Abstract: The article considers the process of self-reflection as a complex form of human activity, covering mental, emotional and evaluative aspects. Two main aspects of reflection are discussed: self-analysis and reflection on the outside world, as mutual reflection in interaction with other people. The relationship between self-reflection and various types of thinking is also considered, emphasizing their role in personal growth and understanding of experience. It is noted that an increase in the level of self-reflection contributes to more conscious and critical approaches to life, which, in turn, develops confidence and adaptability of individuals. The study of the features of the relationship between self-reflection and thinking was carried out on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education MSLU. The subjects were 100 students of various specialties. To study the level of self-reflective thinking, the "Level of Expression and Direction of Reflection" technique was used, and the "Thinking Styles" questionnaire was used to study the leading type of thinking. As a result, it was determined that the dominant type of thinking in the group of respondents is analytical, which may be associated with their educational activities, which require careful analysis and evaluation of information.
Keywords: self-reflection, reflection, analysis, thinking, comprehension, features.
Введение. Желание понять смысл существования приводит к развитию такой формы человеческой деятельности, как рефлексия, которая представляет собой сложный процесс сознания, охватывающий мыслительные, эмоциональные и оценочные аспекты. Необходимость человека размышлять, то есть заниматься рефлексией, осуществляется в двух аспектах: на себя и на окружающую действительность. Данный процесс представляет собой зеркальную динамику, в рамках которой индивиды взаимоотражают друг друга, формируя при этом такое взаимное отражение, которое основано на субъективном восприятии внутреннего мира партнера в ходе взаимодействия [4].
Многие исследования основываются на психологическом феномене, известном как «рефлексивное Я», который служит источником самопознания и саморегуляции (саморефлексии) [5].
Разные исследователи, такие как С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.З. Зак, В.В. Знаков, Ф.Е. Василюк, А.В. Карпов и др., рассматривают концепцию саморефлексии. В последнее время данная тема становится все более актуальной и часто обсуждается в рамках психологической науки, поскольку в условиях современной жизни наблюдается утрата личной индивидуальности. В связи с этим человеку необходимо стремиться к самопознанию, раскрытию своей сущности и определению себя. Такие процессы требуют саморефлексии [3].
В ходе саморефлексии человек сопоставляет восприятие себя и окружающего мира с общепринятыми нормами, стандартами и ожиданиями. Саморефлексия служит для управления самооценкой своего поведения, действий и отношений с миром и самим собой. Человек изучает свое поведение, мировосприятие, чувства, эмоции и желания, что позволяет объективно оценить сильные и слабые стороны, а также поведение посредством предотвращения нежелательных последствий [6].
Когда речь заходит о мышлении в рамках саморефлексии, то понимается, что это активный процесс, включающий не только логические операции, но и эмоциональные состояния.
Мышление делится на различные виды: критическое, креативное, аналитическое. Критическое мышление позволяет нам задавать вопросы и подвергать сомнению информацию, которую мы получаем. В данном процессе саморефлексия функционирует в качестве вспомогательного элемента, способствующего оценке обоснованности выводов и суждений человека.
Изучая проблематику саморефлексии и мышления, можно отметить взаимосвязь в процессе личностного роста и изменения. Чем больше времени уделяется осмыслению собственного опыта, тем лучшему пониманию поддается природа и окружающая действительность. Данное обстоятельство, ведет к более осознанным и критическим подходам в жизни, что развивает адаптивность, уверенность и способность к созданию позитивных изменений личности.
Методы исследования. Исследование особенностей взаимосвязи саморефлексии и мышления проходило на базе ФГБОУ ВО МГЛУ. В качестве испытуемых выступили студенты различных специальностей в количестве 100 человек. Для изучения уровня сааморефлексивного мышления была использована методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Гранта (адаптации А.В. Карпова) [2], для изучения ведущего типа мышления использован опросник «Стили мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона (адаптация А.А. Алексеева) [1].
Эксперимент. В исследуемой группе студентов, изначально, был определен уровень выраженности и направленности рефлексии. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты уровня развития и направленности рефлексивности у студентов МГЛУ
Результаты показали, что саморефлексия характеризуется довольно высокой долей студентов (44 испытуемых или 44%) со средним уровнем, тогда как низкие уровни саморефлексии наблюдаются у 12 студентов (12%). Пониженный уровень зафиксирован у 16 студентов (16%), а повышенный и высокий уровни у 20 и 8 студентов (20% и 8%).
Что касается социорефлексии, то отмечено, что у 20 студентов (20%) зафиксирован низкий уровень, а у 16 студентов (16%) – пониженный. Средний уровень социорефлексии представлен лишь у трети студентов (32 человека или 32%), тогда как повышенный и высокий уровень показали по 16 участников исследования (по 16%). В целом, наблюдается тенденция к тому, что студенты более склонны к саморефлексии, чем к социорефлексии, что может указывать на преобладание личной оценки и самоанализа над оценкой социальных взаимодействий.
Далее представим результаты ведущего типа мышления, полученные согласно опроснику Р. Брэмсона, А. Харрисона (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты диагностики ведущего типа мышления у студентов МГЛУ
Результаты диагностики типов рефлексии показывают, что доминирующим типом мышления у студентов МГЛУ выступает аналитический (36 респондентов или 36%). Преимущество количества студентов с аналитическим типом мышления можно связать с характером основной деятельности – учебной. Включенность в учебный процесс развивает и актуализирует аналитический стиль мышления. Аналитический тип определяется внимательным и тщательным изучением вопросов или проблем. Упорядочивание элементов на основе объективных критериев происходит в сопровождении логических выводов. Люди с таким стилем мышления не спешат делать выводы. Прежде чем принять какое-либо решение, они стараются собрать как можно больше релевантной информации по данному вопросу.
Можно отметить относительно равномерное распределение доминирующих типов мышления среди респондентов. Наименьшую выраженность показал синтетический тип мышления – 16 студентов (16%). По 24 студента (по 24%) продемонстрировали прагматический, идеалистический и реалистический типы мышления.
Результаты. Таким образом, результаты проведенного эксперимента на базе ФГБОУ ВО МГЛУ свидетельствуют о явной связи между уровнем саморефлексии и типами мышления у студентов. В ходе исследования было установлено, что 44% студентов имеют средний уровень саморефлексии, в то время как показатели социорефлексии оказались ниже, что подчеркивает преобладание личной оценки над социальной. Кроме того, выявлено, что доминирующим типом мышления в группе респондентов является аналитический, что может быть связано с их учебной деятельностью, требующей тщательного анализа и оценки информации.
References
1. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. — СПб.: Экон. шк., 1993. — 350 с.2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности // М.: Ин-т психол. РАН, 2004. – 424 c.
3. Макарова, Н. Г. Теоретический аспект саморефлексии личности / Н. Г. Макарова // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 19.
4. Поликарпова, Н. В. Роль саморефлексии в формировании компетенции саморазвития студента / Н. В. Поликарпова // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 19–20 мая 2017 года. – Казань: Бриг, 2017. – С. 432-435.
5. Семенцова, С. Д. Саморефлексия менеджера в процессе профессиональной деятельности / С. Д. Семенцова // Вестник РМАТ. – 2022. – № 3. – С. 67-72.
6. Фур, Д. С. Саморефлексия как способ саморегуляции / Д. С. Фур, Н. В. Сыскевич // Современные проблемы науки, общества и культуры: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Омск, 25–26 апреля 2024 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2024. – С. 394-397.