристика элементов системы организации при трансформации системы управления ресурсами от административно-командной  в условиях СССР к рыночной в РФ, выделяют ИСО, как более гибкую систему правил, используемых менеджментом качества.

Изменение глобальных условий существования организации – как объекта менеджмента качества, предполагает подчинение быстро изменяющимся процессам, которые происходят в глобальном экономическом пространстве. Система не должна быть детерминированной. В противном случае наступает состояние ее бифуркации.

Система должна развиваться. Она должна подчиняться изменяющимся условиям. Только при таком построении организация спосбна развиваться.

Взаимосвязь стандартов менеджмента качества с менеджментом организации предпопределяет правила поведения организации в меняющихся условиях существования последней.

Первостепенно изменяются среды, в которых существуют организации. Затем происходит изменение нормативов, к коим относятся стандарты.

Появление новых технологий, участвующих в экономических отношениях, предполагают качественное изменение условий существования экономических систем.

Эти характеристики определяют тесную взаимосвязь стандартов менеджмента качества с менеджментом организации.

References

1. Сметанина Т. В., Изменение экономических отношений в результате трансформации стандартизации системы менеджмента качества организации/ РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПУТИ РАЗВИТИЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 октября 2020 г, г. Таганрог) - Уфа: Аэтерна, 2020. –С. 35.
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).