Abstract: The article is devoted to the study of the characteristics and formation of reflective thinking in students. The importance of reflection as a process of critical analysis and search for solutions is noted, which is substantiated by the works of famous philosophers and modern research. The study of the characteristics of reflective thinking was conducted at the Moscow State Linguistic University. The subjects were 100 students of various specialties. To study the level and types of reflective thinking, the "Diagnostics of the level of development of reflexivity" technique and the "Differential type of reflection" questionnaire were used. The study demonstrates that most students have the ability to evaluate past experience, but face difficulties in planning their actions. The ability of the subjects to integrate information, use it in a broader context was also determined; students are predominantly inclined to analyze, structuring knowledge and finding relationships between various aspects of learning.
Keywords: reflexive thinking, reflection, analysis, self-analysis, comprehension, conclusion, features, formation
Введение. Одной из основополагающей задач современной образовательной организации выступает формирование у обучающихся способности к рефлексивному мышлению, которое можно определить как тщательное и критическое осмысление существующих выводов, знаний или концепций. Рефлексия заключается не только в «воспоминании» или «обзоре» существующих умственных заключений, но и в поиске в них «проблем» и «ответов», то есть в исследовании проблем и поиске ответов в процессе изучения собственной деятельности.
Изучением рефлексивного мышления занимались философы Сократ, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Их концепции стали фундаментом для осознания рефлексивного явления в психологии. Рефлексия в философском контексте представляет собой процесс осмысления базовых принципов существования, а также выяснение фундаментальных основ человеческого сознания и поведения через критическое исследование их форм и предпосылок [5].
Рост интереса к рефлексии в современной российской науке тесно связан с работами Г.П. Щедровицкого и активностью Московского методологического кружка, начиная с середины 1950-х годов. Эти инициативы оказали значительное влияние на дальнейшие исследования в области психологии [4].
Тем не менее, в современной психологической литературе до сих пор отсутствует единое мнение по вопросу трактовки рефлексии в качестве психического феномена. Таким образом, исследования, посвященные рефлексивным процессам в формировании сознания личности, также не приведены к единому выводу и остаются недостаточно изученными [0]. Изучение проблемы особенностей и формирования рефлексивного мышления является на сегодняшний день весьма актуальным и требует разрешения.
Методы исследования. Исследование особенностей рефлексивного мышления проходило на базе ФГБОУ ВО «МГЛУ». В качестве испытуемых выступили студенты различных специальностей в количестве 100 человек. Для изучения уровня и типов рефлексивного мышления были использованы методика «Диагностики уровня развития рефлексивности» [2] и опросник «Дифференциальный тип рефлексии» [3].
Эксперимент. В исследуемой группе студентов, изначально, был определен уровень развития рефлексивности по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой. Так анализ показал, что высокий уровень рефлексивности был выявлен всего у 24 студентов (24%), средний уровень был диагностирован у 56 студентов (56%), высокий уровень – у 20 студентов (20%). Основываясь на полученных данных, можно утверждать, что у большинства участников наблюдается средний уровень развития рефлексивности.
Для наглядности полученные данные представим в виде гистограммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты уровня развития рефлексивности у студентов МГЛУ
Так, более половины респендентов умеют оценивать текущие ситуации, с которыми они сталкиваются, а также те события, которые имели место в прошлом. Однако одновременно они испытывают сложности с оценкой предстоящих действий и поведения, а также с планированием и прогнозированием возможных результатов.
Далее представим результаты типа рефлексии у студентов МГЛУ, полученные согласно опроснику Д.А. Леонтьева (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты диагностики типов рефлексии у студентов МГЛУ
Результаты диагностики типов рефлексии показывает, что доминирующим типом у студентов МГЛУ выступает системная рефлексия (44 респондентов или 44%), что указывает на их способность интегрировать информацию, использовать ее в более широком контексте. Такие студенты склонны к анализу, структурированию знаний и нахождению взаимосвязей между различными аспектами обучения. Интроспективный тип рефлексии диагностирован у 32 студентов (32%), что свидетельствует о предрасположенности студентов к самоанализу и личностной рефлексии, хотя и в меньшей степени, чем системный подход. Всего у 24 студентов (24%) выявлен квазирефлексивный тип рефлексии, такие обучающихся чаще уходят в размышления о прошлом, несбывшихся планах и надеждах. У студентов с квазирефлексивным типом рефлексии также наблюдается меньшая предрасположенность к объектам, не связанным с текущими жизненными обстоятельствами.
Результаты. Таким образом, исследование особенностей развития рефлексного мышления у студентов различных специальностей МГЛУ показало наибольшую выраженность среднего уровня рефлексии, что способствует оценивать текущие и прошлые ситуации, но с трудностями в прогнозировании будущих действий и результатов, а также системной рефлексии как способности к системному анализу деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Можно отметить, что формирование рефлексивного мышления у студентов связано с несколькими факторами, такими как образовательные практики, личные жизненные обстоятельства и уровень готовности к самоанализу.
References
1. Гусарова, И. А. Особенности развития рефлексии у студентов / И. А. Гусарова, Н. М. Шигалева // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы V Международной научно-практической конференции, Брянск, 24 апреля 2020 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 187-190.2. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. –283 с.
3. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11(4). - С. 110 - 135.
4. Семенов, И. Н. Развитие системодеятельностной методологии и ее воздействие на психологию рефлексии (к 85-летию Г.П. Щедровицкого и 60-летию ММК) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 3. – С. 33-93.
5. Хачатрян, А. А. Рефлексия как принцип философского мышления / А. А. Хачатрян // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2003. – № 3(3). – С. 13-23.