Ancient scandinavian customs in modern scandinavia style

UDC 37
Publication date: 28.05.2024
International Journal of Professional Science №5-1-2024

Ancient scandinavian customs in modern scandinavia style

Древние скандинавские обычаи в современном стиле скандинавии

Chebotaeva Olga Alekseevna
Arustamova Ekaterina Artemovna
Nikitina Anastasia Andreevna
Chuprina Anastasia Ruslanovna

1. Associate Professor of the Department of Design and NHR.
State University of Education (SUE)
2. 2nd year student of the Department of Design and NHR
State University of Education (SUE),
3. 2nd year student of the Department of Design and NHR
State University of Education (SUE),
4. 2nd year student of the Department of Design and NHR
State University of Education (SUE),


Чеботаева Ольга Алексеевна
Арустамова Екатерина Артемовна
Никитина Анастасия Андреевна
Чуприна Анастасия Руслановна


1. Доцент кафедры Дизайна и НХР.
Государственный университет просвещения (ГУП)
2. студент 2 курса кафедры Дизайна и НХР
Государственный университет просвещения (ГУП),
3. студент 2 курса кафедры Дизайна и НХР
Государственный университет просвещения (ГУП),
4. студент 2 курса кафедры Дизайна и НХР
Государственный университет просвещения (ГУП),

Аннотация: В современном контексте дизайна и моды, важность интеграции и одновременной трансформации культурных наследий в новые коллекции одежды, обуви и аксессуаров подчеркивает роль этих традиций в развитии общества. Эта статья исследует, как через включение мотивов и символов из народного искусства в современный дизайн, можно не только сохранить, но и обогатить культурные традиции. Данный процесс способствует популяризации национального наследия среди широких слоев общества и стимулирует интерес к созданию новых, более универсальных и инновационных форм выражения в моде и дизайне.

Abstract: In the modern context of design and fashion, the importance of integrating and simultaneously transforming cultural heritage into new collections of clothing, shoes and accessories highlights the role of these traditions in the development of society. This article explores how, through the incorporation of motifs and symbols from folk art into contemporary design, cultural traditions can not only be preserved, but also enriched. This process contributes to the popularization of national heritage among wider sections of society and stimulates interest in creating new, more universal and innovative forms of expression in fashion and design.
Ключевые слова: скандинавский стиль, палитра, силуэты, народное искусство, традиции, культура, викинги, преемственность, особенности.

Keywords: Scandinavian style, palette, silhouettes, folk art, traditions, culture, Vikings, continuity, features.


Введение. Современный скандинавский стиль представляет собой уникальное сочетание древних традиций и современных тенденций моды. Возникновение этого стиля связано с эпохой викингов, которая оказала значительное влияние на развитие культуры и формирование национальных особенностей современных скандинавских народов. Скандинавский стиль в одежде продолжает пользоваться популярностью на мировом уровне, благодаря своей уникальности и способности адаптироваться к современным трендам, сохраняя при этом свою функциональность и простоту. Данный стиль предоставляет дизайнерам неограниченные возможности для творчества, позволяя сочетать исторические элементы с современными тенденциями в моде.

Изложение основного материала статьи. Скандинавский стиль в одежде представляет собой уникальное и интересное направление в современной моде, выделяющееся своей строгостью, лаконичностью и удобством. Он имеет корни, уходящие в эпоху короля Густава III, и с течением времени эволюционировал, приспосабливаясь к современным модным тенденциям. Скандинавская одежда сочетает в себе элементы традиционных национальных костюмов с современными модными тенденциями, при этом сохраняя этнические мотивы. Ключевыми особенностями являются использование экологически чистых материалов, минимализм в дизайне, монохромные цвета и практичность. Особое внимание уделяется комфорту и функциональности одежды, что очень важнов [1].

Скандинавский стиль получил широкую популярность в конце XX века. Особенно после Олимпиады 1994 года, прошедшей в Норвегии, мировое сообщество проявило интерес к национальному гардеробу скандинавских народов, который привлекает своей атмосферой тепла и комфорта. Одной из особенностей скандинавского стиля является высокое качество и эргономичность одежды, с акцентом на экологичность материалов [2].

Минимализм в скандинавском стиле — это направление, сложившееся к середине ХХ века, с акцентом на функциональности и аскетизме. Отличительные черты скандинавского минимализма — простота кроя, плавность линий и лаконичность силуэта.

Скандинавский стиль сочетает в себе минимализм и Casual, стремясь к созданию комфортных, практичных, качественных и универсальных вещей. Такие стили, как Casual и эко-направление, органично сосуществуют в скандинавской моде, подчеркивая ее самобытность и уникальное сочетание ультрасовременной моды и исконных национальных традиций [3].

Скандинавия, будучи аграрным регионом до конца XIX века, развила уникальную культуру в области ткачества, вышивки и вязания. Норвегия была известна ткачеством, вязанием и кружевоплетением, а Швеция — своими вышивками. Дания достигла значительного развития в вязании, ковроделии и вышивке, а Финляндия славилась декоративным ткачеством. Скандинавская одежда традиционно имеет универсальный крой и не перегружена деталями.

Скандинавия, будучи аграрным регионом до конца XIX века, развила уникальную культуру в области ткачества, вышивки и вязания. Норвегия была известна ткачеством, вязанием и кружевоплетением, а Швеция — своими вышивками. Дания достигла значительного развития в вязании, ковроделии и вышивке, а Финляндия славилась декоративным ткачеством. Скандинавская одежда традиционно имеет универсальный крой и не перегружена деталями.

Лютеранство, основная религия региона, влияет на одежду, акцентируя внимание на практичности и удобстве. Одежда изготавливается из качественных, в основном натуральных тканей, и может носиться несколько сезонов подряд, сохраняя при этом свой внешний вид.

Стилистика скандинавской одежды характеризуется использованием спокойных монохромных палитр, преимущественно в белых, черных и стальных цветах, с добавлением темных и светлых оттенков. Дизайнеры предпочитают простые, но удобные модели без излишних декоративных элементов, делая акцент на этнические узоры. С сохранением геометрических элементов орнаментики, таких как изображения ромбов, оленей, рыб и снежинок, скандинавы разработали собственное направление в сфере моды. Также характерна многослойность в ношении вещей, что обеспечивает тепло зимой и прохладу летом [4].

В скандинавском стиле присутствует особый подход к обуви, аксессуарам и ювелирным изделиям, в котором сочетаются традиционные узоры и элементы современного дизайна. Этот стиль отражает трансформацию древних скандинавских традиций в современное направление моды, демонстрируя уникальное сочетание народных традиций и современности, а также интерес к национальным мотивам в создании современных коллекций одежды, обуви и аксессуаров [5].

Известные марки, такие как H&M (Швеция), Samsøe&Samsøe (Дания) и Acne (Швеция), Cos и Cheap Monday активно используют скандинавский стиль в своих современных коллекциях и акцентируют элементы минимализма в них. H&M известен своим подходом к производству одежды, сочетающем в себе качество, доступные цены и устойчивое использование ресурсов. Samsøe&Samsøe, со своей стороны, уделяет особое внимание совмещению современности с элементами традиционной скандинавской одежды, а Acne фокусируется на молодежной моде, предлагая инновационные дизайнерские решения. Экология также играет важную роль в скандинавской моде, с акцентом на использование натуральных материалов, таких как лен, хлопок, шерсть и шелк. Одежда изготавливается из качественных, в основном натуральных тканей, и может носиться несколько сезонов подряд, сохраняя при этом свой внешний вид.

Типичный женский гардероб в скандинавском стиле характеризуется наличием элементов одежды в светлых и одноцветных тонах. Яркие детали, такие как аксессуары черного, зеленого или красного цвета, а также отдельные части наряда, выделяются на фоне этой умиротворенной цветовой схемы (Рисунок 1).

В период переменчивой погоды скандинавские женщины предпочитают сочетать водолазки с объемными кардиганами, джинсами и легкими куртками, создавая слоистый и уютный образ. В более холодные дни добавляются элементы, такие как жилеты, полушубки из искусственного меха и дубленки, а также шарфы с помпонами для утепления. Летом предпочтение отдается платьям с прямым силуэтом, выполненным в однотонном или цветочном оформлении.

Рисунок 1. — Пример использования Скандинавского стиля в современном женском костюме.

Скандинавский стиль в мужской моде обычно включает в себя выбор темных цветов. В летний период мужчины предпочитают носить легкие футболки, майки, рубашки, а также водолазки. Эти элементы гардероба отлично сочетаются с удобными джинсами или брюками, создавая расслабленный и стильный образ, который можно дополнить жилетом или кардиганом. В зимний период в гардероб добавляются функциональные и теплые вещи, такие как свитера, толстовки, бомберы, полушубки и пальто, обеспечивающие защиту от непогоды и холода (Рисунок 2).

Рисунок 2. — Пример использования Скандинавского стиля в современном мужском костюме.

 

Одежда для детей обычно отличается богатством цветов, которые эффектно выделяются на фоне светлых оттенков. В зимнее время дети носят теплые вязаные свитера и водолазки, которые гармонично сочетаются с джинсами, а также с клетчатыми или однотонными юбками. Эти наряды часто дополняются стегаными куртками или жакетами с меховыми элементами. Яркие или орнаментированные шапочки с бахромой, помпонами или вышивкой прекрасно сочетаются с гольфами, шарфами и варежками в том же стиле, создавая стильный и функциональный образ (Рисунок 3).

Рисунок 3. — Пример использования Скандинавского стиля в детском костюме.

Скандинавский стиль в одежде продолжает пользоваться популярностью на мировом уровне, благодаря своей уникальности и способности адаптироваться к современным трендам, сохраняя при этом свою функциональность и простоту. Данный стиль предоставляет дизайнерам неограниченные возможности для творчества, позволяя сочетать исторические элементы с современными тенденциями в моде.

Современный взгляд на скандинавскую моду подчеркивает ее тесную связь с социальными и экономическими условиями общества. Снижение потребительской способности во времена кризиса акцентирует внимание на функциональной, качественной и универсальной одежде. Этот подход, известный как «рациональный выбор», характерен для скандинавских дизайнеров из Дании, Норвегии и Швеции. Их творчество отражает этнические, исторические и религиозные особенности региона.

Современный скандинавский стиль представляет собой уникальное сочетание древних традиций и современных тенденций моды. Возникновение этого стиля связано с эпохой викингов, которая оказала значительное влияние на развитие культуры и формирование национальных особенностей современных скандинавских народов.

Исследование ключевых аспектов формирования скандинавского стиля, который воплощает в себе эволюцию древнескандинавских традиций в современном контексте, подтвердило его стабильную популярность в мире моды. Это открытие имеет важное значение для развития уникальных коллекций одежды, которые гармонично соединяют в себе скандинавские элементы прошлого и настоящего, показывая глубину и многообразие этого стиля. Данный стиль открывает новые возможности, а переосмысление дизайнеров в их творчестве находит заинтересованность и отклик у людей. Перспектива использования скандинавского стиля в модной индустрии обещает быть захватывающей благодаря использованию новых переосмыслений и подходов у творцов. Одним из ключевых направлений развития является применение новых цветов и фасонов, новых форм и разных материалов.

Кроме того, адаптированные современные костюмы скандинавского стиля помогают их носителям быть яркими, творческими личностями и выделяться из толпы. Актуальные коллекции помогают понять, что на сегодняшний день этот стиль не утратил своей популярности и всё также вызывает интерес у публики своей необычайностью, что в дальнейшем также будет актуально.

Выводы. Таким образом, скандинавский стиль успешно адаптировался к современным модным тенденциям и дизайну, продолжая оставаться актуальным и востребованным. Влияние данного стиля на современную моду и дизайн несомненно, и его использование продолжает стимулировать творчество дизайнеров и помогать им создавать уникальные и стильные произведения искусств. Скандинавский стиль в одежде отличается строгостью, лаконичностью и удобством, сочетая традиционные элементы с современными тенденциями моды. Обобщая, можно сказать, что скандинавский стиль в одежде олицетворяет собой смесь традиции и современности, подчеркивая значимость экологии, минимализма и функциональности, и продолжает вдохновлять как дизайнеров, так и потребителей по всему миру в условиях сурового северного климата.

References

1. Ивановская В.И. Скандинавские орнаменты. Москва, 2008 г. с. 3-6
2. Масленникова В.А., Колташова Л.Ю., Алибекова М.И. Скандинавский орнамент как источник вдохновения /Сборник материалов II Всероссийской научной конференции «Концепции в современном дизайне»/РГУ им. А.Н. Косыгина», 3-12 декабря 2020 г., С. 165-166
3. Скандинавский стиль одежды [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fashionapp.ru/stili-v-odezhde/skandinavskij.html;
4. Основные направления скандинавского стиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sm.news/skandinavskij-stil-v-odezhde-5-osnovnyxnapravlenij-69389/;
5. Скандинавский стиль в моде [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/194481-scandinavianfashion
6. Акилова З. Т., Петушкова Т. И., Пацявичуте А. А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации: Новые приемы разработки модных форм одежды: Учеб. пособие. М.: МГТА, 1993.
7. Армавская В. Т., Щербакова Н. В. Мода, вкус, красота. М.: Искусство, 1992.
8. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2001.- 184с.-ЧЗ