Abstract: In the article, the authors consider the issue of introducing positive methodological practices of combat sports within the framework of physical culture and health work with the personnel potential of customs authorities in the context of the spread of acute respiratory infections.
Keywords: customs authorities, physical culture and health work, acute respiratory infections.
Служба в таможенных органах предъявляет особые требования
к физическим и психическим качествам, необходимым для эффективного выполнения профессиональных обязанностей (координация, быстрота и выносливость, гибкость, смелость, решительность, эмоциональная устойчивость). Активный период становления высокоэффективного сотрудника таможенной службы начинается на этапе обучения в высшем образовательном учреждении (ведущим высшим учебным заведением для данных целей является ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы).
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные проблемы мотивации обучающихся при занятиях спортом в рамках всего цикла обучения на базе высшего учебного заведения в условиях распространения острых респираторных инфекций (на примере COVID-19). В целях интеграции положительных практик спортивных единоборств в образовательную систему анализу автором подлежат такие аспекты подготовки обучающихся к сдаче нормативов и подготовки к участию в спортивных соревнованиях, как эмоционально-волевой (психологический), воспитательный и др.
Общая учебная нагрузка предъявляет обоснованно высокие требования
к должной подготовленности обучающихся к сдаче контрольных точек, нормативов, что зачастую сопровождается дефицитом времени у обучающихся на отдых и общее психологическое состояние. В условиях широкого распространения вирусных инфекций вышеуказанный аспект приобретает особое значение при организации образовательного процесса (в частности, снижение мотивации обучающихся к занятиям спортом и физической культурой).
В такой ситуации верным помощником положительного решения сложившихся трудностей становится инновационный, творческий подход
к организации занятий физической культурой [1].
Вопрос мотивации к занятиям спортом и физической культурой среди обучающихся высших учебных заведений, а также популяризации здорового образа жизни рассматривался такими авторами как: М.В. Ляшенко,
А.К. Маркова, В.Я. Ляудис, М.В. Матюхина, И.П. Ильин и другими.
Основные правовые, организационные, экономические и социальные аспекты деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации определены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2].
Тем не менее, мотивационный аспект в рамках образовательного процесса в части касающейся физической подготовки изучен в недостаточной мере.
Статистика представленная Министерством спорта Российской Федерации (на примере Московской области) свидетельствует о том, что в период с 2019 по 2021 годы (период активного повсеместного распространения COVID-19) общее количество спортивных сооружений увеличилось на 1066 шт., общее количество занимающихся (3-79 лет) спортом увеличилось на 263 776 человек, общее количество занимающихся в клубах увеличилось на 137 839 человек, общее количество разрядников увеличилось на 1 672 человека, общее количество занимающихся в группах и секциях по видам спорта увеличилось на 49 802 человека, однако численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования снизилась на 31 221 человек (Таблица 1) [3].
Таблица 1
Развитие физической культуры и спорта по МО (2019-2021)
Наименование субъекта РФ, год | Спортивные сооружения | Численность занимающихся/ доля занимающихся (3-79 лет) | Численность занимающихся в клубах, в том числе по месту жительства | Подготовка разрядников | Численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования | Численность занимающихся в группах и секциях по видам спорта |
Всего | ||||||
Московская область
2019 год |
10 978 шт. | 3 095 132
чел. |
901 156 чел. | 30 718 чел. | 175 048 чел. | 1 305 173 чел. |
Московская область
2021 год |
12 044
шт.
|
3 358 908 чел.
|
1 038 995 чел.
|
32 390 чел.
|
143 827
чел. |
1 354 975 чел.
|
Представленная выше информация свидетельствует о том, что
в Московской области в период активной борьбы с COVID-19 велась активная работа по экстенсивному показателю развития материально-технической инфраструктуры для занятий спортом, общая численность занимающихся спортом значительно выросла в сравнении с предшествующим периодом, также увеличилось количество разрядников, а секции по видам спорта стали пользоваться повышенной популярностью и спросом ближе к актуальному периоду времени. Как следствие, автором допускается, что итоги постпандемийного периода вызвали повышенную потребность у молодежи в очном участии в спортивных мероприятиях.
В качестве творческого подхода к совершенствованию организации занятий физической культурой и спортом автором в связи с возросшей потребностью в очных занятиях физической культурой и спортом в актуальный период предлагается рассматривать положительные методические практики спортивных единоборств.
В качестве доказательства целесообразности рассмотрения вышеуказанных практик предлагается произвести сравнительную характеристику в части организации (структуры) занятий физической культурой и занятий в рамках работы секций (на примере единоборств) (Таблица 2).
Таблица 2
Организация занятий физической культурой и учебно-тренировочных занятий в секциях (на примере Российской таможенной академии).
№
п/п |
Критерии | Организация занятий физической культурой и спортом | Организация занятий в секциях единоборств |
1 | Средняя наполняемость | До 30 человек | 15-20 человек |
2 | Цель | Оздоровление, усвоение базовых основ физического развития | Совершенствование физических навыков для участия в успешной соревновательной деятельности, повышенное удовлетворение потребностей в самореализации в части, касающейся физического развития |
3 | Степень мотивации к участию в занятиях | Занятия проходят в соответствии с требованиями учебного плана | Занятия проходят на основании волеизъявления обучающихся к участию в тренировочном процессе |
4 | Количество занятий в неделю (среднее количество) | 1-2 | 2-3 |
5 | Наличие конкурентного аспекта | Не детерминирован | Проявляется в каждом занятии |
Сравнительный анализ организации занятий физической культурой
и учебно-тренировочных занятий в секциях позволяет сделать следующие выводы:
— средняя наполняемость в условиях проведения тренировочных занятий в секциях предусматривает более индивидуальный подход к развитию специализированных физических качеств обучающихся;
— в условиях отсутствия конкретных нормативных точек, по результатам которых можно получить неудовлетворительную оценку, занятия в секциях становятся более привлекательными для обучающихся в дополнение к тому фактору, что принимать участие в занятиях или нет, зависит напрямую
от индивидуальных запросов обучающихся к получению соответствующего вида физической нагрузки;
— среднее количество занятий в секциях предполагает более частое посещение, нежели в рамках дисциплины «Физическая культура» образовательных организаций высшего образования, с учетом необходимости освоения при занятиях физической культурой только базовых основ физической подготовленности;
— фактор «конкуренция», определяемый как стимулирующий в рамках участия в занятиях спортом и физической культурой, более отчетливо отражается в секциях.
Вышеуказанные выводы позволяют предположить, что методические основы проведения учебно-тренировочных занятий в секциях позволят повысить привлекательность учебного процесса (в рамках дисциплины «Физическая культура»). Секции, в основу которых входят аспекты единоборств, имеют следующую отличительную черту – формируют арсенал технических действий для повышения личной безопасности в экстремальных жизненных ситуациях, формируют ценностное отношение к дисциплине и спортивных традиций в условиях достижения общих тренировочных целей.
Таким образом, если допустить, что единоборства выступают как системообразующий фактор физического воспитания и образования, то указанные дисциплины включаются в общую систему физкультурной подготовки будущих таможенников в качестве ее важных составных и относительно самостоятельных компонентов [4].
Активный период студенческой жизни сопровождается закреплением обучающимися ряда жизнеутверждающих психологических профессиональных качеств, таких как ответственность, сила воли, умение справляться с тяжелыми жизненными обстоятельствами и др. Важное место в таких условиях занимает возможность реализации инстинкта самоутверждения, признания сверстниками в целях получения более высокой «социальной ступени»[5].
В связи с этим, эмоционально-волевой (психологический)
аспект подготовки в спортивной секции единоборств целесообразно рассмотреть с методической точки зрения для интеграции положительных элементов при подготовке обучающихся (Таблица 3).
Таблица 3
Методы и задачи спортивно-нравственного воспитания
п/п
№ |
Используемые методы спортивно-нравственного воспитания | Решаемые задачи спортивно-нравственного воспитания |
1 | Поощрение | Формирование мотивов деятельности, согласующихся с нормами высокой морали |
2 | Создание конкурентной среды при физической подготовке | Формирование уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, достижение пиковых возможностей организма в части физической подготовки при заданных условиях |
3 | Строгость как элемент дисциплины | Формирование коллективных ценностей, причастности в достижении общих спортивных целей |
Воспитательный аспект подготовки в том, числе включает себя компенсационные элементы в том понимании, что при соответствующих занятиях в секциях потребность в самовыражении достигается не посредством деструктивных способов, а путем стремления совершенствовать свои физические и духовные качества.
Подводя итог и анализируя вышесказанное, автором для достижения поставленных целей предлагается усилить акцент при осуществлении занятий физической культурой на развитии таких значимых категорий при воспитании обучающихся как «сила воли», «целеустремленность», предлагается совершенствовать компетенции преподавателей посредством повышения квалификации в части касающейся спортивно-нравственного и духовного воспитания обучающихся.
Интеграция положительных методических практик спортивных секций
(на примере спортивных единоборств) положительным образом скажется на общей учебной успеваемости студентов, что, как следствие, позволит в долгосрочной перспективе более успешно решать проблемы мотивации и заинтересованности будущих таможенников в занятиях спортом и физической культурой.
References
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский – М.: Вентана-Граф, 2009. 200 с.2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Статистические данные Министерства спорта Российской Федерации. Интернет-ресурс // URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/ (дата обращения: 25.12.2024).
4. Блеер А.Н. Спортивные и прикладные единоборства как основа государственного стандарта по физической культуре / А.Н. Блеер, А.А. Передельский // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2010. № 1. 18-24 с.
5. Лейкс К. Д., Хойт У. Т. Содействие саморегуляции посредством школьных занятий боевыми искусствами. Прикладная психология развития, 2004, 25, с. 283–302. Интернет-ресурс // URL:https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0193397304000309?via%3Dihub (дата обращения: 25.12.2024).