Abstract: This work is devoted to a comprehensive study of the influence of the latest media on the formation of the value foundations of the generation known as the "Zetas". This generation grew up in a digital environment and actively uses social communication networks and the global Internet as the main sources of information and socialization. The work considers a set of key characteristics of this generation, including its high level of technological literacy, developed individualism, worldview, environmental awareness and global thinking. The paper uses the theoretical positions of Marshall McLuhan, Manuel Castells and modern authors studying the social and cultural aspects of digital technologies that influence the formation of value orientations of generation Z.
Keywords: generation Z, new media, networks, values, communications.
Чаще всего социологи к поколению Z относят людей, которые родились в период с 1997 по 2012 год. Их также называют «цифровыми аборигенами»: зумеры стали первым поколением, у которого с раннего возраста был доступ к интернету и цифровым технологиям. В 2024 году самым старшим представителям зумеров исполнится 27 лет, а самым младшим будет 12 [1]. Это первое поколение в истории Российской Федерации, для которого цифровые технологии стали неотъемлемой частью повседневности с ранних этапов жизни. Как подтверждают многочисленные исследования в области социологии и культурологии, представители поколения Z обладают высоким уровнем грамотности в сфере цифровых инструментов и способны оперативно осваивать новые интерактивные онлайн-платформы. Влияние новых медиа на формирование ценностных ориентиров данного поколения сейчас выступает в качестве одной из центральных тем исследований в области социума и культуры.
Зумеры активно употребляют онлайн-ресурсы для проведения значительной части свободного времени, в результате чего процессы их социализации существенно отличаются от предшествующих поколений, для которых основными институтами социализации выступали семья, образовательные и масс-медиа организации. Новые медиа стали главной площадкой для формирования мировоззренческих установок, обмена мнениями и установления социальных связей данной когорты благодаря удобному и мгновенному доступу к информации и возможностям глобальной коммуникации. Молодые люди способны оперативно адаптироваться к современным вызовам и развивать гибкий подход к восприятию окружающей действительности.
Ещё в 1960-е годы выдающийся канадский медиа-теоретик и философ Маршалл Маклюэн, оказавший значительное влияние на развитие этого научного направления, в своей монументальной монографии «Понимание медиа: Внешние расширения человека» представил оригинальную концепцию формирования нового глобального информационного пространства, которое он образно охарактеризовал как «глобальную деревню» [2]. По мнению учёного, стремительное развитие электронных средств коммуникации, таких как телевидение и радио, незамедлительно сотрёт искусственные границы между нациями и культурами, обеспечив мгновенный международный обмен информацией в масштабах всей планеты. Эта гениальная научная гипотеза в полной мере нашла своё подтверждение в эпоху развертывания всемирной сети Интернет и зарождения социальных медиа, позволив поколению Z интегрироваться в глобальное информационное поле без ограничений национальной или культурной принадлежности.
Выдающийся испано-американский социолог и теоретик информационного общества Мануэль Кастельс, широко цитируемый в научных кругах, в своём труде «Становление общества сетевых структур » подробно исследовал и проанализировал масштабные трансформации механизмов социального взаимодействия под воздействием цифровых технологий. Он утверждает, что новые медиа позволяют пользователям строить «сетевые общества», где связи строятся не на географической близости, а на интересах, идеях и социальных связях [3]. Представители поколения Z наиболее активно используют такие сетевые механизмы для самоорганизации, формирования распределённых социальных сетей и распространения собственных взглядов в глобальном масштабе.
Другие исследования в области изучения социальных аспектов влияния новых медиа на молодые поколения также касаются вопросов психологии восприятия информации и формирования межличностных коммуникаций. Так, в монографии «Сетевая логика: Новая социальная операционная система» американские ученые Ли Райни и Барри Уэллман подробно анализируют, каким образом сетевые технологии трансформируют социальные взаимодействия и характер межличностных связей. Исследователи приходят к выводу, что для представителей поколения Z цифровое пространство является неразрывным продолжением реальной жизни, в котором социальные сети и платформы онлайн-коммуникации, такие как Instagram, TikTok, Twitter, Facebook и Telegram, играют ключевую роль в формировании общественного мнения, ценностных ориентиров и характера межличностных отношений.
Проводя большое количество своего времени в социальных сетях, «зеты» воспринимают информацию отрывочно, переходя «от записи к записи». А.В. Сапа считает, что для представителей этого поколения «гораздо привычнее мини-новости, формат твитов и статусов» т.е. информация в виде сжатых фрагментов, где отражены только суть новости, ее основной посыл и смысл [4].
Еще одной существенной особенностью поколения Z является так называемый «фиджитал мир» (термин, введенный в научный оборот американским ученым Дэниелом Стиллманом), где границы между реальным и виртуальным пространством стираются. Примерами такого синтеза физической и цифровой сред могут служить повсеместное распространение сервисов мобильного заказа еды и использование геолокационных систем навигации в режиме реального времени. Это объединение физического и виртуального миров в единое целое получило название «фиджитал» (словослияние английских терминов physics — физика и digital — цифровой) [4].
Многие представители поколения Z также испытывают сильный страх упустить какую-либо важную информацию (известный в научной среде как FOMO-синдром от англоязычных слов Fear of Missing Out — страх упущенной выгоды). Они стремятся находиться в курсе всех мировых и локальных новостей, вследствие чего постоянно проверяют свои устройства в поисках новой информации. При этом, согласно исследованиям психолога Шерри Постник-Гудвин, подростки этого поколения в реальной жизни склонны к интроверсии и предпочитают общение через сеть, где можно скрыться за виртуальной личностью и избежать непонимания окружающих. Они бояться быть непонятными для окружающих, поэтому ищут безопасные пространства в интернете, где могут общаться через свои идеализированные виртуальные личности [5].
Важность индивидуальности, самореализации и права быть собой чрезвычайно важны для поколения Z. По средством множества платформ самовыражения, молодые люди могут публично выражать свои интересы, хобби и мнения. Для новых медиа это также означает создание и поддержание личного бренда, что всегда актуально для поколения Z, не желающих только потреблять контент, но и участвовать в его распространении. Индивидуализм также переходит на доступ к продукции и услугам всё большей персонализации. Это означает бурно изменяющийся рынок и поведение брендов в целом, опережающие рынок, ориентированный именно на новое поколение.
Значительной чертой представителей поколения Z является социальная чувствительность и уважение к идеям равенства и инклюзивности. Они более терпимы к культурному разнообразию, принимают в том числе ЛГБТ-инициативы, считают за должное гендерное равенство и борются за раскованной справедливости. Социально-ресурсорно активный подход к социальной справедливости связан с новостными аспектами воздействия медиа, которые заинтересованы в обсуждении и поддержке.
Между тем экологические проблемы и устойчивое развитие занимают центральное место в системе ценностей поколения Z. Как показали данные опросов, проведенных в ходе исследования PwC «The future of work: A journey to 2022», более 80% представителей поколения Z обеспокоены вопросами экологии и изменениями климата. Более того, они не только считают важным обеспечение устойчивого развития, но и всеми силами стараются придать изменениям: от сознательного потребления экологически чистой продукции до поддержки инициатив по сохранению окружающей среды. Новые медиа, в свою очередь, играют значительную роль в распространении и поддержке экологического сознания.
Поколение Z — это первые, которые выросли с доступом к технологиям практически с раннего и даже безнадзорного детства. Они переносят интернет, социальные сети и гаджеты как естественные составные части жизни. Там, где поколения до них (X и Y) прошли адаптацию к новым формам технологии, для Z цифровая среда является доминирующим способом взаимодействия с миром, к которому нет надобности приспосабливаться. Их высокие навыки в цифровом мире и приспособляемость к новым технологиям делает их способными адаптироваться быстрее всех к изменению требований к профессиональной жизни, а цифровые навыки становятся новой стандартизацией. Ценностные приоритеты техники также подразумевают, что они и самые рабочие поколения предпочитают технологически продвинутые решения, ориентированные на использование комплекса программного обеспечения.
Еще одной ключевой особенностью ценностных ориентиров поколения Z является их недоверие к традиционным социальным институтам. Исследования, такие как работа Edelman Trust Barometer, показывают, что семь из 10 респондентов сказали, что будут проверять то, что им говорят. Им нужны ссылки на законные источники и ссылки на данные. Медиаисточник номер один, которому доверяют, — YouTube; TikTok занимает пятое место. Они значительно доверяют контенту в поисковых системах (58 процентов), где они ищут крупицы правды. Они предпочитают видеть прозрачность и подотчетность в действиях организаций и требуют, чтобы компании и государства открыто следовали своим обещаниям [7]. Вместо доверия к традиционным источникам авторитета, они склонны больше полагаться на социальные сети и альтернативные источники информации, что подчеркивает важность независимых платформ и блогеров как новых лидеров общественного мнения.
Тем не менее, влияние новых медиа на поколение Z отражается не только в положительном свете. Продолжительное время, проведённое в социальных сетях, и высокое давление онлайн-контента могут отрицательно влиять на психику молодых людей. Согласно данным исследования APA, уровень стресса, тревожности и депрессии среди молодежи значительно превышает показатели предшествующих поколений. Эти проблемы усложняют множество факторов: от избытка информации до отрицательного влияния идеализированных образов в социальных сетях на чувство собственного достоинства. Тем не менее, благодаря обширным обсуждениям именно на тему психического здоровья в новых медиа, новое поколение понимает степень важности заботы о психическом здоровье [6]. Поколение Z продвигает открытые диалоги на тему психического здоровья и обсуждение проблем, поддерживает идею доступности психологической помощи.
Новые медиа и их влияние на создание ценностных ориентиров «Зетов» играют значительную роль и формируют мировоззрение этой группы. Поколение Z выросло в цифровом мире, где интернет и социальные сети являются основным источником информации и платформами для взаимодействия. Они также активно используют возможности новых медиа для самовыражения и самоорганизации. Поколение Z также характеризуется технологическим мастерством, индивидуализмом, инклюзивностью и осознанностью окружающей среды. В то же время, среди основных негативных последствий следует отметить перегруженность информацией и давление идеализированных образов – они серьезно узудшают здоровье молодежи. В целом новые медиа сильно влияют на ценности и поведение поколения Z, а также предоставляют новые возможности и вызовы для общества и исследователей.
References
1. Зумеры: кто это, отличия от других поколений URL:https://journal.tinkoff.ru/generation-z-finances/2. Маршалл Маклюэн: понимание медиа. Послесловие Д. В. Галкина О Маршалле Маклюэне и его книге URL:https://gtmarket.ru/library/basis/3528/3563
3. Е. В. Линкевич Концепция сетевого общества в системе социального знания. Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь
4. Ольховая Т.А., Чернова А.А., Парамонов В.Б. ПОКОЛЕНИЕ Z: НОВЫЕ РЕАЛИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29976 (дата обращения: 23.09.2024).
5. Наталия Ивановна Курсевич Формирование гармонично развитой творческой личности актера «цифрового поколения» URL: https://stolypin-vestnik.ru/wp-content/uploads/2023/04/18.pdf
6. Джин Твенге iGen URL: https://www.jeantwenge.com/igen-book-by-dr-jean-twenge/
7. The Sensible Generation — Gen Z and Trust URL: https://www.edelman.com/insights/sensible-generation-gen-z-and-trust