Abstract: This article provides a brief overview of the study of individual psychological characteristics of the student of the higher school, namely: activity, focus on a particular activity, aspirations, orientation to the future, interests, temperament, character, identity «Self-concept» and self-understanding.
Keywords: higher medical school, the student, personality
Деятельность обучающегося медицинского вуза имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение – обеспечить подготовку специалистов для важнейшей сферы жизни общества – здравоохранения, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основное в деятельности обучающегося – учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности обучающегося следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность обучающегося протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности – книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности обучающегося характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у обучающихся возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).
Изучение личности обучающегося высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления вышеуказанных характеристик широко используются опросы, наблюдение, рецензирование самостоятельных работ студентов, результатов выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. С учетом такого изучения осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, выявляются сложности в учебе и практической работе, определяются предпочтения учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка, степень удовлетворенности процессом обучения [1, 2].
Важным условием оптимизации потенциальных возможностей обучающегося является его активность, направленность на определенный вид деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и цели его деятельности. Буланова-Топоркова М.В. выявляет следующие мотивы учебной деятельности:
направленность на приобретение знаний;
направленность на получение профессии;
направленность на получение диплома.
В ходе проведения психолого-педагогического исследования ею было выявлено, что у обучающихся среди юношей преобладает направленность на получение профессии, в среде девушек – на получение диплома [3]. Обучающиеся, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психические силы на обучение. Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и может обеспечивать высокую учебную успешность.
Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности обучающегося в будущее. Важным элементом направленности личности являются интересы, разнообразные по содержанию к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность. Устойчивый интерес обучающегося к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубоких и устойчивых интересов обучающегося к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования его личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной снижения интереса к обучению могут быть появление определенных затруднений, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.
Существенные особенности в поведении и деятельности обучающихся могут также обуславливаться различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение обучающихся на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.
В деятельности обучающихся проявляется и их характер – относительно устойчивый психический склад человека. Характер – это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер обучающегося представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт – наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт – уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт – целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа – нравственные черты – чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер обучающегося – это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения обучающегося к окружающей действительности.
В процессе обучения в вузе у обучающегося ярко проявляются способности, т.е. такие психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, совершенствовать умения, необходимые в будущей профессии. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д. Способности обучающегося развиваются вместе с совершенствованием его внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности.
Также к характеристикам индивидуально-психологических особенностей можно отнести самосознание «Я-концепция» и самопонимание. По результатам психологических исследований [4, 5, 6] установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. Обучающиеся при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки попадают в число отчисляемых из вуза. Обучающимся свойственно подавлять собственные переживания, в том числе и чувство вины, стыда, однако внешне они могут демонстрировать спокойствие.
Эмоциональные состояния, особенности психосоциотипа обучающегося существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. В проведенных исследованиях были выявлены и гендерные различия обучающихся: девушки больше, чем юноши, осторожны в выборе друзей, подруг, возможно, потому что, им не везло в дружбе; жизненный опыт девушек не научил замечать мрачные стороны бытия, в то время как юноши отметили обратный вариант развития ситуации.
Проведя краткий обзор изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы, мы рассмотрели такие как: активность, направленность на определенный вид деятельности, устремления направленности в будущее, интересы, тип темперамента, характер, самосознание «Я-концепция» и самопонимание.
Булановой-Топорковой М.В. установила взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости обучающихся различных вузов, специальностей и курсов. Обучающиеся, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов, в большей степени демонстрируют «плохую» успеваемость. К тому же такие обучающиеся «отличаются» уже с первых курсов. В связи с полученными данными диагностировать, а затем и применить активно формирующий метод, позволяющий обучающемуся преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения – является одной из основных задач научно-педагогических работников высшей школы[3].
В заключении можно сделать следующие выводы, что многоаспектность проблемы психолого-педагогической эффективности образовательного процесса в высшей школе связана с совершенствованием методов обучения, разработкой новых принципов построением учебных программ и учебников, совершенствованием работы деканатов, развитием психологической службы в вузах, индивидуализацией процесса обучения и воспитания и др. Во всех этих подходах центральное звено – личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности обучающегося – способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, характеристик самосознания и т.д. позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного обучения в высшей школе.
References
1. Анохина Ж.А. Индивидуализация обучения как основа эффективного педагогического взаимодействия со студентами-первокурсниками медицинских вузов. / Ж.А. Анохина, Ю.А. Левченко, Н.С. Преображенская // Научно-педагогические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник международной научно-практической конференции. – Пермь, 2016. – Ч.1. – С 10-12.2. Глухов А.А. Основы педагогических технологий в преподавании клинических дисциплин: учебное пособие. / А.А. Глухов, И.Е. Плотникова, Е.В. Згонникова – Воронеж, 2007. – 86 с.
3. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова–Топоркова. – Ростов н/Д.:Феникс, 2002. – 544 с.
4. Гайдар К.М. Социально–психологические аспекты образовательной среды современного вуза. Психологические риски и возможности их разрешения / К.М. Гайдар // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной научно–практической конференции. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. – 2008. – С. 31–32.
5. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
6. Черенкова О.В. Изучение психологического здоровья обучающихся в высшей школе / О.В. Черенкова, С. Ю. Берлева // Научный журнал : Вестник ВГУ, серия Проблемы высшего образования. – Воронеж. – №3. – 2016. – С. 87-90.