Abstract: This article examines the socioeconomic development of a municipality using the example of Lyudinovsky District and the city of Lyudinovo. This is driven by the key role of municipalities in ensuring sustainable development and improving the quality of life, as well as the need for a comprehensive analysis of the factors and mechanisms determining their socioeconomic status.
Keywords: Lyudinovsky District, municipality, territory, socio-economic potential, anti-crisis management
Актуальность Разработка плана антикризисного управления в Людиновском районе Калужской области обусловлена комплексом факторов, связанных с социально-экономическим развитием, инфраструктурными вызовами и необходимостью поддержания стабильности в условиях внешних и внутренних рисков. Несмотря на положительные тенденции в некоторых сферах (рост промышленного производства, привлечение инвестиций), район сталкивается с проблемами, требующими системного подхода к управлению кризисными ситуациями. В этих условиях разработка плана антикризисного управления становится необходимым инструментом стабилизации и создания предпосылок для устойчивого развития Людиновского района.
По этой причине, целью данной работы выступает исследование социально‑экономической ситуации в Людиновском районе для создания условий его долгосрочного устойчивого развития через реализацию комплекса антикризисных мер.
Для решения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методические аспекты «антикризисного управления» и нормативно-правовые источники, регламентирующие этот процесс;
— оценить современное состояние социально- экономического потенциала Людиновского района Калужской области;
— разработать План антикризисного управления Людиновского района.
Объект исследования — социально‑экономическая система Людиновского района как административно‑территориальной единицы
Предмет исследования — комплекс антикризисных мероприятий, направленных на формирование устойчивой модели развития территории.
Теоретико-методологические основы исследования
Концептуальные основы антикризисного управления представлены работами И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котлера, М. Мескона, М. Портера, которые рассматривали стратегическое управление, маркетинговые стратегии, организационные аспекты управления, конкурентные преимущества и анализ отраслей, заложив теоретические основы антикризисного управления.
Анализ антикризисного управления как комплексной системы, нацеленной на сохранение и укрепление рыночных позиций предприятий и выработке предложений по их стабилизации раскрывается в трудах российских исследователей: Л. И. Абалкина, А. Г. Грязновой, Э. М. Короткова, В. Г. Крыжановского, Р. А. Попова, А. З. Бобылева, В. Я. Захарова, Н. Н. Кожевникова, В. П. Логинова, Д. С. Львов, Н. А. Новицкий, О. Л. Рогова, В. К. Сенчагова, Д. Е. Сорокина, Г. Б. Юн и других. [1-2]
Среди российских авторов, внёсших значительный вклад в развитие муниципальной системы управления территорией, следует отметить И. Д. Закирова; Р. А. Стасишину, И. Д. Тургель, В. Б. Батишевскую, А. В. Шарнина, А. А. Авцинову, Л. Ю. Падилья Сароса, О. М. Рой, В. В. Пригоду, Е. А. Качанову, И. В. Ускову.[4]
Обобщая представленные аспекты, можно утверждать, что ориентация Администрации Людиновского района и города Людиново Калужской области на теоретические основы и практических рекомендации по эффективному управлению территории оказывает прямое влияние на устойчивое развитие как самой территории, так и региона в целом.
Комплексная характеристика Людиновского района и города Людиново Калужской области
Людиновский район расположен в юго-западной части Калужской области и граничит с 4-мя районами Калужской области, а также с Дятьковским районом Брянской области. Общая протяжённость границ составляет 206 км. Протяжённость территории с севера на юг — 32 км, с запада на восток — 40 км. Административный центр — город Людиново, который находится в 170 км от Калуги, в 80 км от Брянска и в 350 км от Москвы. [12]
Промышленность остаётся ключевой отраслью экономики района, на территории действует 59 промышленных предприятий, градообразующими являются Людиновский тепловозостроительный завод (производство маневрово-вывозных и магистральных локомотивов, дизель-поездов, снегоочистителей); Агрегатный и машиностроительный заводы (выпуск гидрооборудования для горно-шахтной отрасли, железнодорожной техники); Сукремльский чугунолитейный завод (производство чугунных труб и литья); ЗАО «Людиновокабель» (производство кабельной продукции).
Объем отгруженной ими продукции вырос в 2024 году на 28% и составил 38 млрд рублей. Рост инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций района наблюдался за счет реализации проектов на Людиновском участке Особой экономической зоны «Калуга».[10]
Сельское хозяйство специализируется на производстве овощей закрытого грунта, зерна, рапса, продукции пчеловодства и садоводства. В районе действуют 4 сельскохозяйственные организации, 10 крестьянских (фермерских) хозяйств и 6434 личных подсобных хозяйств. Муниципальная программа поддержки направлена на развитие животноводства, растениеводства и малых форм хозяйствования. [7]
В 2024 году в районе заасфальтировано более 26 тыс. кв. м дорог, проложено 5 км новых сетей ЖКХ. Ведётся благоустройство набережной озера Ломпадь (национальный проект «Инфраструктура для жизни»). Планируется строительство новой школы на 1000 мест и больницы.
В районе действует муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район».
В 2024 году в районе действовало 279 малых и средних предприятий и 1068 индивидуальных предпринимателей. Основные отрасли: оптовая и розничная торговля (44%), обрабатывающие производства (25%), строительство (16%). [7]
Муниципальная программа поддержки МСП включает финансовую помощь, консультационные услуги и аналитическую работу.
В 2024 году 4 субъектам МСП предоставлены субсидии на приобретение оборудования, в том числе: ООО «Людиновская швейная фабрика», ООО «Гидравлические компоненты», ООО «Завод лазерной резки «Гефест», ИП Анемподистов В.В.
В 2024 году общий объем средств, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы, составил – 1898,5 тыс. рублей. В том числе: 800 тыс. рублей — средства муниципального бюджета (из них 95,5 тыс. руб. под софинансирование), 1098,5 тыс. рублей — средства областного бюджета, привлеченные в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Калужской области» государственной программы Калужской области «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области». [7]
Общая численность населения уменьшилась с 37,734 тыс. чел. в 2024 г. до 37,252 тыс. чел. в 2025 г. — абсолютное снижение на 482 человека (−1,28 %). Это свидетельствует о продолжении тенденции сокращения населения, что типично для ряда муниципальных образований и обусловлено естественным убытием и миграцией за пределы Людиновского района наша [3]
Средняя заработная плата в Людиновском районе — 59 106 рублей. В крупных и средних организациях начисленная средняя зарплата — 69 536 рублей. По данным сайта Finder.work, средняя зарплата в Людиново в 2025 году составляет 104 634 рубля, а медианная — 72 300 рублей. [11]
Уровень медицинского обслуживания в Людиновском районе Калужской области характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, реализуются программы по улучшению доступности и качества медицинских услуг, строятся новые объекты и модернизируется инфраструктура. С другой стороны, сохраняются проблемы, связанные с реорганизацией медицинских учреждений в предыдущие годы, кадровым дефицитом и недостаточной обеспеченностью некоторых служб.
В районе реализуется муниципальная программа «Развитие образования в Людиновском районе», которая включает подпрограммы по развитию дошкольного, общего и дополнительного образования.
Образовательные учреждения включают 10 общеобразовательных школ, 9 дошкольных образовательных учреждений детские сады, Людиновский индустриальный техникум — единственное учебное заведение среднего профессионального образования в районе. Техникум предлагает программы подготовки по различным специальностям, включая поварское дело, электротехнику и другие. [8]
Людиновский район и город Людиново Калужской области демонстрируют значительный инвестиционный потенциал, особенно в рамках особой экономической зоны (ОЭЗ) «Калуга» (Людиновский участок). В 2025 году район сохраняет позиции лидера по привлечённым инвестициям на душу населения в регионе, а его экономика продолжает расти благодаря модернизации промышленности и реализации новых проектов. [6] По данным на 2024 год, Людиновский район занимал первое место в Калужской области по объёму привлечённых инвестиций на одного жителя. [6]
В 1 квартале 2025 года инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций района составили 30 499 тыс. рублей. [6]
Туристическая инфраструктура Людиновского района и города Людиново Калужской области демонстрирует динамику развития, но сохраняет ряд проблем. Основные показатели и инициативы администрации связаны с реализацией муниципальной программы «Развитие туризма в Людиновском районе» и участием в федеральных проектах. По данным на 2024 год, количество туристов в районе увеличилось на 30%. Объём платных услуг в сфере туриндустрии: 31,58 млн рублей. Однако в отчётах за 2025 год конкретные цифры не приводятся. Известно, что район участвует в премии «Служение» в номинации «Развитие территории — благополучие жителей».[6]
Экологическая ситуация в Людиновском районе и городе Людиново Калужской области остаётся сложной, несмотря на реализацию некоторых программ по улучшению состояния окружающей среды. Основные проблемы связаны с загрязнением воздуха, водных объектов и почвы, а также с недостатками в системе управления отходами. Ежегодно суммарные выбросы загрязняющих веществ составляют 2,72–3 тыс. тонн. Для снижения выбросов требуется модернизация котельных, перевод автотранспорта на газомоторное топливо, установка газоочистного оборудования на предприятиях и организация санитарно-защитных зон. [6]
Ежегодные объёмы промышленных и бытовых отходов в районе составляют около 13 тыс. тонн. Недобросовестное отношение природопользователей и населения к сбору и захоронению отходов привело к образованию многочисленных несанкционированных свалок. Грунт на этих свалках не защищён от проникновения загрязняющих веществ в подземные водоносные горизонты. [6]
Администрация Людиновского округа представляет собой новый муниципальный орган власти в стадии формирования, зарегистрирована 29 сентября 2025 г. Система управления Людиновского района характеризуется как централизованная структура, возглавляемая главой муниципального округа. Основные органы сосредоточены в административном центре — городе Людиново, при этом действуют подразделения в сельских поселениях района. Глава муниципального округа — высшее должностное лицо, осуществляющее руководство администрацией на принципах единоначалия. С 29 сентября 2025 года эту должность занимает Геннадий Евгеньевич Ананьев. Заместители главы координируют отдельные направления деятельности в соответствии с распределением обязанностей. По данным на март 2025 года, жители Людиновского района положительно оценили работу местной администрации. Отмечались успехи в следующих сферах:
- реализация проектов по благоустройству (набережная, дворы, Аллея Героев); [10]
- поддержка участников СВО (отправка гуманитарного груза, работа социальных координаторов);
- развитие социальной инфраструктуры (ремонт школ, строительство больницы);
- привлечение инвестиций в особую экономическую зону.
Однако система управления находится в процессе реорганизации, что может временно повлиять на эффективность работы отдельных подразделений.
План антикризисного управления территорией Людиновского района (2025–2027 гг.)
На основе комплексного анализа социально-экономических условий Людиновского района и города Людиново необходимо сформировать направления по усилению положительных, сильных сторон развития территории, устраняя отрицательные факторы и развивая перспективные направления территории.
Исходя из поставленной цели Плана — преодоление кризисных явлений и формирование устойчивой траектории социально‑экономического развития Людиновского района, определены следующие задачи:
- стабилизация рынка труда;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- модернизация коммунальной и транспортной инфраструктуры;
- улучшение качества социальных услуг;
- рост бюджетной самодостаточности.
Для реализации поставленных задач предлагаются следующие мероприятия.
- Администрации Людиновского района и города Людиново в направлении экономического развития и занятости территории следует усилить работу по:
— созданию инвестиционного портала;
— разработать пакет мер по поддержке инвесторов на основе взаимодействия территории и Минэкономразвития Калужской области
— программа развития МСП через выделение грантовой поддержки (до 500 тыс. руб. на старт бизнеса); консультирование предпринимателей: бесплатные семинары по маркетингу и бухгалтерии.
— программа переобучения безработных: курсы по направлениям: цифровизация, ЖКХ, агротехнологии; стажировки на предприятиях района;
— программы «земский специалист», партнёрство с вузами.
- Для развития инфраструктуры и ЖКХ рекомендуется прежде всего продолжить реконструкцию водосетейс определением приоритетных зон: Людиново, Заречье, Игнатовка; ремонт дорог; модернизация котельных(замена 4 котлов; установка узлов учёта тепла)
3.Повышение показателей в социальной сфере связано с изменением кадровой ситуации в системе здравоохранения и образования: привлечение 5 врачей (подъёмные 300 тыс. руб., компенсация жилья); закупка мобильного медпункта для отдалённых населённых пунктов; оборудование IT‑классов в СОШ № 1 и № 2 и обучение педагогов; приобретение школьного автобуса.
- Для повышения туристической привлекательности предлагается организовать фестиваль «Людиновские сезоны»
- Оптимизация расходов и рост доходов связан с аудитом неэффективных затрат, переходом администрации на современные информационные технологии (ЭДО, ИИ- помощники); участие в национальных проектах «Жилье», «МСП»; привлечение частных инвестиций; краудфандинг для социальных проектов.
Заключение.
На основании проведённого анализа социально-экономического потенциала Ульяновского района и города Людинова и сформированного плана антикризисных мероприятий можно сделать вывод, что разработанный план антикризисных мер представляет собой сбалансированную систему действий, направленную на:
- стабилизацию финансового состояния (оптимизация затрат, реструктуризация обязательств, управление дебиторской задолженностью);
- повышение операционной эффективности (реинжиниринг процессов, цифровизация, контроль качества);
- укрепление рыночных позиций (пересмотр маркетинговой стратегии, расширение каналов сбыта, работа с лояльностью клиентов);
- сохранение кадрового потенциала (мотивационные программы, переобучение, оптимизация штатной структуры).
К ожидаемым результатам следует отнести:
-Рост инвестиций: привлечение не менее 3 крупных инвесторов (объём вложений — от 500 млн руб.).
— Диверсификация экономики: развитие МСП (ожидается +150 новых субъектов к 2027 г.).
— Бюджетная устойчивость: увеличение налоговых поступлений на 12 % за счёт легализации бизнеса и роста активности.
— Повышение качества жизни (ремонт 15 км водосетей и 12 км дорог улучшит условия для 60 % населения; мобильный медпункт охватит 10 отдалённых населённых пунктов; IT‑классы подготовят 100+ выпускников, готовых к цифровым профессиям; фестиваль и ремонт ДК повысят вовлечённость молодёжи (ожидаемый охват — 5 тыс. чел. ежегодно).
— Инвестиционная привлекательность (модернизированные сети и дороги снизят издержки для бизнеса;
единый портал и льготы ускорят запуск проектов; программы переобучения сформируют пул квалифицированных кадров; участие в нацпроектах повысит видимость района на региональном уровне.
К 2027 г. Людиновский район выйдет на траекторию устойчивого развития с ростом индекса качества городской среды на 20 % и повышением доверия жителей к местным властям.
Предложенный план антикризисных мероприятий является реалистичным и достаточным для преодоления текущих вызовов. Его системная реализация позволит не только стабилизировать ситуацию, но и создать предпосылки для долгосрочного развития организации. Рекомендуется утвердить план в представленном виде с последующим детализированием этапов и назначением ответственных лиц.
Обобщая представленные анализ социально-экономического потенциала территории и план антикризисных мероприятий, можно утверждать, что грамотная политика Администрации Ульяновского района и города Людинова окажет прямое влияние на экономическое развитие как района, так и Калужской области. При этом качество принимаемых решений и успешность их реализации будут зависеть от профессиональной подготовки государственных служащих, их компетентности и способности адаптироваться к изменениям в экономической и социальной среде.
References
1. Антикризисное управление: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 406 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс2. Антикризисное управление: учебник и практикум для вузов / Н. Д. Корягин [и др.]; под редакцией Н. Д. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 396 с.
3. Белова Д.А., Мельниченко Т.Ю. Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности Администрации Людиновского района и города Людиново//Вестник Калужского университета, №4(69) 2025
4. Григорьева Вера Захаровна, Михеева Алина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. 2024. №107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strategicheskogo-upravleniya-na-munitsipalnom-urovne-1 (дата обращения: 14.12.2025).
5. Муниципальный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. Москва, 2017 г. – 246 с. 39
6. http://адмлюдиново.рф/documents/286.html
7. https://lyudinovo-r40.gosweb.gosuslugi.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/biznes-predprinimatelstvo/informatsiya-o-razvitii-msp
8. https://lyudinovo.postupi.online/tekhnikumy
9. https://www.kaluga.kp.ru/online/news/6309084
10. https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/lyudinovskiy-rayon-znachimyy-vklad-v-razvitie-regiona
11. https://mintrud.admoblkaluga.ru/page/czn-lud/?ysclid=mhoppvxw8w255560613
12. https://web.archive.org/web/20220810081851mp_/http://smgrf.ru/portfolio/lyudinovo-i-lyudinovskij-rajon/
