Formation of music therapy competence among preschool teachers

UDC 37
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Formation of music therapy competence among preschool teachers

Формирование музыкотерапевтической компетенции у педагогов дошкольного образования

Ataeva Aksona Orenepesovna, Scientific adviser: Druzhinina Maria Vyacheslavovna

1. NArFU named after. M.V. Lomonosova, 1st year graduate student;
Direction: 5.8.7. Methodology and technology
vocational education.
2. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department
translation and applied linguistics
NArFU named after. M.V. Lomonosov


Атаева Аксона Оренепесовна, Научный руководитель: Дружинина Мария Вячеславовна

1. САФУ им. М.В. Ломоносова, аспирант 1 курса;
Направление: 5.8.7. Методология и технология
профессионального образования.
2. доктор педагогических наук, профессор кафедры
перевода и прикладной лингвистики
САФУ им. М.В. Ломоносова
Аннотация: Данная статья рассматривает профессиональное формирование музыкотерапевтической компетенции у педагогов дошкольного образования и его значимость для развития детей.

Abstract: This article examines the professional formation of music therapy competence among preschool teachers and its significance for the development of children.
Ключевые слова: музыкотерапия, психологическое развитие, физическое развитие, компетенции, музыкотерапевтические компетенции, формирование музыкотерапевтической компетенции.

Keywords: music therapy, psychological development, physical development, competencies, music therapy competencies, formation of music therapy competence.


Музыкотерапия является эффективным средством коррекции и развития различных аспектов личности ребенка. В связи с этим важно развивать и совершенствовать музыкотерапевтическую компетенцию у педагогов дошкольного образования.

Многочисленные исследования российский и зарубежных специалистов (А.Томатис, В.Е. Гинзбург, Н.Д. Маслова, В.И. Петрушин, С.В. Шушарджан и др.) демонстрируют, что «правильные» музыкальные произведения и ритмы корригирующее улучшают работу центральной нервной системы, влияют на выработку серотонина и дофамина, а также уменьшают уровень гормона стресса; улучшают сон; обезболивают; повышают выносливость и физическую работоспособность, стимулируют позитивные эмоции и помогают справиться с депрессией, фобиями; уменьшают выраженность расстройств личности и поведения. Исследованием психофизиологического воздействия музыки на организм человека занимались такие ученые, как: Е.В. Мацышина, Е. Словиковская, А.А. Осипова и т.д.

Как отмечает И. Волженцева, «Музыкотерапия представляет собой целый комплекс методов и приемов привлечения людей к различным видам деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно «окрашенными» чувствами и мыслями [3].

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, используемый для восстановления, поддержания психического и физического здоровья и содействия его укреплению [2].

В целом музыкотерапию рассматривают как:

— основное коррекционное средство для решения личностных и коммуникативных проблем;

— вспомогательное средство психологического воздействия и оздоровления;

— средство психокоррекции функциональных двигательных, психогенных или социальных отклонений [1].

Следовательно, музыкотерапия – это форма терапевтического воздействия, основанная на использовании музыки и звуковых ритмов с целью улучшения психического и физического состояния человека. Главной целью музыкотерапии является достижение позитивных изменений в эмоциональной, психологической и физической сферах жизни.

В музыкотерапии используются различные методики и техники, основанные на звучании музыкальных инструментов, исполнении певцов, прослушивании музыкальных композиций. Каждый из этих подходов направлен на достижение определенной цели в процессе ее применения.

Цели музыкотерапии могут быть разнообразными:

— во-первых, ее задачей может быть снятие тревожности и напряжения у пациента. Музыкальные звуки умеют успокаивать нервную систему, ослаблять мышечное напряжение и снижать уровень стресса. При этом важно подбирать музыку, которая будет соответствовать специфическим потребностям и предпочтениям каждого отдельного индивида;

— во-вторых, музыкотерапия может быть направлена на улучшение физического самочувствия человека. Звуки и ритмы музыки имеют способность стимулировать нервную систему, повышать уровень энергии и активизировать физиологические процессы в организме.

Кроме того, музыкотерапия может помогать в оказании психологической поддержки и развитии самосознания. Она способна стимулировать внутренние процессы самоанализа и самоотражения, а также помогает в понимании и выражении эмоционального и межличностного опыта. Музыкальные композиции могут быть использованы как способ выражения и обработки трудных эмоций и переживаний.

Таким образом, музыкотерапия – это эффективный и многоуровневый подход к лечению и саморазвитию. Она объединяет в себе мощную силу музыки и терапевтического воздействия, позволяя достигать позитивных результатов в области физического и психического благополучия. Независимо от конкретных целей, музыкотерапия открывает возможности для преодоления проблем, самореализации и гармонизации внутреннего мира человека.

В связи с этим, все больше педагогов в дошкольных учреждениях реализуют музыкальные занятия в своей работе. Однако для достижения максимального эффекта и успешной реализации музыкотерапии необходимо освоение соответствующих компетенций.

Формирование музыкотерапевтической компетенции у педагогов дошкольного образования является важным направлением профессионального развития специалистов. Данная компетенция включает в себя знания о психологических особенностях дошкольников, общих принципах музыкотерапии, умение применять различные музыкальные техники и инструменты, а также эмоционально-психологические навыки для работы с детьми.

Процесс формирования музыкотерапевтической компетенции начинается с изучения теоретического материала, включающего в себя основные понятия, принципы музыкотерапии и ее основные методы. Педагоги дошкольного образования также изучают психологические особенности детского возраста и их влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Помимо теоретической подготовки, важным элементом формирования музыкотерапевтической компетенции является практическая работа. Педагоги дошкольного образования должны освоить различные музыкальные техники и инструменты, которые помогут им эффективно работать с детьми. Они изучают методики проведения музыкальных занятий, основанных на принципах музыкотерапии, а также анализируют результаты своей работы и вносят необходимые коррективы.

Кроме того, освоение эмоционально-психологических навыков является неотъемлемой частью формирования музыкотерапевтической компетенции у педагогов. Им необходимо научиться находить общий язык с детьми, быть эмоционально открытыми и понимать их потребности и эмоциональные состояния.

В результате успешного формирования музыкотерапевтической компетенции, педагоги дошкольного образования становятся способными эффективно и грамотно организовывать музыкальные занятия, используя принципы музыкотерапии. Они способны применять различные музыкальные техники и инструменты, которые позволяют детям развиваться и выражать свои эмоции через музыку. Кроме того, педагоги обладают навыками работы с детьми, умеют устанавливать эмоциональную связь и стимулировать их психоэмоциональное развитие.

Таким образом, формирование музыкотерапевтической компетенции у педагогов дошкольного образования имеет важное значение для эффективной работы с детьми. Эта компетенция позволяет педагогам создавать благоприятную и стимулирующую обстановку на занятиях, способствует развитию детей и помогает им выражать свои эмоции и чувства через музыку.

References

1. Атаева А.О., Малыхина Е.В. Музыкотерапия как средство коррекции асоциальных подростковых субкультур /Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 5.02.2024). — Загл. с экрана.
2. Забелова И.А., Забелов П.П. Игры на музыкальных инструментах: тенденции и перспективы /В сборнике: Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова /Сборник научных статей. - 2018. - 130–131 c.
3. Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва 22–23 марта 2019 г. /под общ. ред. В.П. Петрушина /Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств [Электронное издание]. – Москва: МПГУ. - 2019. - 211 с.
4. Монгуш Б.О. Музыкальная терапия как средство социокультурной реабилитации /В сборнике: Наука в современном обществе /Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - 95–97 с.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию /Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - М. - 2017. – 321с.