Legal issues of participation in the economic process of the prosecutor, state bodies and other persons

UDC 34
Publication date: 02.05.2022
International Journal of Professional Science №5-2022

Legal issues of participation in the economic process of the prosecutor, state bodies and other persons

Правовые вопросы участия в экономическом процессе прокурора, государственных органов и иных лиц

Ibratova Feruza Babakulovna
Choriev Mirsardor
Sobirzhonov Odiljon

Tashkent State Law University


Ибратова Феруза Бабакуловна,
Чориев Мирсардор,
Собиржонов Одилжон

Ташкентский государственный юридический университет
Аннотация: В статье раскрыты значение и правовые проблемы участия в экономическом процессе прокурора, государственных органов и иных лиц, проанализированы участие прокурора, государственных органов и иных лиц в зарубежных странах. Делается вывод о том, что прокурор может участвовать в рассмотрении не любых экономических дел, а только определенных категорий дел, обязательное участие прокурора в которых прямо предписано законом и внести в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан дополнения и изменения, указав экономических дел, в которых прокурор обязан участвовать.

Abstract: The article reveals the significance and legal problems of participation in the economic process of the prosecutor, state bodies and other persons, analyzes the participation of the prosecutor, state bodies and other persons in foreign countries. It is concluded that the prosecutor may not participate in the consideration of any economic cases, but only certain categories of cases, the mandatory participation of the prosecutor in which is directly prescribed by law and to make additions and changes to the Economic Procedure Code of the Republic of Uzbekistan, indicating economic cases in which the prosecutor is obliged participate.
Ключевые слова: экономический спор, прокурор, государственный орган, иные лица, надзор, заявление, защита прав, законность.

Keywords: economic dispute, prosecutor, state body, other persons, supervision, statement, protection of rights, legality.


Прокурор, государственные органы и иные лица могут быть участниками экономического судопроизводства. Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан (статья 41) упомянутые субъекты отнесены к числу лиц, участвующих в деле. Правовой статус этих лиц, участвующих в экономическом деле, в целом, определяется процессуальным законодательством. Вместе с тем следует отметить, что иногда на практике возникают определённые споры и недоразумения касательно прав и обязанностей вышеупомянутых субъектов экономического процесса[1].

Говоря об участии прокурора в экономическом процессе, первоначально следует вспомнить, что в соответствии со статьёй 118 Конституции Республики Узбекистан, Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов на всей территории Республики Узбекистан[2]. Эта конституционная норма находит своё конкретизированное выражение в статьях Закона Республики Узбекистан №257-II «О прокуратуре»[3]. В частности, применительно к экономическому процессуальному законодательству, прокурор в целях обеспечения эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций участвует в рассмотрении дел во всех судебных инстанциях в порядке, установленном законом. Более того, согласно статье 26 Закона, в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в судебном порядке, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде.

Как утверждает Т.И.Отчесткая, участие прокурора в процессе обладает признакам универсальности, так как может быть реализовано прокурором независимо от того, при осуществлении какого из направлений деятельности прокураторы получены сведения о нарушении законности, будь то необходимость оперативного и реального пресечения и устранения нарушений, возникающих из гражданских, административных, уголовных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих определенные законом интересы, или возмещения ущерба[4].

В статье 49 Экономического процессуального кодекса определены основные права и обязанности прокурора как участника экономического судопроизводства. При этом по смыслу процессуального закона участие прокурора в разбирательстве по экономическому делу в суде может быть в двух формах:

  • в порядке осуществления надзора за соблюдением законности в экономическом судопроизводстве в целом;
  • обращение прокурора в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и государства[5].

Касательно первой формы участия прокурора в экономическом процессе следует отметить, что согласно статье 20 Закона Республики Узбекистан №257-II «О прокуратуре» предметом надзора является исполнение законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями, воинскими формированиями министерств, государственных комитетов и ведомств, хокимами и другими должностными лицами, а также соответствие принимаемых ими актов Конституции и законам Республики Узбекистан. Приведённую правовую норму можно истолковать таким образом, что прокурор вправе участвовать в рассмотрении экономических дел судами с целью надзора, во-первых, за исполнением законов другими участниками экономического процесса, во-вторых, за исполнением законов судом.

На практике прокурор как независимый участник экономического процесса, принимает участие в экономическом судопроизводстве, как правило, по тем делам, в которых стороной (или одной из сторон) выступает государственная организация, или когда в поведении стороны в экономическом деле усматриваются признаки какого-либо преступления[6].

В таких случаях согласно части четвёртой статьи 49 ЭПК РУз прокурор излагает своё мнение по существу рассматриваемого дела[7]. Говоря конкретнее, прокурор, при данной форме участия, должен выразить свою позицию по применению конкретных норм материального и процессуального законодательства, а также дать свою независимую оценку по поводу того, как следует разрешить данное конкретное дело по существу[8].

Следует отметить, что сейчас возникают определённые недоразумения касательно участия прокурора в экономическом деле в порядке надзора за исполнением законов. Причиной возникновения таких недоразумений является, наличие коллизий в законодательстве. В частности, проанализированные нами выше нормы Закона №257-II «О прокуратуре» теоретически дают прокурору право на участие в разбирательстве любых экономических дел[9]. Однако часть третья статьи 49 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан гласит, что (в порядке надзора за исполнением законов) прокурор может участвовать в разбирательстве экономического дела только в случаях, когда это предусмотрено законом. То есть, экономический процессуальный закон для участия прокурора в рассмотрении каких-либо экономических дел требует прямого указания на то закона. Это означает, что прокурор может участвовать в рассмотрении не любых экономических дел, а только определённых категорий дел, обязательное участие прокурора в которых прямо предписано законом. Если толковать норму ЭПК таким образом, то, получается, что на данный момент прокурор фактически не может участвовать в экономическом судопроизводстве в порядке надзора за исполнением законов, поскольку в законодательстве сейчас практически нет норм, прямо предписывающих подобное участие прокурора в экономических делах какой-либо категории.

Вторая форма участия прокурора в экономическом судопроизводстве – это обращение прокурора в экономический суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и государства. В частности, согласно статье 33 Закона Республики Узбекистан №257-II «О прокуратуре», прокурор в целях обеспечения эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций участвует в рассмотрении дел во всех судебных инстанциях в порядке, установленном законом. Более того, согласно статье 49 ЭПК, прокурор может участвовать в разбирательстве по делам, возбуждённым на основании его искового заявления (заявления). Возьмём, например, производство по делам о банкротстве[10]. Согласно статье 44 Закона Республики Узбекистан №474-II «О банкротстве», прокурор вправе обратиться в экономический суд с заявлением о признании должника банкротом в случаях, когда им обнаружены признаки сокрытия банкротства, а также когда того требуют защита интересов кредитора.

Процессуальным законом определён правовой статус прокурора а качестве такого участника экономического процесса. Согласно статье 49 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан прокурор, предъявивший исковое заявление (заявление) в интересах гражданина, юридического лица и государства, пользуется правами и несёт обязанности истца, за исключением права заключения мирового соглашения или медиативного соглашения.

В частности, исковое заявление (заявление) в межрайонные, районные (городские) экономические суды предъявляют прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента, районов (городов) и приравненные к ним прокуроры, а в Суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды — прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента или их заместители. Генеральный прокурор Республики Узбекистан или его заместитель вправе предъявить исковое заявление (заявление) во все экономические суды Республики Узбекистан. Вместе с тем следует отметить, что отказ прокурора от предъявленного им искового заявления (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.

Помимо прокурора, в экономический суд с иском или заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов общества, государства, физических и юридических лиц, могут обратиться также государственные органы и иные лица в случаях, предусмотренных законодательством (статья 50 ЭПК РУз). Интересно заметить, что процессуальный закон не содержит конкретных указаний насчёт того, какие именно органы и лица и в каких случаях могут обратиться в суд с иском или заявлением. Экономический процессуальный кодекс по данному вопросу отсылает на другие нормативно-правовые акты.

Должностными лицами, имеющими право обращаться в экономический суды в защиту прав и охраняемых законом интересов государства и общества, являются хокимы районов и городов. Как пишется в статье 25 Закона Республики Узбекистан 913-XII «О государственной власти на местах» в случаях грубого нарушения собственниками и пользователями жилья требований по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов, по представлению поставщиков коммунальных услуг или товариществ собственников жилья хокимы районов и городов обращаются в суд с исками о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов[11].

Одними из органов, имеющих право обращаться в суд в защиту интересов государства и общества, являются органы государственной налоговой службы. Согласно Закону Республики Узбекистан №474-I «О государственной налоговой службе», в пределах своей компетенции эти органы вправе предъявлять в суд иски к налогоплательщикам о взыскании в доход государства незаконно полученных налогоплательщиками средств.

Субъектами, которые могут обращаться в суд в защиту интересов физических и юридических лиц, выступают негосударственные некоммерческие организации. В соответствии со статьёй 7 Закона Республики Узбекистан №763-I «О негосударственных некоммерческих организациях», каждая ННО имеет право представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников. На практике чаще всего в экономические суды в защиту прав своих членов обращаются, в основном, такие негосударственные некоммерческие организации, как Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана.

Органы опеки и попечительства (сокращённо — органы СПОН) также могут выступать в качестве защитников интересов граждан. Согласно части первой статьи 13 Закона Республики Узбекистан №ЗРУ-364 «Об опеке и попечительстве», органы СПОН обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам. Органы опеки и попечительства могут участвовать в рассмотрении, например, корпоративного спора, в который вовлечён подопечный-акционер коммерческого юридического лица.

Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (бизнес-омбудсман) – ещё один субъект, которому законодательством предоставлено право обращаться в экономический суд в защиту прав физических и юридических лиц. Так, в соответствии со статьёй 8 Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», бизнес-омбудсман для выполнения возложенных на него задач имеет право обращаться в суды с заявлениями, исками и жалобами в интересах субъектов предпринимательства без уплаты государственной пошлины.

Что касается правового статуса государственных органов и иных лиц, уполномоченных обращаться в экономический суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, общества и государства, следует отметить, что указанные субъекты имеют такие же права и обязанности что и прокурор[12]. Статьёй 50 ЭПК закреплено, что указанные органы и лица, предъявившие иск, пользуются всеми правами и несут обязанности истца, за исключением права заключения мирового соглашения или медиативного соглашения. Более того, как в случае и с иском прокурора, отказ государственного органа и иного лица от предъявленного им искового заявления (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу. И, наконец, большинство государственных органов и иных лиц, обращающихся в экономический суд с иском в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, государства и общества (а именно Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан, Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан, Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, )

Таким образом, мы рассмотрели особенности участия прокурора, а также государственных органов и иных лиц в защиту прав граждан, юридических лиц, общества и государства в экономическом судопроизводстве. Анализ приведённых правовых норм даёт нам основания утверждать, что участие прокурора в экономическом деле недостаточно полно регламентируется законодательством. Такая неопределённость подталкивает законодателя к совершенствованию законодательства по данному направлению.

В этом плане не будет лишним приглядеться к опыту других стран, чьё законодательство, в целом, схоже с узбекским. Возьмём, например, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) Российской Федерации. В статье 52 АПК РФ приведён перечень категорий дел, в разбирательстве которых прокурор вправе принимать участие[13]. Это, в основном, дела, связанные с признанием недействительности сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация (или организация с государственным участием). Более того, в процессуальном законе России ясно закреплено право участия прокурора в экономическом процессе в порядке надзора за исполнением законов. Примечательно, что помимо участия в разбирательстве вышеуказанных категорий дел прокурор имеет право также обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании правовых актов (как нормативных, так и ненормативных), затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Узбекским же законодательством предусмотрено право оспаривать в административном суде ведомственные нормативно-правовые акты (не только касающиеся предпринимательской деятельности, а любые), причём таким правом обладает не только прокурор, но и любое заинтересованное лицо.

Как утверждает А.Ю.Рожков, в современном Арбитражном процессуальном кодексе достаточно конкретно указаны основания подачи прокурором иска в суд, а также основания вступления прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом. В статье 52 АПК РФ указан перечень исков, с которыми прокурор может обратиться в арбитражный суд. Их перечень является исчерпывающим. Однако анализ судебной практики по делам с участием прокурора в арбитражном судопроизводстве показывает, что часто суды применяют расширительное толкование закона и вследствие этого принимают к производству иски, которые не указаны в диспозиции статьи 52 АПК РФ, рассматривают их и, соответственно, выносят решения по данным делам[14].

Аналогичные в целом российскому процессуальному закону нормы установлены в белорусском хозяйственном процессуальном законодательстве. Вместе с тем, Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) Республики Беларусь[15] также уполномочивает прокурора оспаривать в хозяйственных судах правовые акты государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, но, в отличие от российского АПК, только ненормативные акты, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Что касается выступления прокурора в хозяйственном процессе в защиту прав других лиц, белорусский закон предоставляет прокурору право обращаться в хозяйственный суд в защиту интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но только с согласия последних (статья 66 ХПК).

На основании вышеизложенного было бы целесообразным внести дополнения и изменения в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан по участию прокурора, государственных органов и иных лиц, и отдельной статьей указать перечень экономических дел, в которых прокурор обязан участвовать.

[1] Ibratova F. Bankrotlik to ‘g ‘risidagi ishlarda prokuror ishtiroki.

[2] https://lex.uz/docs/35869

[3] https://www.lex.uz/acts/105533

[4] Отческая Т. И. Процессуальные аспекты участия прокурора в арбитражном процессе //Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №. 2 (87). – С. 122-131.

[5] https://lex.uz/docs/3523895

[6] Барышова М. В. и др. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. – 2019.

[7] Ibratova F. B. et al. Special features of modern legal systems: cases and collisions. – 2017.

[8] https://lex.uz/docs/3523895

[9] https://www.lex.uz/acts/105533

[10] Ibratova F. B. The Concept and Characteristics of Bankruptcy Procedures for Business Entities With the Status of a Legal Entity //Middle European Scientific Bulletin. – 2022. – Т. 20. – С. 143-147.

[11] https://www.lex.uz/acts/112168

[12] Ухова Л. Д. Некоторые проблемы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе //Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2008. – №. 3. – С. 231-234.

[13] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/

[14] Рожков А. Ю. Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе //Вестник воронежского института МВД России. – 2014. – №. 2.

[15] https://etalonline.by/document/?regnum=hk9800219

References

1. Барышова М. В. и др. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. – 2019.
2. Ibratova F. Bankrotlik to ‘g ‘risidagi ishlarda prokuror ishtiroki.
3. Ibratova F. B. et al. Special features of modern legal systems: cases and collisions. – 2017.
4. Ibratova F. B. The Concept and Characteristics of Bankruptcy Procedures for Business Entities With the Status of a Legal Entity //Middle European Scientific Bulletin. – 2022. – Т. 20. – С. 143-147.
5. Отческая Т. И. Процессуальные аспекты участия прокурора в арбитражном процессе //Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №. 2 (87). – С. 122-131.
6. Рожков А. Ю. Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе //Вестник воронежского института МВД России. – 2014. – №. 2.
7. Ухова Л. Д. Некоторые проблемы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе //Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2008. – №. 3. – С. 231-234.
8. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
9. https://etalonline.by/document/?regnum=hk9800219
10. https://lex.uz/docs/35869
11. https://www.lex.uz/acts/105533
12. https://lex.uz/docs/3523895
13. https://www.lex.uz/acts/112168