Organization of the pedagogical process of adaptation for orphanage children

UDC 159.9
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

Organization of the pedagogical process of adaptation for orphanage children

Организация педагогического процесса адаптации воспитанников детских домов

Sheveleva Anna Sergeevna
Master's student at the Faculty of Economics and Management, direction:
educational management, SmolGU

Шевелева Анна Сергеевна
магистрант факультета экономики и управления, направление:
образовательный менеджмент, СмолГу
Аннотация: Сегодня одной из приоритетных задач государства в социальной сфере является адаптация в обществе детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Проблема воспитания детей из детских домов в условиях современных реалий - одна из сложнейших и актуальных проблем нашего государства. Оценка общества с точки зрения морали и нравственности в том числе зависит и того в каком положении в нем находятся дети. Суть социальной адаптации воспитанников детских домов состоит в том, чтобы дети научились понимать и принимать нормы и ценности общества в котором они живут. Данный этап проходит любой ребенок в процессе своего развития; благодаря взаимодействию с другими людьми и окружающим миром ребенок начинает к нему приспосабливаться. Адаптация, как элемент социальной защиты, происходит через понимание ребенком того, какое место он займет в системе общественных отношений, и какая роль отведена ему в обществе.

Abstract: Today, one of the priority tasks of the state in the social sphere is the adaptation into society of children left without parental care and orphans. The problem of raising children from orphanages in modern realities is one of the most complex and pressing problems of our state. The assessment of society from the point of view of morality also depends on the position of children in it. The essence of social adaptation of orphanages is that children learn to understand and accept the norms and values of the society in which they live. Every child goes through this stage in the process of their development; Thanks to interaction with other people and the world around him, the child begins to adapt to it. Adaptation, as an element of social protection, occurs through the child’s understanding of what place he will occupy in the system of social relations, and what role is assigned to him in society.
Ключевые слова: развитие социальной сферы, социальная адаптация детей-сирот, воспитанники детских домов, социальная защита детей, социализация детей-сирот.

Keywords: development of the social sphere, social adaptation of orphans, children in orphanages, social protection of children, socialization of orphans.


Педагоги и воспитатели в детских домах постоянно сталкиваются с трудностями в процессе обучения своих подопечных. Таким детям свойственна депривация уже в раннем возрасте, поскольку в их жизни практически отсутствуют значимые для них взрослые (родители, бабушки, дедушки и т.д.). Они воспитываются и растут в государственных учреждениях, где условия жизни далеки от домашних, семейных, поэтому зачастую такие дети не уверены в себе, имеют слабо выраженную индивидуальность, либо наоборот агрессивны, имеют проблемы с коммуникацией, внутреннюю нестабильность. [7, с. 148]

Вышеуказанные черты характера и окружающие обстоятельства являются препятствиями на пути социальной адаптации воспитанников детских домов. В одиночку справиться с этими препятствиями невозможно, особенно подросткам в переходном возрасте, поскольку для это требуется приложить большие усилия. Таким образом в процессе организации и реализации социальной адаптации обязательно должны принимать участие квалифицированные специалисты (воспитатели, педагоги, психологи, социальные работники и т.д.)

Социальная адаптация «детдомовцев» — это сложный и многоэтапный комплекс мероприятий (как педагогических, так и воспитательных), в ходе которого ребенок усваивает какое место он занимает в системе общественных отношений, а также получает необходимые навыки: в сфере ведения домашнего хозяйства, профессиональной деятельности, заботы о себе и т.д.

Социальная адаптация воспитанников детского дома проходит в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее: [1, с. 9]

  1. Подготовительный этап. На данном этапе ребенок поступает в детский дом или другое интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагоги, воспитатели и другие специалисты должны получить информацию об интересах, привычках данного ребенка, его ценностях, приоритетах и характере, чтобы помочь ему адаптироваться в учреждении. Получить указанную информацию можно посредством социальной и психологической диагностики, проведение которой и является главной задачей подготовительного этапа. Указанные мероприятия реализуются посредством проведения интервью или простой беседы, в ходе наблюдения, тестирования и т.д.Применение данных методов направлено на то, чтобы ребёнок смог выразить свои чувства в простой и естественной для него форме, например через рисунки или игру. Важно чтобы ребенок не испытывал сильного морального дискомфорта, переживаний, которые вызвал негативный эмоциональный  опыт.
  2. Вхождение в состав социальной группы. На данном этапе воспитании получает помощь, чтобы легче адаптироваться к условиям и требованиям учреждения. Воспитанник знакомится с правилами и распорядком учреждения, расписанием мероприятий, персоналом, узнает где находятся администрация и другие структурные подразделения и т.д. На данном этапе для успешной адаптации ребенка необходимо уделить внимание множеству факторов: его привычкам, повседневным ритуалам; правильно подобрать соседей для создания благоприятного психологического климата. Помощь в адаптации оказывают как другие воспитанники, так и весь коллектив учреждения (педагоги, воспитатели, психологи, социальные работники и т.д.)
  3. Ааптация к общественной жизни. На данном этапе проводятся мероприятия, которые позволяют воспитанникам усвоить основные правила жизни в обществе, приобрести необходимые социальные навыки, знания и опыт; понять свою роль и место в социуме. По временным рамкам это самый продолжительный этап и длится он с момента поступления ребёнка в детдом и до момента его выпуска (достижения совершеннолетия). Таким образом, то насколько успешно выпускник сможет адаптироваться в обществе, зависит от качества его подготовки специалистами учреждения, в котором он рос и взрослел.

Существует четыре основных направления адаптации воспитанников детских домов и интернатов, каждое из которых включает определяющие его суть элементы: [4, с. 53]

  1. Приспособление к быту и ведению домашнего хозяйства.В рамках данного направления дети учатся самостоятельной жизни в быту и получают для этого необходимые знания и навыки ( приготовление пищи, стирка одежды, уборка дома и проч.).
  2. Приспособление к жизни в семье является одним из ключевых направлений социальной адаптации. Дети должны научиться как самостоятельной семейной жизни, так и проживанию в приемных или замещающих семьях. Приемная семья – это форма воспитания воспитанников интернатов и детских домов, где опекуны (воспитатели) или усыновители не являются биологическими родителями ребенка.
  3. Индивидуально – личностное направление как составляющая социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений заключается в первую очередь в формировании у детей самосознания. Они получают навыки общения, коммуникации, учатся правильно выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими чувствами, выражать свои эмоции в форме приемлемой в обществе.
  4. Социально — трудовая адаптация воспитанников интернатов и детских домов заключается в том, что в стенах учреждения дети получают навыки обучения различным дисциплинам (в теории и на практике) и опыт производственных отношений; формируется профессиональная ориентация и условия для самоопределения в профессиональной сфере.

Социальная адаптация рассматриваемой категории детей проводится в рамках реализации следующих мероприятий: [6, с. 227]

— развитие адаптационных компетенций: дети посещают творческие кружки, спортивнее секции, мастер-классы и т.д.

— развитие разностороннего общественного опыта: деловые игры, тренинги, семинары, специальные тематические лекции и т.д.

—   расширение кругозора и знакомство с традициями и культурой городов России:  экскурсии, поездки в театры, музеи, концерты и посещение иных культурных мероприятий.

—  развитие профессиональной ориентации, что происходит в форме специальных выставок, ярмарок вакансий и прочих мероприятий, где воспитанники знакомятся с различными профессиями, специальностями и т.д.

— арт-терапия, трудотерапия, энимал терапия и т.д.

Таким образом, социальная адаптация воспитанников детских домов и интернатов проходит в три основных этапа: подготовительный этап, вождение в состав социальной группы и адаптация к общественной жизни. Третий этап является наиболее важным и продолжительным по времени. Основными направлениями адаптации воспитанников детских домов и интернатов являются приспособление к быту и ведению домашнего хозяйства и социально-трудовую адаптацию. [2, с. 141]

После выпуска из интернатных учреждений воспитанники могут поступить в ВУЗы или иные учебные заведения на льготных условиях, которые им предоставляет наше государство. Однако не все воспитанники выбирают данный путь из-за нежелания учиться, а поступившие часто отказываются продолжать обучение ввиду низкого уровня успеваемости и подготовки. Выбор профессии детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, также зачастую бывает неправильным. Согласно статистике Министерства науки и высшего образования РФ, более 30% студентов – бывших воспитанников де6стких домов отчисляются после первой учебной сессии в связи с неуспеваемостью. Важно также отметить, что многие обучающиеся, которые имеют льготы, успешно оканчивают ВУЗы, получают профессию и успешно проходят социальную адаптацию.

Выпускникам интернатных учреждений наиболее сложно адаптироваться в обществе детям-сиротам. Они остаются один на один с окружающим миром, где требуется реализовывать новые, малознакомые им формы поведения в обществе и «показать себя» социуму. Насколько успешно пройдет данная презентация зависит не только от бывшего воспитанника, но и от команды специалистов, которые с ним работали.

После выпуска из интернатного учреждения у детей-сирот формируются жизненные установки: они налаживают коммуникацию с окружением, выстаивают новые социальные связи, ведут домашнее хозяйство, реализуют себя в профессиональной сфере и проявляют свой интеллектуальный потенциал. На данном этапе очень важна психологическая поддержка и сопровождение, которые помогут преодолеть первые трудности социальной адаптации и определить свой круг общения. [5, с. 417]

После выпуска из интернатного учреждения юноши и девушки активно стремятся к самостоятельной жизни, хотят наконец стать независимыми, однако в то же время боятся этой самостоятельности, поскольку в современном мире без поддержки родителей и родственников (как материальной, так и эмоциональной) выжить очень сложно, а рассчитывать на такую поддержку они не могут. Двойственность ситуации может привести к тому, что у человека появится недовольство собой и своей жизнью, ощущение ненужности обществу, поэтому первоочередной задачей психологического сопровождения таких юношей и девушек является их образование, получение профессии и трудоустройство.

По мнению Поповой, М. А. выпускники детских домов и интернатов успешно проходят социально — профессиональную адаптацию при помощи следующих механизмов и мероприятий: [3, с. 69]

— формирование системы диагностики выпускников – сирот, которую возможно применить на практике в реальных условиях жизни (учет качеств и особенностей характера и личности, знаний, навыков  и умений, необходимых для будущей профессии);

— организация разностороннего образования (деловые игры, тренинги, семинары, сборы, учебные практики, прохождение стажировок, участие в ярмарках вакансий и т.д.);

— развитие социальной сферы, где выпускник учится выстраивать коммуникативные отношения, межличностные отношения, структурные связи между людьми и т.д., формирование социального поведения;

— формирование социально — позитивного психологического климата, где выпускник чувствует себя комфортно, в безопасности; вызывает уважение и доверие окружающих его людей, благодаря чему выпускник обретает веру в себя и уверенность в том, что  сможет подиться успехов в профессиональной сфере и обрести соответствующее положение в жизни и обществе.

Таким образом, группа специалистов, работающих с рассматриваемой категорией детей, должны поэтапно реализовывать целенаправленный и системный подход социальной адаптации своих выпускников, как в период их нахождения в учреждении и в постинтернотном периоде. Основными задачами воспитателей, педагогов и иных работников детских домов и интернатов является оказание консультативной, психологической, правовой, социальной и иной помощи, благодаря которой в дальнейшем выпускники смогут получить образование, профессию и трудоустройство и успешно адаптироваться к условиям окружающего их общества и мира.

References

1. Литнарович, С. Н. Педагогическая деятельность по социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. Н. Литнарович // Педагогический поиск. – 2019. – № 1. – С. 8-10.
2. Мартенюк, Е. А. Проблемы постинтернатной социальной адаптации воспитанников детских домов / Е. А. Мартенюк // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 4(20). – С. 139-142.
3. Попова, М. А. Возможности социальной адаптации воспитанников детского дома: отечественный и зарубежный опыт / М. А. Попова // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 3(78). – С. 67-72.
4. Свинторжицкая, И. А. Гармонизация педагогических условий детского дома как фактор формирования социокультурной компетентности воспитанников / И. А. Свинторжицкая, И. В. Кичева, Е. Н. Асанова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 6. – С. 51-56.
5. Семынина, И. А. Социальная адаптация воспитанников детского дома-интерната, имеющих интеллектуальные нарушения / И. А. Семынина // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2021. – № 4. – С. 414-419.
6. Сущенко, Л. А. Социально-культурная адаптация воспитанников детского дома средствами культурно-досуговой деятельности / Л. А. Сущенко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 46. – С. 224-230.
7. Филькина, С. В. Организация профессиональной деятельности педагогических работников детских домов по обновлению содержания психолого-педагогического сопровождения воспитанников / С. В. Филькина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2019. – № 1(47). – С. 144-151.