Abstract: The quality and completeness of cadastral information largely depend on the level of civil society involvement. This article analyzes the legal framework governing the participation of citizens and public organizations in cadastral activities, as well as the mechanisms of their interaction with government agencies. Practical issues related to forms of public control, public hearings, digital participation tools and their impact on the accuracy and transparency of cadastral data are considered. Based on the analysis, recommendations are proposed to improve the effectiveness of interaction between the state and citizens in the process of comprehensive cadastral works.
Keywords: cadastral works, public participation, comprehensive cadastral works, legal aspects, practical aspects.
Успешное проведение комплексных кадастровых работ требует тесного взаимодействия между государственными органами, исполнителями и общественностью. В частности, как отмечает А.Р. Фатихов, необходимо информирование общества, проведение разъяснительной работы среди населения, вовлечение представителей общественных объединений в согласительные комиссии [5].
Общественное участие в кадастровой деятельности представляет собой процесс вовлечения граждан, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в обсуждение и контроль кадастровых работ. Его значение в кадастровой деятельности многогранно. Прежде всего, участие общества способствует повышению прозрачности кадастровых процессов, снижению конфликтности в земельных правоотношениях и улучшению доверия к государственным органам, ответственным за кадастровый учет. [4, с. 108]
Установленные формы общественного участия в проведении комплексных кадастровых работ в Российской Федерации представлены ниже.
- Участие в заседаниях согласительной комиссии. Глава 4.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» определяет порядок выполнения комплексных кадастровых работ, одним из этапов которого выступает согласование проекта карты-плана территории [3].
На этапе согласования местоположения границ земельных участков предусмотрено проведение заседаний согласительной комиссии, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, кадастровых инженеров и правообладателей земельных участков. Такой предусмотренный Законом механизм обеспечивает возможность участия заинтересованных граждан в обсуждении и согласовании границ их участков, как формы общественного участия в кадастровых работах.
Утверждение карты-плана территории органом, уполномоченным на это, также предполагает публичность процесса – заинтересованные лица имеют право ознакомиться с проектной документацией, участвовать в обсуждении и, при необходимости, вносить свои замечания или предложения.
- Общественные слушания – проводятся в рамках обсуждения важных кадастровых изменений. Слушания могут быть организованы при изменении зонирования территорий, утверждении новых кадастровых карт, внесении значительных изменений в земельный кадастр и прочих инициативах. Гражданам также предоставляется возможность задать вопросы и выразить свое мнение. Часто подобные мероприятия проводятся муниципальными органами власти или кадастровыми службами.
- Подача замечаний и предложений. Граждане могут направлять свои обращения по поводу ошибок в кадастровых данных, неточностей в границах участков, а также высказывать предложения по улучшению кадастровой системы.
Так, если в ЕГРН обнаружены технические ошибки, они могут быть исправлены по заявлению заинтересованного лица или по инициативе самого кадастрового органа. Согласно статье 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», такие ошибки устраняются в течение трех дней [2].
Если же речь идет об ошибках, связанных с кадастровой стоимостью земельных участков или объектов недвижимости, граждане могут обратиться с заявлением о пересмотре данных. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», для таких обращений установлен более длительный срок рассмотрения (30 календарных дней с момента его поступления), поскольку они могут потребовать дополнительной экспертизы [1]. Обращения можно подавать в письменном виде через МФЦ или кадастровые органы или в электронном формате через государственные онлайн-платформы.
- Общественный контроль. Под общественным контролем понимается система мероприятий, направленных на проверку соблюдения норм кадастрового учета, мониторинг изменений в кадастровых данных и выявление возможных нарушений.
Граждане и общественные организации имеют право участвовать в мониторинге кадастровых работ следующими способами:
- проверять доступные кадастровые сведения на предмет ошибок и несоответствий;
- организовывать независимые проверки;
- взаимодействовать с органами власти.
В некоторых случаях общественные объединения или инициативные группы могут привлекать независимых экспертов.
Значительно расширяет возможности гражданского участия в кадастровых процессах развитие цифровых технологий. Наиболее значимыми цифровыми решениями в данной области выступают:
- геоинформационные платформы – интерактивные картографические сервисы, позволяющие гражданам в режиме реального времени просматривать кадастровые данные, анализировать информацию о земельных участках и взаимодействовать с кадастровыми органами;
- электронные публичные обсуждения. В отличие от традиционных общественных слушаний, требующих личного присутствия, онлайн-обсуждения предоставляют возможность взаимодействия с государственными органами независимо от местоположения пользователей;
- мобильные решения – особенно актуальны при оперативном сборе информации о проблемах, связанных с кадастровым учетом.
Основное влияние общественного участия на качество кадастровых данных и развитие кадастровой системы систематизировано в рамках рисунка 1.
Рисунок 1. Влияние общественного участия на качество кадастровых данных и развитие кадастровой системы
Важно отметить, что, несмотря на очевидные, представленные выше, преимущества общественного участия в кадастровых работах, на практике оно сталкивается с рядом значительных сложностей. Формальное закрепление права граждан на участие в кадастровых процессах не всегда означает его эффективную реализацию. В реальности существуют объективные и субъективные факторы, мешающие полноценному вовлечению населения в контроль и корректировку кадастровых данных.
Среди основных барьеров можно выделить три ключевые проблемы: низкую осведомленность населения о своих правах и возможностях участия, ограниченные технические возможности для использования цифровых сервисов и недостаточную нормативную поддержку, затрудняющую доступ к процессам кадастрового учета.
В данном контексте, перспективы общественного участия в кадастровой деятельности зависят, в первую очередь, от дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения новых цифровых инструментов и разработки эффективных механизмов взаимодействия между гражданами и государственными структурами.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы с целью повышения эффективности общественного участия в кадастровых процессах актуально:
- закрепить на законодательном уровне обязательность учета общественных замечаний. На данный момент граждане могут подавать замечания по кадастровым данным, но обязанность их учитывать четко не закреплена;
- упростить процедуры исправления ошибок в кадастровых данных. Многие процедуры внесения изменений требуют значительного количества документов и времени, снижающие в итоге заинтересованность граждан в участии. Упрощение этих процедур видится за счет цифровизации и автоматизации;
- усовершенствовать механизмы административного обжалования со стороны граждан. Граждане уже имеют возможность обжаловать кадастровые решения через комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости и судебные инстанции. Однако административные процедуры все еще сложны, и не всегда можно быстро добиться пересмотра спорных решений;
- разработать меры поддержки повышения правовой грамотности граждан – эффективное участие в кадастровых процессах со стороны населения предполагает их достаточную правовую компетенцию, а также наличие доступа к бесплатным консультациям.
Цифровизация является одним из ключевых фактором, влияющим на развитие кадастровой системы. Основные направления развития цифровых инструментов, актуальные на данный момент, включают:
- развитие государственных кадастровых порталов, в частности, на базе официального портала Росреестра. Целесообразно повышение визуализации данных и улучшение интерактивного взаимодействия с картографическими сервисами;
- улучшение функционала мобильных приложений;
- использование искусственного интеллекта. Имеет потенциал в области анализа поступающих замечаний, сравнения их с имеющимися данными и формирования первичных решений. Основной эффект – сокращение нагрузки на кадастровые органы;
- дальнейшее совершенствование интеграции кадастровых данных с государственными сервисами.
Также, в целях успешного развития общественного участия в кадастровой деятельности важно развивать механизмы взаимодействия между гражданами, государственными структурами и кадастровыми организациями. В частности, для Российской Федерации актуально более активное вовлечение общественности и повышение доверия граждан к кадастровым данным.
Реализация предложенных мер позволит сделать кадастровую систему более эффективной и, как следствие, приведёт к более рациональному управлению земельными ресурсами.
References
1. О государственной кадастровой оценке: Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504. (Дата обращения: 04.03.2025).2. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661. (Дата обращения: 04.03.2025).
3. О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088. (Дата обращения: 04.03.2025).
4. Утяганов, З. Р. Методологические основы проведения комплексных кадастровых работ / З. Р. Утяганов, В. В. Гарманов, Е. А. Степанова // Вестник факультета землеустройства Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2020. – № 6. – С. 107-109.
5. Фатихов, А.Р. Организационные особенности выполнения комплексных кадастровых работ / А.Р. Фатихов, И.Б. Мельдебеков // Имущественные отношения в РФ. – 2021. – №3 (234). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-osobennosti-vypolneniya-kompleksnyh-kadastrovyh-rabot (дата обращения: 04.03.2025).