Cross-disciplinary approach in music education

UDC 37
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

Cross-disciplinary approach in music education

Кросс-дисциплинарный подход в музыкальном образовании

Чжао Вэйжань

Шаньдунская академия искусств


Zhao Weiran

Shandong Academy of Arts
Аннотация: Данное исследование рассматривает кросс-дисциплинарный подход в обучении музыке, сочетающий в себе не только музыкальные компоненты, но и элементы различных дисциплин, как например литература математика, искусство или психология. Автор акцентирует внимание на преимуществах данного подхода для развития аналитического мышления, а также творческих способностей у обучающихся. В научной работе рассматриваются примеры эффективных проектов, а также современных методов, которые адаптируют музыку с различными областями знаний на сегодняшний день. Целью данного исследования является подробно изучить дисциплинарный подход в обучении музыки, проанализировать не только влияние на общее развитие обучающихся, но и разработать эффективные методические рекомендации для практического применения по адаптации музыки с различными дисциплинами для повышения уровня, а также качества процесса обучения.

Abstract: This study examines the cross-disciplinary approach to teaching music, which combines not only musical components, but also elements of various disciplines, such as literature, mathematics, art or psychology. The author focuses on the advantages of this approach for the development of analytical thinking, as well as creative abilities in students. The scientific work examines examples of effective projects, as well as modern methods that adapt music to various fields of knowledge today. The purpose of this study is to study in detail the disciplinary approach to teaching music, to analyze not only the impact on the overall development of students, but also to develop effective methodological recommendations for practical application in adapting music to various disciplines to improve the level and quality of the learning process.
Ключевые слова: музыка, образование, учебный процесс, творческие способности, подходы и методы, адаптация, музыкальное образование, дисциплины.

Keywords: music, education, educational process, creativity, approaches and methods, adaptation, music education, disciplines.


Ведение

На современном этапе кросс-дисциплинарный метод в обучении музыке является адаптацией не только знаний, но и методов разных сфер, в том числе и педагогики для формирования наиболее системной и успешной учебной среды.

В рамках глобализации, в которых границы между изучаемыми предметами на сегодняшний день являются размытыми, данный подход предоставляет возможности для более глубокого восприятия искусства музыки, в том числе развивает креативные способности обучающихся, тем самым подготавливая обучающихся к профессиональной деятельности в области музыки в целом [7].

Кроме того, учебные заведения, как правило, осознают необходимость междисциплинарного взаимодействия на современном этапе, что открывает перспективные горизонты для исследования музыки, которые в свою очередь являются не только культурным явлением, но и своего рода формой выражения эмоций, чувств и коммуникации [5].

Данный подход предоставляет актуальные возможности обучающимся для того, чтобы владеть на продвинутом уровне не только техническими навыками игры, но и формировать аналитическое мышление в процессе игры на музыкальном инструменте, развивать эмоциональный интеллект, также навыки социализации, которые являются важными для эффективной музыкальной карьеры в будущем [11].

Следовательно, рассматриваемый в научной работе подход как обогащает образовательный процесс, так и способствует развитию универсальных музыкальных исполнителей, которые способны интегрироваться к стремительно меняющемуся музыкальному пространству [6].

В данном аспекте представляется необходимым анализировать базовые принципы, а также методы адаптации кросс-дисциплинарного подхода в учебные программы, в том числе и влияние на развитие личности обучающихся как музыкантов [3].

Кросс-дисциплинарный подход в обучении музыке представляет адаптацию знаний из различных областей, способствует наиболее глубокому восприятию музыки в целом, а также её взаимосвязи с различными дисциплинами [10].

«Безусловно, Интернет-ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к урокам музыки. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования, поднять преподавание музыкального искусства на новый уровень» [12, с. 66].

Методы исследования. Данное исследование включает в себя не только анализ теоретической базы существующего кросс-дисциплинарного подхода в процессе обучения, а также его использования в музыкальном аспекте. Подробное исследование учебных программ, также тематических планов, которые адаптировали музыку по различным предметам, предоставит возможности определить не только методы, но и успешные стратегии данного подхода в процесс наблюдения за практическими занятиями, в которых используется кросс-дисциплинарный подход, способствуя анализу практической составляющей. Эффективные примеры адаптации дисциплинарного подхода в учебные заведения, в том числе будут подробно изучены.

Материалами исследования послужили рабочие программы, тематические планы, дидактические материалы и проведённый документальный анализ эффективных примеров адаптации музыки с различными дисциплинами, которые показывают, как данный метод влияет на понимание нового учебного материала, а также развитие творческих способностей обучающихся.

Развитие навыков критического анализа включается в себя процессы гибридизации, а именно музыки и различных дисциплин, как например литературы или иностранного языка, которые помогают ученикам развивать аналитическое мышление, а также критические навыки [9].

«Использование в практике современного музыкального образования метода эмоционального воздействия выражается в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению образным средством, жестами и мимикой. Широкое использование данного метода значительно влияет на успех музыкальной деятельности школьников, а владение им зависит от мастерства музыкального руководителя. Данный метод также эффективен в благоприятной психологической атмосфере, где между ребятами и педагогом сложились доверительные отношения и взаимопонимание» [8, с. 160].

Исследования музыкальных исторических аспектов в рамках культурной трансформации предоставляет актуальную возможность обучающимся эффективнее воспринимать значения музыки.

Современные проекты, дисциплинарной направленности могут не только вдохновлять обучающихся для написания собственных музыкальных произведений, но и соединять различные стили, а также жанры [4].

«Современное образование невозможно представить без использования информационных ресурсов. Очень важно на уроках музыки так организовать процесс обучения, чтобы реализовать в рамках музыкального образования один из главных принципов, а именно принцип интереса и увлеченности. Решению данной задачи способствует сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе музыкального развития может значительно расширить музыкальную деятельность детей» [12, с. 65].

Рассмотрим эффективные примеры реализации

Пример 1. Музыкальное взаимодействие с математикой. Анализ различных ритмов, а также пропорции и классификации предоставляют возможность обучающимся видеть взаимосвязь не только между математическими принципами, но и музыкальными компонентами.

Пример 2. Музыкальное взаимодействие с искусством. Составление визуальных произведений в области искусства на базе различных музыкальных композиций может способствовать обучающимся, для развития творческих способностей и креатива [1].

Пример 3. Музыкальное взаимодействие с литературой. Исследования песенных текстов в рамках литературных произведений способствуют эффективному восприятию не только музыки, но и литературы в целом [2].

Вывод

Таким образом, рассматриваемый в научном исследовании подход показывает эффективность адаптации музыки с различными дисциплинами для уровня вовлеченности обучающихся, а также для более эффективного понимания.

Данный подход активно способствует развитию аналитического мышления и творческих способностей, в процессе помогая обучающимся видеть взаимосвязи не только между разными направлениями. А эффективные примеры активной реализации данного подхода демонстрируют, что потенциал в разработке системного образовательного опыта, а также адаптация дисциплинарных подходов может значительно обогатить образовательный процесс, а кроме того, эффективно подготовить обучающихся к вызовам и угрозам в будущем.

Заключение

Таким образом, кросс-дисциплинарный подход являет собой актуальную тенденцию в музыкальном образовании, который способствует на современном этапе наиболее глубокому восприятию не только музыки, но и различных дисциплин.

Использование данных методов может в процессе приводить к формированию наиболее адаптированной, а также увлекательной учебной среды, которая повышает не только уровень, но и качество музыкального образования в целом.

Дальнейшие исследования

Перспективы дальнейших исследований могут подробно анализировать, каким образом кросс-дисциплинарные подходы оказывают влияние на академические результаты в различных дисциплинах, как например, в истории или языкознании.

Кроме того, представляется возможным провести исследование эффективных учебных программ, которые адаптированы, также успешно используются данные о подходе, с целью определения наилучших практик. Данное исследование может состоять из интервьюирования профессорско- преподавательского состава, а также анкетирования для лучшего понимания восприятия в процессе применения кросс-дисциплинарных подходов.

Таким образом, представляется возможным исследовать как данные методы могут внедрятся, для различных возрастных групп, в том числе и для уровней подготовки обучающихся (начальный, средний и продвинутый).

References

1. Абдалина, Л. В. Кросс-культурная компетенция будущего менеджера: некоторые аспекты исследования / Л. В. Абдалина, Н. Б. Спиридонова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – № 3. – С. 16-20.
2. Василенко, Л. Кросс-дисциплинарный синтез знаний как решение сложных вопросов современности / Л. Василенко // Государственная служба. – 2013. – № 4(84). – С. 35-36.
3. Использование междисциплинарного кросс-культурного подхода для оценки речевого и эмоционального развития детей с РАС / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова, А. С. Григорьев [и др.] // Центральные механизмы речи: Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 года / Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2022. – С. 89.
4. Кожабекова, Э. К. Сочетание предметов физического воспитания с использованием межпредметных связей в преподавании физики / Э. К. Кожабекова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 9-1(78). – С. 36-38.
5. Кузнецова, И. П. Кросс-культурные аспекты рассмотрения эмоциональных концептов в процессе изучения иностранных языков / И. П. Кузнецова // Интегративные и кросс-культурные подходы к изучению мышления и языка: Материалы международной научной конференции, Москва, 05–06 апреля 2022 года. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. – С. 147-149.
6. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 частях / К. Ю. Плотников. Том Часть I. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. – 229 с.
7. Построение онтологии знаний потребителя в маркетинге: кроссдисциплинарный подход / Д. В. Кудрявцев, Т. А. Гаврилова, М. М. Смирнова, К. С. Головачева // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2021. – № 3. – С. 19-32.
8. Федорова, А. А. Инновационные подходы в организации современного музыкального образования / А. А. Федорова, Н. Б. Макарова, Н. К. Куспангалиева // НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ: сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 октября 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 159-161.
9. Чащина, С. В. Исследование биологических оснований музыки: научные направления и школы / С. В. Чащина // Биомашсистемы. – 2018. – Т. 2, № 3. – С. 312-332.
10. Чэнь, И. Экспериментальная работа по апробации модели изучения студентами зарубежного опыта реализации поликультурного компонента учебных программ по музыке (в аспекте сравнительной педагогики России и Китайской Народной Республики) / И. Чэнь, М. С. Осеннева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 12(93). – С. 52-57.
11. Шозимов, П. Д. МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-ДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИСКУРСА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК СПОСОБ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СБЛИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ культур / П. Д. Шозимов // Вестник Международного Университета Кыргызстана. – 2018. – № 1(34). – С. 61-66.
12. Ясинских, Л. В. Современные технологии в реализации содержания музыкального образования / Л. В. Ясинских // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов V Международной конференции, Екатеринбург, 06 апреля 2019 года / Научный редактор: Ю. Н. Галагузова. Том Выпуск 5. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 62-67.