Formation of soft skills among students in the conditions of the modern labor market

UDC 378
Publication date: 03.02.2021
International Journal of Professional Science №2-2021

Formation of soft skills among students in the conditions of the modern labor market

Формирование системы гибких навыков (soft skills) у студентов в условиях современного рынка труда

Bogacheva Olga Alekseevna
Cand. of Political Science,
Associate Professor,
Department of State, Municipal
and Corporate Governance,
Ryazan State Radio Engineering University


Богачева Ольга Алексеевна
Кандидат политических наук, доцент
кафедры государственного, муниципального
и корпоративного управления,
Рязанский государственный радиотехнический
университет им. В.Ф. Уткина
Аннотация: Для того, чтобы активно выходить на современный рынок труда в качестве востребованных специалистов, студенты должны обладать не только профессиональными знаниями, но и сформированными soft skills. Точкой формирования данных навыков должны стать ВУЗы, которым важно осознать необходимость гибкого реагирования на требования рынка труда. Студенты, с сформированными soft skills наиболее эффективны на всех стадиях выхода на рынок труда и способствуют повышению эффективности организации.

Abstract: In order to actively enter the modern labor market as in-demand specialists, students must have not only professional knowledge, but also formed soft skills. The point of formation of these skills should be universities, which need to understand the need for a flexible response to the requirements of the labor market. Students with formed soft skills are most effective at all stages of entering the labor market and contribute to improving the efficiency of the organization.
Ключевые слова: софт скиллс, гибкие навыки, профессиональные навыки, надпрофессиональные навыки, рынок труда, эффективность организации

Keywords: soft skills, flexible skills, professional skills, the labour market, the effectiveness of the organization


Современный рынок труда постоянно трансформируется и предъявляет к специалистам новые требования. Это связано со множеством факторов, таких как развитие технологий, цифровизация, рост сферы услуг, увеличение количества нестандартных задач как в ежедневной профессиональной деятельности, так и в управлении. Адаптироваться к этим требованиям достаточно сложно как начинающим сотрудникам, так и работникам с большим трудовым стажем.

Одной из отличительных черт данной трансформации становится востребованность soft skills (мягких/гибких навыков). Это приводит к тому, что в течение нескольких последних лет работодатели и специалисты по персоналу придают им все большее значение. Они не только дополняют профессиональные навыки сотрудника, но и формируют, так называемые, надпрофессиональные навыки, такие как способность общаться, самоанализ, стрессоустойчивость и тд. Вместе с тем, работодатели по всему миру отмечают наличие существенных проблем в межличностных навыках у сотрудников своих кампаний, которые усугубляются цифровизацией и «гаджитизацией» трудовых процессов и процессов коммуникации. Определённая «вина» за такое положение вещей лежит и на системе высшего образования, которая традиционно является очень консервативной, «малоподвижной» и, в какой-то степени, неспособной быстро реагировать на изменения внешней среды.

Проблема усугубляется тем, что сегодня в научном и экспертном сообществе не выработаны как единый подход к определению понятия soft skills, так и консенсус в мнениях по поводу того, какие «мягкие навыки» прежде всего необходимы сотрудникам. Такой пробел в научном понимании soft skills является одной из причин отсутствия программ развития «мягких навыков» в вузах и комплексной подготовки студентов по данному направлению. Безусловно, в образовательных программах присутствуют отдельные дисциплины, призванные формировать «гибкие навыки», но отсутствие комплексного подхода и качество преподавания таких курсов скорее вредят процессу формирования у студентов данных навыков, чем помогают в нем.

Вместе с тем, сегодня уже нельзя отрицать, что формирование софт скиллс – тренд и перспектива современного вузовского образования. Учебные заведения, которые не осознают его значения и не внедрят в учебный процесс, не смогут конкурировать на рынке образования в стратегической перспективе. Поэтому, дисциплины, формирующие гибкие навыки, должны быть не только внесены в учебные планы по соответствующим профессиям, но и внедрены в стратегию развития ВУЗов как точка роста образовательного учреждения.

Ответ на вопрос о том, почему многие ВУЗы до сих пор отказываются модернизировать «преподавательское мышление» заключается в общих тенденциях развития современного российского высшего образования: у ВУЗов отсутствует мотивация что-либо менять; ценность высшего образования традиционно в России очень велика, но система образования и рынок труда функционируют таким образом, что абитуриенты идут в ВУЗ не для получения профессиональных знаний, которые смогут применить в дальнейшей работе, а за дипломом о высшем образовании; отсутствует диалог между бизнесом и вузами.

Однако игнорировать изменения, происходящие на рынке труда, особенно в условиях пандемии коронавируса, как минимум, недальновидно. Сегодня студентам и выпускникам ВУЗов недостаточно иметь лишь знания. Для того, чтобы стать полноценным участником рынка труда и построить карьеру, необходимы развитые мягкие навыки, позволяющие быстро адаптироваться в динамично меняющихся профессиональных условиях. Формирование софт скиллс важно не только для трудоустройства выпускников ВУЗов и построения карьеры, а и для повышения эффективности обучения в вузе.

По мнению психологов, гибкие навыки наиболее пластичны и поддаются развитию и корректировке в подростковом и раннем взрослом возрасте (ссылка). Это еще один аргумент в пользу активного формирования софт скиллс у студентов ВУЗов разных специальностей.

По данным исследования, проведенного Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, пришли к выводу, что 85% успеха в работе зависит от хорошо развитых soft skills, и только 15% успеха — от технических навыков и знаний (hard skills). Эти статистические данные были экстраполированы из исследования инженерного образования, составленного Чарльзом Риборгом Манном и опубликованного в 1918 году Фондом Карнеги. (https://www.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/

Таким образом, говоря о формировании софт скиллс у студентов, нам следует отметить необходимость включения в учебные планы и программы дисциплин, влияющих на формирование как минимум трех видов «мягких» навыков:

— методических –  самоменеджмент, дисциплинированность, стрессоустойчивость;

— социальных – эмоциональный интеллект, эмпатия, умение работать в команде;

— личных – рефлексия, любознательность, самосознание.

Комплексно сформировать такой набор навыков у студентов поможет интегрированный учебных курс, направленный на развитие soft skills в рамках вузовского учебного процесса.

Учебная программа курса состоит из нескольких модулей.

Модуль 1. Лидерство.

Данный модель является вступительной частью учебного курса и знакомит обучающихся с современными знаниями в сфере лидерства и руководства. Здесь студенты получают ответ на вопрос, каким должен быть современный лидер организации, какие требования к нему предъявляются, какими знаниями, умениями и навыками он должен владеть.

 Модуль 2. Личная эффективность и самоменеджмет.

Данный модуль направлен на формирование у студентов таких знаний умений и навыков, которые позволят повысить личную эффективность сотрудников и руководителей организации: освоить технологии целеполагания, постановки задач и планирования в профессиональной жизни, методики управления временем (тайм-менеджмент).

Третий модуль будет посвящен такому гибкому навыку как эмоциональный интеллект. Сегодня он указывается во всех исследованиях, посвященных изучению востребованных работодателями soft skills.

Модуль 4. Четвертый модуль охватывает важнейший навык современного специалиста – коммуникативный. Здесь обучающиеся знакомятся с основными технологиями эффективной коммуникации. Большой объем модуля занимают занятия по изучению специфики делового общения. А вторая часть модуля полностью посвящена бесконфликтному общению.

Пятая часть курса (модуль 5) направлена на изучение делового этикета. Здесь студенты изучают правила делового этикета и получают практические навыки.

Заключительная часть учебной программы (модуль 6) посвящена командообразованию и работе в команде.

Такая учебная программа, реализуемая в течение шести семестров (трех курсов), позволит применить комплексный подход к формированию «гибких навыков» у студентов, которые охватывают различные способности, характеристики и поведение человека и увеличивают потенциал сотрудника. Сформированные софт скиллс, безусловно, повышают шансы студентов на трудоустройство в успешных компаниях на перспективные вакансии.

Слушатели, обладающие этими навыками, эффективны на всех стадиях выхода на рынок труда: при поиске работы, отборе и найме, в период адаптации в организации и непосредственной при осуществлении трудовых функций. У них больше шансов быть продуктивными, удерживаться на рабочем месте и продвигаться по карьерной лестнице. Они, как правило, зарабатывают больше, чем те, кто менее компетентен в мягких навыках. Сотрудники с сформированными софт скиллс способствуют повышению общей эффективности организации, развитию коллективного интеллекта, а также росту производительности труда. Они также активны и успешны в бизнесе, как на стадии стартапа, так и в дальнейшем управлении бизнесом.

Таким образом, речь можно и нужно вести не только о внедрении в ВУЗах учебных курсов по формированию гибких навыков, но и о необходимости программ развития молодежных кадров, программ кадрового развития, обучения и развития предпринимателей центром разработки и реализации которых должны стать ВУЗЫ в кооперации с ведущими предприятиями и организациями регионов.

References

1. Child Trends. Workforce connections: Key soft skills that foster youth workforce success [Электронный ресурс]. — URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf (дата обращения 15.01.2021)