System of secondary professional education in Khabarovsk region

UDC 377.5
Publication date: 29.03.2023
International Journal of Professional Science №3-2023

System of secondary professional education in Khabarovsk region

Система среднего профессионального образования в Хабаровском крае

Khalikova S.S.
Far Eastern Institute of Management - branch of the RANEPA, Khabarovsk


Халикова Светлана Сергеевна
Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, г.Хабаровск
Аннотация: Увеличение спроса на профессии и специальности, получаемые в учреждениях среднего профессионального образования, а также активное развитие системы образования данного уровня приводят к необходимости анализа и осознания существующих проблем в учреждениях среднего профессионального образования. В статье проанализированы тенденции численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования Хабаровского края, количество учреждений в крае, наиболее востребованные направления подготовки среди обучающихся, особенности проведения демонстрационного экзамена, особенности развития дуального образования, сложившиеся за анализируемый период. Развитие дуального образования будет способствовать обновлению материально-технического оснащения учреждений профессионального образования и привлечению большего количества молодых людей, желающих получить профессию в учреждениях среднего звена. Проведенный анализ показал рост популярности программ среднего профессионального образования среди молодежи края, наиболее популярными направлениями подготовки среди студентов являются инженерные и технические специальности. Решение выявленных автором проблем материально-технического оснащения учреждений возможно через сотрудничество с предприятиями, для которых готовятся кадры, и которые заинтересованы в повышении уровня их профессиональной компетентности.

Abstract: The increase in demand for professions and specialties obtained in institutions of secondary vocational education, as well as the active development of the education system at this level, lead to the need to analyze and understand the existing problems in institutions of secondary vocational education. The article analyzes the trends in the number of students in institutions of secondary vocational education in the Khabarovsk Territory, the number of institutions in the region, the most popular areas of training among students, the features of the demonstration exam, the features of the development of dual education that have developed over the analyzed period. The development of dual education will help to upgrade the material and technical equipment of vocational education institutions and attract more young people who want to get a profession in middle-level institutions. The analysis showed an increase in the popularity of secondary vocational education programs among the youth of the region, the most popular areas of training among students are engineering and technical specialties. The solution of the problems of the material and technical equipment of institutions identified by the author is possible through cooperation with enterprises for which personnel are being trained and which are interested in increasing the level of their professional competence.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, образовательные учреждения, профессиональное образование, Хабаровский край, система СПО

Keywords: secondary vocational education, educational institutions, vocational education, Khabarovsk Territory, vocational education system secondary vocational education


Введение.

Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства. Среднее профессиональное образование является звеном в системе непрерывного образования. Оно призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессии специалиста среднего звена и квалифицированного рабочего. В настоящее время на рынке труда наблюдается увеличение спроса на профессии и специальности, получаемые в учреждениях СПО, что связано с относительно краткосрочной, не требующей существенных материальных затрат организацией обучения в учреждениях СПО, а также с ростом популярности конкурсов профессионального мастерства, в которых принимают участие студенты профессиональных образовательных организаций.

Развитию системы СПО сейчас удаляется особое внимание со стороны органов власти, что связано с реализацией во всех субъектах Российской Федерации региональных проектов, и одной из важных составляющих реализации данных проектов является в том числе обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. Большинство же профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования имеют устаревшую материально-техническую базу, что является препятствием для развития системы СПО в выбранном органами власти направлении.

Методы исследования.

При проведении исследования проведен анализ официальных документов, изучение отчетов, публикаций в периодической печати; метод логического и сравнительного анализа; метод синтеза. В качестве источников информации выступили  доклады об осуществлении плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2017 – 2019 годы, краткий статистический сборник «Образование в цифрах» (2019 г.) Высшей школы экономики, статистический сборники Росстата «Труд и занятость в России. 2019», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2020», данные Российского мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ за 2017 – 2018 годы, планы работы министерства образования и науки Хабаровского края с 2018 года, конкурсная документация конкурсного отбора на предоставление в 2020 г. грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования).

Основная часть.

Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации [1].

Система среднего профессионального образования в Хабаровском крае представлена профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими программы СПО. Рассмотрим процентное соотношение этих образовательных организаций с 2018 по 2020 год согласно данным, представленным в Мониторинге качества подготовки кадров (рис. 1).

Рис. 1 – Процентное соотношение образовательных организаций, реализующих программы СПО в крае с 2018 по 2020 год [2]

Количество образовательных организаций высшего образования, реализующих программы СПО, согласно данным мониторинга остается неизменным – 4 образовательных организации и 4 филиала. Количество же профессиональных образовательных организаций сократилось. В 2017 году 31 организация, в 2020 году – 29.

Рассмотрим динамику численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях за аналогичный период (рис. 2).

Рис. 2 – Численность студентов, обучающихся по программам СПО с 2017 по 2020 год (тыс. человек) [3]

Из представленного графика видно, что контингент обучающихся по программам СПО ежегодно растет, несмотря на уменьшение количества образовательных организаций. В 2020 году заметно значительное увеличение численности студентов. Этот факт доказывают результаты проведенного в 2018 году социологического опроса, опубликованного в докладе министра образования и науки Хабаровского края на августовской научно-практической конференции педагогических работников 2019 года. Согласно докладу, 81,5% студентов нравится получать профессию в техникумах и колледжах края, 82% студентов считают полученное образование достаточным для дальнейшего трудоустройства, а знания и умения применимыми в будущей производственной деятельности [4].

Рассмотрим динамику количества учреждений, реализующих программы СПО, расположенных в крупных городах, таких как Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, и расположенных в муниципальных районах согласно данным, опубликованным в Мониторинге качества подготовки кадров с 2018 по 2020 год (рис. 3).

Рис. 3 – Динамика количества учреждений СПО, расположенных в крупных городах и небольших населенных пунктах с 2018 по 2020 год (%) [2]

Исходя из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод об уменьшении количества образовательных организаций, расположенных в городских округах, что связано с укрупнением сети образовательных организаций. Количество образовательных организаций, расположенных в муниципальных районах, не изменяется и равно 9 учреждениям, т.к. политика укрупнения сети образовательных организаций касается лишь учреждений, расположенных в городских округах.

Одно из этих 9 учреждений является филиалом КГБОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж», расположенному в г. Николаевске-на-Амуре. Учредителем указанной образовательной организации является министерство здравоохранения Хабаровского края. Остальные ПОО, расположенные в муниципальных районах, являются подведомственными министерству образования и науки Хабаровского края.

Контингент обучающихся системы СПО включает программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Рассмотрим динамику количества обучающихся с 2018 по 2020 год (рис. 4).

Рис. 4 – Контингент обучающихся по программам СПО в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (тыс. человек) [3]

Большинство обучающихся получают образование по программам СПО в профессиональных образовательных организациях. Большая часть студентов обучаются по программам подготовки специалистов среднего звена, и эта тенденция сохраняется в течение последних трех лет.

По данным Мониторинга качества подготовки рабочих кадров на 2020 год наиболее часто выбираемыми направлениями по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (табл. 1) являются инженерное дело, технологии и технические науки (73,86%). Студенты, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена (табл. 2), также чаще всего выбирают направления этих же специальностей (59,88%) [2]. Таким образом, наиболее популярными направлениями, выбираемыми студентами СПО в Хабаровском крае, являются технические и инженерные специальности.

Таблица 1

Направления по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в 2020 году

Направление подготовки %
Искусство и культура 2,13%
Гуманитарные науки 1,36%
Науки об обществе 20,28%
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 1,84%
Инженерное дело, технологии и технологические науки 73,86%

Таблица 2

Направления по программам подготовки специалистов среднего звена в 2020 году

Направление подготовки %
Гуманитарные науки 0,64%
Образование и педагогические науки 5,44%
Науки об обществе 17,21%
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 3,12%
Здравоохранение и медицинские науки 9,92%
Искусство и культура 3,73%
Математические и естественные науки 0,04%
Инженерное дело, технологии и технические науки 59,88%

Для развития системы СПО в крае создана образовательная инфраструктура: единственный на Дальнем Востоке Межрегиональный центр компетенций для подготовки кадров в области промышленных и инженерных технологий по стандартам Ворлдскиллс (на базе Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре), 6 специализированных центров компетенций, аккредитованных Союзом Ворлдскиллс, 43 центра сдачи демонстрационного экзамена. На базе учреждений СПО по отраслевому принципу сформированы 12 учебно-производственных кластеров [3].

В крае активно вводится процедура аттестации в виде демонстрационного экзамена (таблица 3).

Таблица 3

Проведение демонстрационного экзамена в ПОО края с 2017 по 2020 год [3]

Год проведения экзамена Количество образовательных организаций, участвующих в экзамене Количество компетенций
2017 г. 6 11
2018 г. 21 21
2019 г. 23 23
2020 г. 21 33

 

Согласно данным, представленным в таблице, количество компетенций, по которым проводится процедура аттестации в виде демонстрационного экзамена, растет с каждым годом. Значительный рост числа компетенций заметен в 2020 году. Растет и количество образовательных организаций. Количество студентов, прошедших процедуру аттестации в виде демонстрационного экзамена выросло с 271 в 2017 году до 899 в 2020 году [3].

В Хабаровском крае внедряются практико-ориентированные модели обучения. Рассмотрим динамику количества учреждений, реализующих программы СПО, в которых внедряется модель дуального обучения с 2017 по 2019 год (таблица 4).

Таблица 4

Реализация дуальной модели обучения в учреждениях системы СПО с 2017 по 2019 год

Год Количество образовательных организаций Количество профессий и специальностей
2017 г. [3] 7 10 профессий, 6 специальностей
2018 г. [5] 15 25 профессий, 36 специальностей
2019 г. [6] 14 21 профессия, 27 специальностей

Согласно данным, представленным в таблице, заметен рост количества образовательных учреждений, участвующих в практико-ориентированном обучении в 2 раза. Это является положительным фактом в развитии системы СПО.

Рассмотрим, как реализуется дуальная форма обучения в Хабаровском крае. Между ПОО и предприятиями заключаются договоры о дуальной форме реализации программ. Основными направлениями сотрудничества образовательных организаций и профильных предприятий в рамках дуальной модели являются: обновление образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей; привлечение к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства; участие специалистов предприятий в работе государственных экзаменационных комиссий, в качестве экспертов при аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Реализация учебной программы по дуальному обучению происходит через сочетание работы на производстве и изучения теоретических вопросов в техникуме, а также через постепенное усложнение учебных и практических задач. Производственная практика организуется в производственных подразделениях предприятия и основана на индивидуальном подходе. На время прохождения практики за обучающимся закрепляется наставник из числа квалифицированных работников.

Учебная и производственная практика проводятся на площадях предприятий в соответствии с условиями договора. На базе трех предприятий края (КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша», КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)» и КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум») созданы кафедры или лаборатории. Учебные места, оборудование и расходные материалы для лабораторных и практических работ обеспечивает предприятие. Так, например, КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)» в соответствии с договором о взаимном сотрудничестве с ФГБУ ВПО КнАГТУ использует лабораторию межфакультетной базовой кафедры «Технологии, оборудование и автоматизация процессов авиастроительного комплекса», расположенную на территории филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» ПАО «Компания «Сухой» [6].

Стоит отметить, что договор о реализации дуальной формы обучения по согласованию с работодателем может включать совершенствование материально-технической базы ПОО. Так, соглашение между АО «Ургалуголь» и КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» включает в себя совершенствование материально-технической базы техникума. С 2015 по 2019 год был проведен капитальный ремонт учебных мастерских, приобретены интерактивные тренажеры экскаватора, карьерного самосвала, бульдозера стоимостью 3,7 млн. рублей, благодаря которым учреждение может готовить высококвалифицированных специалистов для открытых горных работ [6].

По данным министерства образования и науки Хабаровского края, КГБ ПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» — единственное ПОО, расположенное в муниципальном районе, имеет обновленную материально-техническую базу, соответствующую мировым стандартам. Обновление было достигнуто посредством заключения соглашения с представителями работодателей. Такие соглашения положительным образом влияют на развитие материально-технической базы учреждений системы СПО, однако количество работодателей, готовых идти на подобные условия, в Хабаровском крае очень мало. Согласно Мониторингу качества подготовки кадров, доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств работодателей в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров, составила в 2019 году всего 1,6 %. Для сравнения данный показатель по РФ составил 5,5%. Обновление материально-технической базы ПОО осуществляется в основном за счет бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации. В динамике за три года (с 2018 по 2020 год) этот показатель также не велик: в 2018 году он составил 0% (1,6% по России), в 2019 году – 2,8% (3% по России) [2]. Таким образом, в 2020 году заметно уменьшение количества работодателей, за счет средств которых осуществляется обновление материально-технической базы учреждений системы СПО.

Заключение.

Таким образом, наблюдается рост популярности программ СПО среди молодежи края, что связано с ежегодным увеличением контингента обучающихся по программам СПО, несмотря на уменьшение количества образовательных организаций. Наиболее популярными направлениями подготовки среди студентов являются инженерные и технические специальности.  Количество образовательных организаций, реализующих программы СПО, расположенных в муниципальных районах, остается неизменным. В городских округах наблюдается уменьшение сети образовательных организаций, что связано с политикой укрупнения. Существующая проблема обновления материально-технической базы учреждений системы СПО решается за счет преимущественно бюджетных и внебюджетных средств образовательных организаций и за счет сетевого взаимодействия между ПОО. Работодатели могут участвовать в этом процессе, реализуя совместно с образовательными организациями дуальную форму обучения, однако совсем небольшой процент работодателей соглашается на такую форму взаимодействия ввиду низкой заинтересованности в обновлении материально-технической базы учреждений.

References

1. Законодательные материалы. О внесении изменений в стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, [утв. Правительства Хабаровского края 29 июня 2020 г. № 277-пр]. – Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Режим доступа: https://khabkrai.ru/officially/Gosudarstvennye-programmy/Dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya (Дата обращения: 14.03.2023)
2 Электронный ресурс удалённого доступа. Характеристика системы среднего профессионального образования. Хабаровский край (2018 – 2020 год). – Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/material.php?type=2&id=11102 (Дата обращения 09.03.2023)
3. Электронный ресурс удалённого доступа. Планы работы министерства на 2018 – 2021 годы. – Официальный сайт министерства образования и науки Хабаровского края. Режим доступа: https://minobr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Plany-raboty/1962 (Дата обращения 24.02.2023)
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Доклад министра образования и науки Хабаровского края Кузнецовой А.Г. на августовской научно-практической конференции педагогических работников. – Официальный сайт министерства образования и науки Хабаровского края. Режим доступа: https://minobr.khabkrai.ru/O-Ministerstve/Publichnye-doklady-i-vystupleniya/698 (Дата обращения 18.02.2023)
5. Законодательные материалы. О государственной программе Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае. - Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Режим доступа: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/175 (Дата обращения 18.02.2023)
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии: методический сборник. Режим доступа: http://www.wikiregstandard.ru (Дата обращения 12.03.2023)
7. Электронный ресурс удалённого доступа. О государственной программе Хабаровского края «Развитие образо-вания в Хабаровском крае»: Постановление Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. № 177-пр // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/995152881 (Дата обращения: 18.03.2023)
8. Статьи из журналов и сборников. Харайданова С. А. Актуальные вопросы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в системе профессионального образования // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – Т. 25. – С. 79–81.
9. Законодательные материалы. Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 831] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1300797771?marker=6540IN (Дата обращения: 12.03.2023)
10. Статьи из журналов и сборников. Наумкина В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 3. – с. 44-48.
11. Монографии. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 271 с.
12. Статьи из журналов и сборников. Демин, В.М. Приоритеты среднего и начального профессионального образования в деле повышения качества подготовки кадров // Начальное и среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – С. 206-211.
13. Статьи из журналов и сборников. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 117-138.
14. Статьи из журналов и сборников. Калугина Т. Г. Система подготовки рабочих кадров: точки роста // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3 (23). – С. 13-25.
15. Монографии. Лейбович А. Н. и др. Система подготовки кадров: точки роста / под общ. редакцией А. Н. Лейбовича. – М.: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", 2017. – 118 с.