The future of environmental literacy: trends and forecasts

UDC 504.75
Publication date: 29.08.2024
International Journal of Professional Science №8-2-2024

The future of environmental literacy: trends and forecasts

Будущее экологической грамотности: тренды и прогнозы

Gafiyatullina Elvira Azatovna,

Senior Lecturer, Department of Biology and Chemistry,
Yelabuga Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga Region) Federal University"

Гафиятуллина Эльвира Азатовна,


старший преподаватель кафедры биологии и химии,
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Аннотация: В настоящей научной статье рассматриваются особенности будущего экологической грамотности. В частности, исследуются основные тренды и прогнозы развития данного явления, его современное состояние и особенности. Автор акцентирует внимание на необходимости повсеместного совершенствования явления, его сложном многосоставном характере. Научная статья будет полезна теоретическим и практическим, научным работникам, преподавателям и обучающимся, а также широкому кругу читателей, интересующихся современным состоянием и развитием экологической грамотности.

Abstract: This scientific article examines the features of the future of environmental literacy. In particular, the main trends and forecasts for the development of this phenomenon, its current state and features are examined. The author focuses on the need for widespread improvement of the phenomenon and its complex, multi-component nature. The scientific article will be useful to theoretical and practical workers, scientists, teachers and students, as well as a wide range of readers interested in the current state and development of environmental literacy.
Ключевые слова: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологические отношения, современное состояние, проблемы, перспективы, тренды.

Keywords: environmental literacy, environmental safety, environmental relations, current state, problems, prospects, trends.


Экологическая грамотность для российской и мировой практики является относительно новым понятием – свое распространение и скоростное развитие явление получило только в ХХ веке. К слову, в России экологическая грамотность возникла гораздо позднее – лишь ближе к концу 90-х, а широкую востребованность приобрела и вовсе в 10-х годах нового тысячелетия. Причиной тому послужила очевидная необходимость лучше разбираться в окружающей среде и природе, актуальных экологических проблемах, тем более что с каждым годом экологическая обстановка в мире все ухудшается. Особенно это касается отдельных государств, которые крайне безответственно относятся к собственной экологии, и это тоже негативно сказывается на общемировой практике. Иными словами, ключевой аспект в развитии современной экологической грамотности: население планеты все больше понимает актуальность экологических проблем, важность их решения. Подобную ситуацию можно наблюдать и в России (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Наиболее актуальные экологические проблемы по мнению населения России (по исследованиям в рамках экологического индекса устойчивости регионов)

Если говорить о российской практике становления и развития экологической грамотности, то сегодня россияне относятся к этому явлению достаточно позитивно. Так, проведенные в 2023 году исследования показывают, что 76 % респондентов оценивают свой уровень развития экологической грамотности как средний, полагают, что данное направление является важным и необходимым для включения в школьную программу. Интересно, что 4 % опрошенных рассматривают свой уровень владения компетенцией как крайне низкий. Согласно все тем же исследованиям, наиболее простыми в понимании для россиян остаются следующие направления:

– влияние деятельности человека или природных процессов на состояние окружающей среды;

– защита окружающей среды;

– экологические инициативы бизнеса;

– иные [4].

В конечном итоге, как показывает проведенное исследование, в большинстве своем лица в возрасте старше 45 лет гораздо более системно осознают необходимость совершенствования экологической грамотности, ее повсеместного распространения, актуализации компетенций лиц самых разных возрастов. При этом, как свидетельствуют показатели статистики, все же в самих экологических проблемах, их сущности и практических инструментах решения лучше ориентируется все же молодежь, что позволяет оценивать потенциал развития экологической грамотности как довольно позитивный, ведь именно за молодежью – будущее.

Таким образом, общее состояние экологической грамотности сегодня можно расценивать как довольно перспективное. Очевидно, что разного рода экологические вопросы постепенно становятся все более актуальными для населения, а необходимость их решения – бесспорной и даже логичной. Все это позволяет формулировать благоприятный прогноз на развитие экологической грамотности.

Далее проанализируем основные тренды и тенденции такого совершенствования.

Во-первых, очевидно, что активным инструментом в рамках данной тенденции будут оставаться современные технологии. Более того, с каждым годом ИКТ все больше проникают в жизнь обычного человека, охватывая в той или иной степени все действия, совершаемые человеком, или все отношения, в которых он участвует. ИКТ сегодня крайне способствуют развитию экологичного образа жизни и повышению экологической грамотности населения. В качестве примеров можно привести следующие такие элементы:

– системы управления «умными домами»;

– экологические приложения для мобильных устройств и других гаджетов;

– «умные» транспортные средства;

– иные [2].

Во-вторых, популяризация экологических стандартов и различных сертификаций. Очевидно, что сегодня запрос общества на заботу об окружающей среде в самых разных аспектах и направлениях выступает довольно высоким, при этом такая тенденция распространена уже достаточно массово. Все это приводит к тому, что для бизнеса все более актуальными становятся разного рода инструменты сертификации, важность соблюдения положений высоких стандартов устойчивого развития, а также ряд других аналогичных аспектов. Поэтому эксперты отмечают, что в дальнейшем направление сертификации только будет активнее развиваться, распространяясь на качественно новые сферы. Это, в свою очередь, приведет к повышению уровня развития экологической грамотности самой по себе [1; 3].

В-третьих, следует говорить также о логичной и поступательной трансформации потребительского поведения. Уже сегодня можно наблюдать значительную разницу между отношением человека к окружающей среде, которое было лет 15-20 назад, и существует сегодня. Развитие потребительского поведения можно наблюдать по следующим последовательным этапам:

– экологическая грамотность не актуальна, не интересна, не поддерживается на массовом уровне;

– экологическая грамотность становится понятной, но пока еще мало распространена, больше воспринимается как исключение, нежели правило;

– экологическая грамотность постепенно все больше распространяется среди населения и бизнеса, становится более очевидной и логичной для всех;

– экологизация – актуальный тренд, быть экологичным становится модно, поэтому все больше лиц стремится к участию в этом тренде;

– экологизация = нормальность [2].

В настоящее время явно наблюдается тенденция к переходу на заключительный из представленных этапов развития экологической грамотности. Можно констатировать, что потребители все больше ориентируются на использование в разных видах деятельности исключительно экологически чистых товаров и услуг. Более того, потребители акцентируют внимание на тех контрагентах, которые отказываются от применения вредных для окружающей среды практик, следят за углеродным уровнем и т.д. Очевидно, что для этого потребители, прежде всего, качественно пересматривают и собственное экологическое поведение как таковое.

Далее кратко перечислим также иные актуальные тенденции в развитии экологической грамотности:

– распространение, совершенствование международного сотрудничества в области экологии;

– внедрение программ по экологической грамотности в школы, колледжи, вузы;

– появление и широкое распространение различных экологических медиа и СМИ, например: Федеральное СМИ «Экология России» https://ecologyofrussia.ru/about/, «Кедр.медиа» — независимое медиа об окружающей среде https://kedr.media/ и другие;

– внедрение в практику новых, более актуальных тематических направлений для повышения экологической грамотности населения, т.е., постоянное совершенствование и актуализация содержательной части;

– иное [3; 5].

Все это, в конечном итоге, свидетельствует о том, что экологическая грамотность сегодня успешно движется по аналогичной траектории, как в свое время развивались цифровая и финансовая грамотности, соответственно. Отметим, что в какой-то исторический период возникает очевидная необходимость становления и развития данного явления, его повсеместного внедрения в широкую практику, и далее уже государство и общество вполне активно начинает двигаться в данном направлении. И если в случае с финансовой или цифровой грамотностью это выступает более важным аспектом для самого человека, то экологическая грамотность крайне важна и для окружающей человека природы, а это повышает степень ее практической значимости. Сегодня будущее экологической грамотности, в конечном итоге, выступает достаточно позитивным и перспективным.

Экологическая грамотность, несмотря на относительно новаторский характер, тем не менее, сегодня получила довольно широкое распространение в общемировой практике и российском опыте. В настоящее время тренд на экологизацию продолжает активно развиваться и все больше внедряться в различные аспекты человеческой жизни. Предполагается, что в дальнейшем данное направление будет еще больше актуализироваться и качественно развиваться. В данной работе акцентировано внимание на более важных трендах, в частности:

– трансформация потребительского поведения;

– популяризация экологических стандартов и различных сертификаций;

– активное внедрение современных технологий, способствующих экологизации;

– распространение, совершенствование международного сотрудничества в области экологии;

– внедрение программ по экологической грамотности в школы, колледжи, вузы;

– иные [5].

В конечном итоге, как показывает приведенный в настоящей статье анализ, в обозримом будущем предполагается развитие экологической грамотности по двум основным направлениям: в качественном и количественном смыслах. В первом случае речь идет о гораздо большем распространение трендов экологичности среди населения, во втором – о позитивных переменах в содержательной части. И это, безусловно, крайне положительный момент, позволяющий делать прогнозы о том, что в далеком будущем все существующие сегодня экологические проблемы планеты будут успешно решены.

References

1. Дубовик, О. Л. Экологическая конфликтология (предупреждение и разрешение эколого-правовых конфликтов): монография / О. Л. Дубовик. – Москва: Норма: ИНФРА–М, 2021. – 280 с.
2. Ефимова, Т. Н. Экологическая экспертиза: учебное пособие / Т. Н. Ефимова, К. А. Копылов. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2020. – 104 с.
3. Ильиных, И. А. Экологическая этика: учебное пособие / И. А. Ильиных. – 2–е изд., стер. – Москва; Берлин: Директ–Медиа, 2020. – 734 с.
4. Питулько, В. М. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики: монография / В.М. Питулько, В.В. Иванова, В.В. Кулибаба. – Москва: ИНФРА–М, 2023. – 317 с. Доступ по подписке.
5. Серебряков, А. О. Экологическая геология: учебник / А.О. Серебряков. – Москва: ИНФРА–М, 2021. – 235 с.