Ecological fashion on modern catwalks

UDC 504.75
Publication date: 29.06.2023
International Journal of Professional Science №5-2023

Ecological fashion on modern catwalks

Экологическая мода на современных подиумах

Korobkina E.A.
scientific supervisor: N.A. Bakhlova

Moscow State Regional University

Коробкина Е.А.
научный руководитель: Н.А. Бахлова

ГОУ ВО Московский государственный областной университет
Аннотация: В статье раскрывается то влияние, которое оказывает современная модная индустрия на экологическое равновесие планеты. Авторы выделили ряд аспектов, по которым ведущие бренды одежды осуществляют свой переход к экологической моде: ткани из органических материалов, использование вторсырья, отказ от материалов животного происхождения, винтаж. По каждому из направлений в статье рассмотрены примеры.

Abstract: The article reveals the influence that the modern fashion industry has on the ecological balance of the planet. The authors have identified a number of aspects in which leading clothing brands are making their transition to ecological fashion: fabrics made of organic materials, the use of recyclable materials, the rejection of materials of animal origin, vintage. Examples are considered in each of the directions in the article.
Ключевые слова: экологическая мода, модная индустрия, устойчивая мода.

Keywords: ecological fashion, fashion industry, sustainable fashion.


В настоящее время перед цивилизацией остро встал вопрос спасения планеты от человеческой деятельности. Арктические льды тают, озоновый слой разрушается, происходит очень серьезное загрязнение мирового океана продуктами жизнедеятельности людей. Выброс парникового газа в атмосферу настолько велик, что ученые уже высчитывают скорость, с которой человечество движется к вымиранию. И хотя некоторые прогнозы весьма неутешительны, человечество не теряет надежду найти выход из сложившийся ситуации. С каждым днем все большее число кафе переходит на бумажные трубочки, избавляясь от пластика, а целлофановые пакеты уже давно стали «антитрендом». Все чаще в квартирах можно встретить несколько мусорных ведер с разделенными в них отходами, а на мировых трибунах все чаще стали появляться «зеленые» лидеры, уделяющие огромное внимание вопросам охраны окружающей среды. Нововведения появляются абсолютно во всех сферах жизни, особенно это затрагивает промышленное производство. Можно смело заявить, что экологичность становится новым трендом современности.

В нашей статье хотелось бы остановится на том влиянии, которое оказывает модная индустрия на экологическое равновесие планеты. Только в 2015 году выброс парниковых газов в атмосферу по причине деятельности предприятий модной индустрии составил около 1,2 миллиарда тонн, что составляет примерно 5% от всех выбросов в мире. Такими темпами, с учетом быстрого развития данной индустрии, к 2050 году процент потребление ресурсов может вырасти почти в три раза.

На данный момент многие бренды модной одежды начали осознавать важность вопросов экологичности при решении безопасности планеты. Так, появляется понятие sustainable fashion – «устойчивая мода», основные принципы которой связаны с ответственным и рациональным потреблением ресурсов, а также изменениями темпов производства и внедрения принципов переработки материалов. Эко-моду часто называют этичной по отношению к природе, поскольку она действует в рамках общих интересов человека и окружающей среды.

Само направление исследований окружающей среды и негативного на нее влияния появились еще в 1950-х годах, но отражения в мире моды они нашли лишь к 1990-м. Правда, и в этих публикациях рассказывалось лишь о компаниях, деятельность которых могла обернуться экологической катастрофой.

Движение Хиппи можно считать прародителем экологической моды. Философия, появившиеся в 60-х годах в Америке, оказала сильнейшее влияние на современную моду. Последователи Хиппи подняли вопросы о натуральности моды и тем самым дали толчок дизайнерам, чтобы те задумались о нововведениях в процессах производства своих коллекций.

Начиная с 2000-х, на пик обсуждения выходят другие вопросы, а именно — «этика потребления», а термин «устойчивая мода» все чаще встречается в публикациях. Примером могут служить работы Кейт Флетчер, Джанет Хиторн и Конни Уласевич, опубликованные около 2008 года. В России же примером могут служить работы Екатерины Васильевой-историка моды и искусствоведа.

Можно выделить несколько аспектов, по которым бренды одежды осуществляют свой переход к экологической моде: ткани из органических материалов, использование вторсырья, отказ от материалов животного происхождения, и, конечно же, винтаж. Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

До того, как одежда становится частью нашего гардероба, она проходит длинный путь производства, включающий в том числе обработку различными химикатами. К сожалению, такие манипуляции приводят к загрязнению атмосферы и мирового океана. Так, если взять одно из самых распространённых натуральных волокон как хлопок, то на его получение обычного уходит от 10% пестицидов и 22,5% инсектицидов, от всех химикатов, используемых в сельском хозяйстве. Иногда в ходе обработки присутствуют и запрещенные в Европе вещества (ДДТ или гексахлорбензон). Хлопок является третьи по счету волокном, которому для производства необходима ирригационная вода. И это только одно волокно…После такого исследования возникает вопрос: что делать обычному потребителю? Действительно, как быть обычному человеку, который не хочет вредить планете тем, что любит комфортную пижаму или ему необходима теплая одежда?

Сейчас у человечества появился выбор: экологическая одежда. Сегодня уже никого не удивить приставкой «Био» при описании сырьевого состава материалов одежды. Так, биохлопок выращивается и обрабатывается без использования химикатов, а при производстве биольна не только не используются ядовитые химические реагенты, но затрачивается намного меньше воды, чем на другое сырье. Хочется заметить, что использование подобных инновационных волокон способно хоть на небольшую толику, но ускорить решение глобальных экологических проблем.

Следующий аспект перехода к экологической моде — использование переработанных материалов. Сегодня многие бренды решили использовать вторсырье для своей продукции. Так, в 2015 году adidas выпустил кроссовки из утилизированной пряжи, а в 2019 году ими же была представлена целая коллекция из переработанного сырья. Coca Cola совместно с брендом Diesel выпустила коллекцию одежды из переработанного вторсырья, в состав которого входили хлопковое волокно и переработанный пластик.

Также стоит упомянуть о новом и совершенно уникальном волокне Econyl- восстановленный нейлон. Волокно изготавливается из самых разнообразных вещей, попадающих в океан благодаря человеку: рыбацкие сети, пластиковые отходы и т.д. В производстве регенерированного нейлона не затрачивают новые природные ресурсы. То есть он не просто не загрязняет атмосферу, он своим производством очищает планету от тонн пластика.

Большую роль в данном вопросе играет переход почти всего массмаркета и модных домом при производстве верхней одежды на искусственный мех и кожу. Раньше всем казалось, что норковая шуба или клатч из крокодиловой кожи сделает вас самой популярной модницей, ведь каждый прохожий будет терять дар речи при виде Вашего образа. В наши дни все кардинально изменилось. Прохожие и вправду будут терять дар речи, только уже не от восхищения, а из-за непонимания Вашего негуманного отношения к братьям нашим меньшим. Да, мода уже давно поменяла свой вектор. В каждом сезоне все равно найдутся всевозможные шубы, только созданы они будут из искусственных или натуральных текстильных волокон.

И еще одно направление — винтаж. Казалось бы, как это понятие может относиться к проблемам экологии. Все просто. Если мы заглянем в бабушкин шкаф, то наверняка найдем что-то, что уже давно искали на витринах в магазине. Соответственно нам не придется покупать новые вещи и процент потребления сократится. В 2021 на неделе моды в Милане на подиумы вернулась техника пэчворк, когда из нескольких лоскутов создается модель любого предмета гардероба. Этим может заняться каждый из нас, просто найти ненужные вещи и дать им новую жизнь в виде чего-то необычно и модного.

Говоря о способах перехода к устойчивой моде, невозможно не затронуть бренды, активно поддерживающие эко-направление.

Stella McCartney. Бренд, возглавляемый дочерью известного музыканта, оказался первым в списке самых экологичных брендом одежды и обуви по версии Greenpeace. С самых первых своих шагов в модной индустрии Стелла МакКартни отказалась от натурального меха и использования натуральной кожи. На протяжении всей своей карьеры она не просто радовала поклонниц, создавая красивые наряды, но и несла в массы свою идею осознанного потребления натуральных материалов. Уже в нулевые благодаря ее бренду началась тотальная замена изделий из кожи на эко-материалы, а далее и кашемир, шерсть и шелк получили органическое замещение.

Концепция еще одного бренда — это экологичность и элегантность. Само название Bite расшифровывается как By Independent Thinkers for Environmental Progress, в переводе с английского это звучит как «от независимых мыслителей за экологический прогресс». Внутри бренда принципиально используют только биоматериалы, а также «мирный» шелк, при котором «не был убит не один шелковичный червь».

Ранее уже говорилось о компании adidas и использовании ими вторсырья. Но сейчас хотелось бы сделать акцент на сотрудничестве бренда с организацией Parley for the Oceans. Суть их совместной работы заключается в создании кроссовок из переработанного пластика, который попадает в океан. За годы их совместной работы удалось собрать около 700 тонн отходов. Также в 2012 году они представили инновационную технологию нанесения красителя на текстиль DryDye. Для такого окрашивания не требуется вода, так как используется двуокись кислорода. Предприятия Adidas также перешли на пакеты из переработанного полиэтилена и в сотрудничестве с Infinite Fiber начали производство материала, похожего на хлопок, но созданного из переработанного материала.

Одним из инициаторов в данном вопросе является шведская компания H&M. Компания использует альтернативные источники света. Уже на сегодняшний день это составляет 18% всего производства, они не собираются на этом останавливаться и планируют полностью перейти на ветренные мельницы и солнечные батареи. Быстро набрала обороты программа Garment Collecting, согласно которой H&M предложили приносить в любой розничный магазин их сети ненужную одежду любого бренда для дальнейшей ее переработки. Из переработанного хлопка, льна и шерсти по данной программе изготавливается коллекция Conscious. Совместно с Better Cotton Initiative разрабатываются технологии, позволяющие выращивать хлопок бех химикатов и с наименьшим количеством потребления воды. Также помимо H&M в этой разработке приняли участие IKEA, adidas и ICCO. Данный бренд поддерживает защиту животных: производимая косметика не тестируется на животных, а также перья, пух, кожа животных находятся под запретом.

На данный момент перспективы развития экологической моды весьма радуют. Эко-тенденции хоть медленно, но все же набирают обороты. Вопрос загрязнения модной индустрией окружающей среды выносится на всеобщее обозрение, предлагаются нововведения. Так, неделя моды в Копенгагене стала самой экологичной. Организаторы недели позаботились об ограничении негативного влияния на среду непосредственно при проведении самого мероприятия (на просмотрах были отменены пластиковые бутылки), а также выдвинули брендам несколько правил, по которым те должны соответствовать экологической моде.

В заключении хотелось бы сказать, что внутри модной индустрии уже много лет разрабатывается постулат: каждый человек может внести свой вклад в эко-движение. Главное, помнить о разумном потреблении одежды: не выбрасывать ее и несколько раз подумать так ли нужна новая покупка, на производство которой будет потрачено около 10 тысяч литров воды. С каждым годом все большее количество брендов присоединяется к эко-движению.

References

1. Аксенов В.В., Апсайклинг – переоценка ценностей / В.В. Аксенов, М.В. Браковенко // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. Материалы научно-практических конференций. – 2019. – С. 443–446.
2. Бахлова Н.А., Экологические аспекты фэшн индунстрии/ Н.А. Бахлова, Н.С. Львова, Н.А. Цыбин // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративное искусство. Дизайн. № 6: Сборник научных трудов по материалам VII Международного фестиваля науки МГОУ. - М.: МГОУ, 2022. - С. 117-123
3. Белько Т.В. Анализ системы производства и потребления одежды в модной индустрии / Т.В. Белько, М.А. Курбатова // Молодой ученый. – 2016. – №11 (115). – С. 1600–1603. – URL: https://moluch.ru/archive/115/30965/ (дата обращения: 02.10.2022).
4. Бурко Р.А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С.237-238.
5. Стрельцов, Д. А. Технологичная мода в современных изделиях гардероба: материалы и бренды / Д. А. Стрельцов, А. И. Карасева, В. В. Костылева // Инновации и технологии к развитию теории современной моды «мода (материалы. Одежда. дизайн. аксессуары)»: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, посвященной Фёдору Максимовичу Пармону, Москва, 05–07 апреля 2021 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – С. 213-217.