Competition of norms for water sampling in order to fulfill the obligations stipulated by environmental legislation

UDC 340.1; 349.6
Publication date: 31.10.2022
International Journal of Professional Science №9-2022

Competition of norms for water sampling in order to fulfill the obligations stipulated by environmental legislation

Конкуренция норм по отбору проб воды в целях исполнения обязанностей, предусмотренных экологическим законодательством

Doronkin R.V.


Доронькин Роман Владимирович
Аннотация: В работе дается правовая оценка существующих методик (методов) регламентирующих пробоотбор воды (в т.ч. сточной) для их последующего количественного химического анализа содержания загрязняющих (вредных) веществ. С точки зрения правоприменительной практики автором предлагается механизм выбора тех или иных методов в зависимости от целей отбора проб воды, например, для мониторинга в производственном экологическом контроле, для установления нормативов допустимого сброса, для оценки соблюдения природоохранного законодательства для взыскания ущерба при нанесении вреда компоненту природной среды.

Abstract: The paper gives a legal assessment of the existing methods (methods) regulating the sampling of water (including waste water) for their subsequent quantitative chemical analysis of the content of polluting (harmful) substances. From the point of view of law enforcement practice, the author proposes a mechanism for choosing one or another method depending on the purposes of water sampling, for example, for monitoring in industrial environmental control, for setting standards for permissible discharge, for assessing compliance with environmental legislation for recovering damage in case of damage to a component of the natural environment .
Ключевые слова: отбор проб, экология, вода, сточная вода, вред, контрольная (надзорная) деятельность, методы исследования, экспертиза, аккредитация, стандартизация

Keywords: sampling, ecology, water, wastewater, harm, control (surveillance) activities, research methods, expertise, accreditation, standardization


Введение

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] определил три цели экологического законодательства: удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В зависимости от поставленной цели законодатель определил обязанности природопользователей разделяя их по сфере деятельности и по состоянию природной среды в которой осуществляется деятельность. Поэтому цель любых правоотношений, и экологических в частности, является основанием для совершения юридических значимых действий их субъектов.

При правоприменении нередко возникают правовые конфликты интересов субъектов экологических правоотношений, природопользователей и контрольных (надзорных) ведомств, выражающийся в несогласии с результатами лабораторных исследований, устанавливающих количественный химический анализ содержания загрязняющих (вредных) веществ в отобранном пробоматериале, как почвы, воздуха, так и воды (сточной воды). А из-за физической и химической разности компонентов природной среды, методики отбора проб и исследований тоже различны. В самих же методиках в зависимости от целей пробоотбора предлагается ряд методов как отбора проб, так и последующего исследования, поэтому результаты лабораторных исследований не всегда идентичны. Это связанно как по причине разности отбираемого объекта исследования или методов исследования (интерпретации результатов), так и по причине многовариантности методов их отбора.

Наше исследование посвящено решению вопроса выбора того или иного метода пробоотбора, на примере воды (сточной воды) путем классификации существующих методов по их нормативному закреплению, анализа и сравнения возможного выбора их применения в зависимости от цели пробоотбора.

  1. Характеристика методик и методов

В России действует ряд документов регламентирующих область отношений по отбору проб сточной воды, это ГОСТы и ПНДФы[2]. До ноября 2020 года, частично действовали и нормативы водного надзора (НВН), которые потеряли свою актуальность в правовом поле, но могут продолжать частично применяться в конкретных лабораториях.

Выбор оптимальной методики является правом лаборатории[3], это могут быть методы, опубликованные в международных, региональных или национальных стандартах, либо рекомендованные авторитетными техническими организациями, либо описанные в соответствующих научных статьях или журналах, либо установленные изготовителем оборудования. Также могут применяться методы, разработанные или модифицированные лабораторией. Выбор зависит не только от того, к какой категории относится вещество, но и от технического оснащения испытательного центра, а также от квалификации лаборантов. При этом информация об используемых методиках обязательно должна быть отражена в области аккредитации конкретной лаборатории[4].

Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра)[5].

При этом до 1 января 2021 года лаборатории могли включать в область аккредитации нестандартные методики, методики, разработанные лабораторией; стандартные методики, используемые за пределами целевой области применения (для исследований (испытаний) и измерений, а также отбора проб не указанных в методиках объектов)[6]. После указанной даты правоотношения в данной части стал регулировать приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707[7] утвердивший критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также перечень национальных стандартов Российской Федерации и документов международных организаций в области аккредитации, для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации. Теперь для оценки соответствия лаборатории области аккредитации необходимо руководствоваться ГОСТ ISO/IEC 17025-2019[8], который связывает применение иных методик только если они имеют метрологическую прослеживаемость к соответствующей основе для сравнения, например к результатам, полученным с применением референтных методик измерений, установленных методов или согласованных стандартов (эталонов), если они четко описаны и признаны в качестве обеспечивающих результаты измерений, которые отвечают своему предполагаемому назначению и подтверждаются соответствующими сличениями[9]. Поэтому ранее лаборатории могли руководствоваться нормативами фактически замененными или утратившими силу, но учитывая их включение в область аккредитации, ими можно было пользоваться в соответствующей лаборатории. Тогда как сегодня такое применение утративших правовую актуальность документов ведет к необходимости их переоценки с новыми эталонами (стандартами).

Из действующих стандартов по отбору проб воды (сточной воды) можно указать ГОСТ 31861‑2012 и природоохранные нормативные документы федеративные ПНД Ф 12.15.1‑08[10].

Нормативы водного надзора НВН 33‑5.3.01‑85[11] утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1850[12], взамен постановлением Госстандарта России от 21.04.2000 № 117-ст[13] с 01.07.2001 был введен в действие ГОСТ Р 51592‑2000[14], который также утратил силу с 15 февраля 2015 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст[15] и взамен которому введен в действие вышеуказанный ГОСТ 31861‑2012[16].

Для государственного экологического мониторинга, осуществляемого Росгидромет применяются нормативные документы, разработанные самим Росгидромет серии руководящий документ (РД) или рекомендации (Р), например, при установлении условных фоновых показателей[17]. Однако их применение связанно с многолетними наблюдениями и в основном регулируют порядок установления места и сроков отбора.

Определяя юридическую силу нормы отметим, ГОСТ 31861-2012 утвержден приказом Росстандарта, в настоящее время такие полномочия органа предусмотрены ст. 9 и ст. 24 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ)[18]. Однако несмотря на указание в самом ГОСТе о единстве требований по его применению при отборе проб, согласно ст. 26 Закона № 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, что исключает их обязательность при выборе той или иной методики, того или иного метода исследований.

Также отметим, что взамен ГОСТ 31861-2012 сегодня принят ГОСТ Р 59024-2020[19] «Национальный стандарт Российской Федерации. Вода. Общие требования к отбору проб»[20], который должен был начать действовать с 01.08.2021, но в соответствии с изменениями, внесенным приказами Росстандарта от 29.07.2021 № 667-ст, 30.05.2022 № 423-ст, срок введения в действие данного документа перенесен на 01.01.2023.

Другой документ ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод», утверждены ФБУ «ФЦАО»[21]. В рамках своей компетенции ФБУ «ФЦАО» руководствуется ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»[22]. Указанным законом в ст. 5 устанавливается возможность введения новых методов, но подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к соответствующим измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ФГИС «АРШИН»).

Поэтому указанные методические документы по своей природе имеют единые цели, но обязательны только в том случае, если они включены в область аккредитации лаборатории или если приняты для руководства соответствующим правоприменительным органом в своей деятельности для конкретного контрольного (надзорного) действия.

Из особенностей содержания указанных документов можно отметить, что в ГОСТ 31861-2012 не предусматривается регламентация параллельного отбора проб, в отличие от ПНД Ф 12.15.1-08 и ГОСТ Р 59024-2020, при этом в ПНД Ф 12.15.1-08 более детально расписана сама процедура отбора по сравнению с ГОСТ Р 59024-2020. Также ГОСТ Р 59024-2020 и ГОСТ 31861-2012 предусматривают предварительную статистическую обработку данных для установления необходимого количества отбора проб, результаты которых можно считать доверительными, отметим, что ГОСТы предусматривают формулы расчета для отборов из расчета не менее 150 раз, поэтому эти нормативы больше подходят для организации производственного экологического контроля и мониторинга природной среды и не подходят для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (действий) в условиях соблюдения коротких сроков проверки.

Исходя из изложенного, мы можем наблюдать важное правоприменительное значение, например, при оценке результатов лабораторных исследований (экспертизы) в суде, в котором должен ставится вопрос не о соответствии отбора проб какой-либо из методик в общем, а соответствует ли отбор той методике, которая отражена в области аккредитации проводившей экспертизу лаборатории. Это является ключевым вопросом в установлении законности проведенных отборов проб и полученных результатов, например, анализ арбитражных судебных дел[23], показывает отсутствие проработки вопросов, задаваемых эксперту и непонимание существа правоотношений, когда ставится только один вопрос: «…причинен ли водному объекту вред и если да, то соответствует ли расчет вреда методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства[24] (далее – Методика № 87)?». Так как судебный эксперт не может выходить за рамки поставленных вопросов и вынужден исследовать только Методику № 87, поэтому не может выявить причины проблемы возникшего спора о несогласии с результатами лабораторных исследований или расхождении полученных параллельных результатов.

  1. Виды целей отбора проб и достижимый результат

Цели отбора проб могут выражаться как из формы исследуемого объекта (пробоматериала) (например, аварийное пятно нефтепродуктов на водном объекте или сброс растворенных загрязняющих веществ в составе стоков), так и по сфере деятельности (например, производственная, санитарная, бытовая, государственный экологический мониторинг или федеральный государственный экологический контроль (надзор)).

Необходимо отметить различие между методами контроля за концентрацией загрязняющих (вредных) веществ в воде и методами ее отбора. Контролю и нормированию подлежат вещества включенные в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2025 № 1316-р.[25] При этом приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552[26] утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов, при этом в таблице 2 к указанному приказу перечислены методы контроля для соответствующего контролируемого вещества, под методом контроля приказ понимает методы анализа вещества (атомно-абсорбционная спектроскопия, газовая хроматография, инфракрасная спектроскопия и прочие методы). В методиках также присутствуют разделы по порядку отбора проб для конкретных веществ по видам анализа, однако все они имеют бланкетные нормы и отсылают к ГОСТ 31861-2012.

В практике возникают чаще всего споры по примененным методам определения (контроля) вещества, например, в приказе Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 установлен контролируемый показатель по Железу (Fe) растворимая форма, метод контроля ИСП (метод индуктивно связанной плазмы) или ААС (атомно-абсорбционная спектроскопия). Лаборатория в протоколе испытаний указывает примененный метод по ПНД Ф 14.1:2:4.50-96[27], которая предполагает определение вещества фотометрическим методом с сульфосалициловой кислотой и на первый взгляд не может быть применена в исследовании. Однако данная методика имеет свидетельство об аттестации методики (метода) измерений, поэтому в силу ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ и ГОСТ Р 8.563-2009[28] имеет равноценное применение, что и указанные в приказе Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, а по юридической силе приказ не может преодолеть требования федерального закона, учитывая, что специальной нормой для правоотношений по применению методов контроля будет являться закон, а для установления предельных концентраций веществ специальный приказ.

Выбор той или иной методики для пробоотбора зависит от целей, преследуемых субъектом отбора проб воды. В целях организации производственного экологического контроля природопользователю установлены требования по контролю за состоянием воды (приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109[29] и п. 9.2.1 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества[30]), так же как и для расчета нормативов допустимого сброса (НДС) (п. 15 и п. 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей[31]) которые определяют, что фактический сброс загрязняющих веществ должен определяться в соответствии с нормативными документами по отбору проб для анализа сточных вод и учету их качества и предусматривают применение при отборах проб только аттестованные методики (методы) измерений.

Для государственного экологического мониторинга, осуществляемого Росгидромет по приказу Минприроды России от 24.02.2014 № 112[32] действует внутренний порядок, установленный: РД 52.24.689-2021 «Порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты»[33], Р 52.24.353-2012 «Рекомендации. Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод»[34], РД 52.24.309-2011 «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши»[35]. Данные документы не могут определять правоотношения хозяйствующих субъектов напрямую, так как результат их применения выражается в форме услуг (в т.ч. государственных) и поэтому входит в сферу договорных отношений.

Для федерального государственного экологического контроля (надзора) согласно п. 33 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»[36] отбор проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.

При этом согласно ст. 81 ч. 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[37] (далее – Закон № 248‑ФЗ) по результатам отбора проб (образцов) инспектором или привлеченным им лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов). А ч. 4 ст. 84 Закона № 248-ФЗ установила, что обязанность отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов лежит на контрольном (надзорном) органе, однако это не исключает привлечение экспертов для проведения соответствующих отборов.

Из чего следует, что контрольный (надзорный) орган вправе самостоятельно произвести отбор проб или привлечь для этого действия соответствующую экспертную организацию. Соответственно выбор применимых методов отбора в первом случае лежит в сфере компетенции контрольного (надзорного) органа, а во втором – экспертной организации (лаборатории).

При этом, если качество воды в точке отбора пробы нестабильно и подвержено случайным или систематическим изменениям, или качество воды стабильно низкое, не подверженное изменениям экспертная организация или контрольный (надзорный) орган в равной степени обязаны обосновать количество отборов в заданный период времени. Например, в правоприменительной практике существует дискуссия по определению количества и периода отбора проб для расчета размера вреда водному объекту, согласно п. 22 Методики № 87 показатель фактической концентрации загрязняющего вещества (Сфi) рассчитывается как средняя арифметическая трех отборов проб, однако показатель времени негативного воздействия (Т) вроде указывает на весь период негативного воздействия, то есть одни эксперты-практики считают, что все три отбора проб воды должны быть с превышением допустимых концентраций, для выдерживания положений методики, а другие, считают, что все отобранные пробы не обязательно должны иметь превышение показателей, достаточно, чтобы средняя арифметическая была больше допустимой, а время (Т) указывает на временной промежуток осуществления контроля за содержанием вещества, поэтому он и характеризуется периодом воздействия, иначе бы период был бы бесконечным пока осуществляется негативная деятельность, что в рамках коротких сроков контрольного (надзорного) мероприятия станет неосуществимым.

ГОСТ Р 59024-2020 раскрывает возможные типы проб и их преимущественное использование: простые (разовые; точечные пробы); смешанные (составные; усредненные: (а) периодического отбора (периодические пробы времязависящие, периодические пробы потокозависящие, периодические пробы объемозависящие); (б) непрерывного отбора (непрерывные пробы, отобранные при постоянной скорости потока, непрерывные пробы, отобранные при непостоянной скорости потока); (в) отбора проб сериями (пробы глубинного профиля, пробы профиля площади); пробы большого объема.

Исходя из выше указанной специфики целей можно дифференцировать типы проб с их спецификой. Для производственного экологического контроля можно использовать все предлагаемые типы проб в зависимости от технологии производственных процессов предприятия. Для государственного экологического мониторинга, санитарных и бытовых целей, а также экологического контроля (надзора) верно применять простые типы проб, так как в данном типе проб пробоматериал характеризует качество воды в конкретное время в конкретной точке, что фактически и отвечает тем потребностям для которых и установлены цели выявить возможное наличие загрязнения, то есть когда цель программы отбора проб — оценить качество воды по отношению к нормативам содержания (предельно допустимых концентраций) показателей в воде, установленных в нормативных документах.

Например, в надзорный орган поступила информация о загрязнении реки стоками предприятия. Инспектор надзорного органа и экспертная организация не может сразу определить необходимый тип проб для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так как, только осмотр на месте происшествия может показать какие цели необходимо достичь при лабораторных исследованиях. Можем лишь сделать предположение, что для определения типа и проб, места и их количества за определенный период времени, необходимо исходить из нормативов допустимого воздействия установленных для конкретного природопользователя, так же из предположения, что сам сигнал о возможном нарушении говорит о нестабильности и случайности изменения качества воды (сточной воды), поэтому при формировании программы исследований допустимо устанавливать рандомное количество отборов проб как в максимально короткий промежуток, например, в течение 2 часов, так и максимальное длительный период, например, спустя 6 месяцев, например, после истечения срока выполнения предписания об устранении нарушений, но обязательно выдерживая требование о минимальном количестве отборов в три раза. Это будет стимулировать природопользователей реактивнее исправлять выявленные недочеты в работе предприятия, так как в силу п. 22.2 Методики № 87 окончание периода времени (Т) служит либо повторный замер воды (сточной воды) без превышения, либо предоставление природопользователем информации о результатах лабораторных исследований без превышения установленных нормативов.

Поэтому в целях единообразного подхода при взаимодействии Росприроднадзора и экспертных лабораторий в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий в территориальные органы направлены формы заявок на лабораторное исследование, экспертное сопровождение, протоколов отбора проб и заключений. Данные формы являются актуальными до утверждения регламента взаимодействия[38], при этом ранее действовал Временный регламент взаимодействия[39], содержащий аналогичные формы заявок. В программу исследований включается выбор мест отбора проб, объект контроля, периодичность (частота) отбора проб, контролируемые показатели, количество проб. Заявка содержит все указанные выше сведения и является, по сути, программой исследований для экспертной организации, привлекаемой к проведению контрольно-надзорного мероприятия. Такую программу исследований должны составлять и природопользователи ее содержание и процедура утверждения предусмотрены в ПНД Ф 12.15.1-08.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что выбор методик и методов отбора пробы воды (в том числе сточной, природной) остается за конкретными исследовательскими лабораториями и должностными лицами контрольных (надзорных) органов. Существо споров в сфере результатов лабораторных исследований по установлению концентрации химических веществ в пробоматериале должно рассматриваться из заявленных методик в области аккредитации экспертной организации или определенных в заявке на лабораторное сопровождение контрольного (надзорного) действия (в акте отбора проб, если контрольный (надзорный) орган выполняет отбор самостоятельно). В зависимости от целей отбора проб, получатель информации ожидает определенного результата, который напрямую зависит от типа пробоотбора. Только для производственных целей подходят все типы отборов проб, а для прочих, в том числе контрольной (надзорной) деятельности больше подходит тип простых, точечных отборов проб. При этом период отбора простых, точечных проб не регламентировано, поэтому может устанавливаться в зависимости от дискреции предоставленной органу для отбора проб.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: ред. от 26.03.2022//Собрание законодательства РФ, 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

[2] ГОСТ — государственный стандарт, ПНД Ф — природоохранные нормативные документы федеративные.

[3] п. 7.2.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий: введен в действие приказом Росстандарта от 15.07.2019 № 385-ст. М.: Стандартинформ, 2019.

[4] п. 9 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»: ред. от 11.06.2021//Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6977.

[5] ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»//Собрание законодательства РФ, 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6977. Разъяснение Росаккредитации от 17.05.2018 «О возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих»//Офиц. сайт. – URL: http://fsa.gov.ru (дата обращения 18.05.2018).

[6] п. 4.10 приказ Росаккредитации от 25.01.2019 № 11 «Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)»//Офиц. сайт. – URL: http://fsa.gov.ru (дата обращения: 29.03.2019).

[7] приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»: зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2020 № 60907//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020).

[8] ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий : утв. и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. № 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта». М.: Стандартинформ, 2019.

[9] п. 6.5.3 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

[10] ПНД Ф 12.15.1-08. Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод: утв. приказом ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки технологического воздействия» от 05.05.2015//URL: http://ecat.simbexpert.ru/Data2/1/4293831/4293831616.htm (дата обращения 19.10.2022).

[11] НВН 33-5.3.01-85. Инструкция по отбору проб для анализа сточных вод: утв. приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 № 223//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

[12] Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1850 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР»//Собрание законодательства РФ. 30.11.2020. № 48. Ст. 7720.

[13] Постановление Госстандарта России «О принятии и введении в действие государственного стандарта» от 21.04.2000 № 117-ст//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

[14] ГОСТ Р 51592-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Вода. Общие требования к отбору проб: утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 21.04.2000 № 117-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

[15] Приказ Росстандарта «О введении в действие межгосударственного стандарта» от 29.11.2012 № 1513‑ст//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

[16] ГОСТ 31861-2012. Вода. Общие требования к отбору проб: утв. приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст. М.: Стандартинформ, 2019.

[17] О данной категории документов автором проводилось исследование в работе: Доронькин Р.В. Парономазия дефиниции Фоновая концентрация загрязняющих веществ//International Journal Of Professional Science: international scientific journal, Nizhny Novgorod, Russia: Scientific public organization «Professional science». № 11-2021. Р. 5 — 29. DOI 10.54092/25421085_2021_11. ISSN 2542-1085.

[18] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. № 27. Ст. 3953.

[19] Приказ Росстандарта от 10.09.2020 № 640-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

[20] Данный ГОСТ основан на положениях ИСО 5667/1-2006. Качество воды. Отбор проб. Часть 1. Качество воды. Отбор проб. Часть 1. Руководство по составлению программ и методик отбора проб; ИСО 5667/2-1991. Качество воды. Отбор проб. Часть 2. Руководство по составлению методик выборочного контроля; ИСО 5667/3-2003. Качество воды. Отбор проб. Часть 3. Руководство по хранению и обращению с пробами воды; ИСО 5667/4-1987. Качество воды. Отбор проб. Часть 4. Руководство по отбору проб из естественных и искусственных озер; ИСО 5667/6-2005. Качество воды. Отбор проб. Часть 6. Руководство по отбору проб из рек и потоков, поэтому их анализ отдельно не приводится в настоящем исследовании.

[21] Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ИНН 7702052884), https://fcao.ru.

[22] Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»//Собрание законодательства РФ. 30.06.2008. № 26. Ст. 3021.

[23] Решения арбитражных судов по делам А40-154255/2020, А40-155359/2020, А64-8616/2021, А23-7614/2020, А23-4469/2020 и т.д.

[24] Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»: зарегистрирован в Минюсте России 25.05.2009 № 13989//Российская газета. 24.06.2009. № 113.

[25] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29, часть II. Ст. 4524.

[26] Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»: зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017 № 45203//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2017).

[27] ПНД Ф 14.1:2:4.50-96. Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовой концентрации общего железа в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с сульфосалициловой кислотой. М.: ФБУ «ФЦАО», 2011.

[28] ГОСТ Р 8.563-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений: утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1253-ст. М.: Стандартинформ, 2010.

[29] Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»: зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2022 № 67461//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2022).

[30] Приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества»: зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 № 61582//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2020).

[31] Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»: ред. от 18.05.2022; зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61973//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 31.12.2020).

[32] Приказ Минприроды России от 24.02.2014 № 112 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов»: зарегистрирован в Минюсте России 18.07.2014 № 33149//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.09.2014. № 39.

[33] РД 52.24.689-2021. Порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты: утв. руководителем Росгидромета 22.03.2021//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

[34] Р 52.24.353-2012. Рекомендации. Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод: утв. заместителем Руководителя Росгидромета 10.05.2012. Росгидромет, ФГБУ «ГХИ», 2012.

[35] РД 52.24.309-2011. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши: утв. Росгидрометом 25.10.2011. Ростов-на-Дону: Росгидромет, ФГБУ «ГХИ», 2011. Документ утратил силу с 3 апреля 2017 года в связи с изданием приказа Росгидромета от 20.12.2016 № 58. Взамен введен в действие РД 52.24.309-2016.

[36] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»: ред. от 26.02.2022//Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28, часть I. Ст. 5526.

[37] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: ред. от 06.12.2021//Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31, часть I. Ст. 5007.

[38] письмо Росприроднадзора от 04.10.2021 № РН-06-02-31/33472//Решение Арбитражного суда Иркутской области. 06.05.2022. № А19-25012/2021.

[39] приказ Росприроднадзора от 17.08.2016 № 474 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений — центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам»//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).

References

1. Об аккредитации в национальной системе аккредитации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ: ред. от 11.06.2021//Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52, часть I. Ст. 6977.
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ: ред. от 26.03.2022//Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.
3. Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 30.06.2008. № 26. Ст. 3021.
4. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. № 27. Ст. 3953.
5. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ: ред. от 06.12.2021//Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31, часть I. Ст. 5007.
6. О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре): постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096: ред. от 26.02.2022//Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28, часть I. Ст. 5526.
7. О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР: постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1850//Собрание законодательства РФ. 30.11.2020. № 48. Ст. 7720.
8. Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р//Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29, часть II. Ст. 4524.
9. О принятии и введении в действие государственного стандарта: постановление Госстандарта России от 21.04.2000 № 117 ст//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
10. Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества: приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903: зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 № 61582//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2020).
11. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства: приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87: зарегистрирован в Минюсте России 25.05.2009 № 13989//Российская газета. 24.06.2009. № 113.
12. Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля: приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109: зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2022 № 67461//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2022).
13. Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов: приказ Минприроды России от 24.02.2014 № 112: зарегистрирован в Минюсте России 18.07.2014 № 33149//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.09.2014. № 39.
14. Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей: приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118: ред. от 18.05.2022: зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61973//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 31.12.2020).
15. Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации: приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707: зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2020 № 60907//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020).
16. Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра): приказ Росаккредитации от 25.01.2019 № 11//Офиц. сайт. – URL: http://fsa.gov.ru (дата обращения: 29.03.2019).
17. Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552: зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017 № 45203: ред. от 10.03.2020//Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2017).
18. Об утверждении Временного регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам: приказ Росприроднадзора от 17.08.2016 № 474//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
19. О введении в действие межгосударственного стандарта: приказ Росстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
20. Об утверждении национального стандарта Российской Федерации: приказ Росстандарта от 10.09.2020 № 640-ст//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
21. ГОСТ 31861-2012. Вода. Общие требования к отбору проб: утв. приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст. М.: Стандартинформ, 2019.
22. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий: введен в действие приказом Росстандарта от 15.07.2019 № 385-ст. М.: Стандартинформ, 2019.
23. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий: утв. и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. № 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта». М.: Стандартинформ, 2019.
24. ГОСТ Р 51592-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Вода. Общие требования к отбору проб: принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 21.04.2000 № 117-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
25. ГОСТ Р 8.563-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений: утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1253-ст. - М.: Стандартинформ, 2010.
26. НВН 33-5.3.01-85. Инструкция по отбору проб для анализа сточных вод: утв. приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 № 223//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
27. ПНД Ф 12.15.1-08. Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод : утв. приказом ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки технологического воздействия» от 05.05.2015//URL: http://ecat.simbexpert.ru/Data2/1/4293831/4293831616.htm (дата обращения 19.10.2022).
28. ПНД Ф 14.1:2:4.50-96. Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовой концентрации общего железа в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с сульфосалициловой кислотой. - М.: ФБУ «ФЦАО», 2011.
29. Р 52.24.353-2012. Рекомендации. Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод: утв. заместителем Руководителя Росгидромета 10.05.2012. Росгидромет, ФГБУ «ГХИ», 2012.
30. РД 52.24.309-2011. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши: утв. Росгидрометом 25.10.2011. Ростов-на-Дону: Росгидромет, ФГБУ «ГХИ», 2011.
31. РД 52.24.689-2021. Порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты: утв. руководителем Росгидромета 22.03.2021//КонсультантПлюс: сайт: коммерч. интернет-версия. - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2022).
32. Письмо Росприроднадзора от 04.10.2021 № РН-06-02-31/33472//Решение Арбитражного суда Иркутской области, 06.05.2022. № А19-25012/2021.
33. О возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих: разъяснение Росаккредитации от 17.05.2018//Офиц. сайт. – URL: http://fsa.gov.ru (дата обращения: 18.05.2018).
34. Доронькин, Р.В. Парономазия дефиниции Фоновая концентрация загрязняющих веществ//International Journal Of Professional Science: international scientific journal, Nizhny Novgorod, Russia: Scientific public organization «Professional science». 2021. № 11-2021. Р. 5-29. DOI 10.54092/25421085_2021_11. ISSN 2542-1085.