Анализ социальной адаптивности как фактора здорового образа жизни студентов

UDC 78.1
Publication date: 12.12.2016
International Journal of Professional Science №5-2016

Анализ социальной адаптивности как фактора здорового образа жизни студентов

Analysis of social adaptability as a factor for a healthy lifestyle of students

Шелиспанская Эллада Владимировна
ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Ellada Shelispanskaya
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Аннотация: В статье обосновывается необходимость изучения социальной адаптивности студентов как одного из факторов, обуславливающего здоровый образ жизни молодежи. В результате анализа данных исследования выделены связи между показателями социальной адаптивности студентов и их поведенческими привычками, другими параметрами образа жизни.

Abstract: in this article the necessity of study of social adaptability of students as one of the factors that stimulate healthy lifestyle for young people. As a result of data analysis research highlighted the relationship between indicators of social adaptability of students and their behavioural habits and other lifestyle options.
Ключевые слова: здоровый образ жизни молодежи, адаптация первокурсников, адаптивность, социальная адаптивность

Keywords: healthy lifestyles youth, adaptation of freshmen, adaptability, social adaptability


К настоящему времени сформулировано много концепций и подходов к оценке здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи. Все они отслеживают характер жизнедеятельности изучаемой группы в соответствии с объективными социально-гигиеническими и медико-социальными показателями, исследуя влияние большого числа внешних факторов на их образ жизни.

В психологии понятие «образ жизни» понимается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, в системе взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Эта система рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его [1]. Однако, в оценке влияния факторов, обуславливающих здоровый образ жизни молодежи, в последнее время всё большее место занимает учет социальных и социально-экономических аспектов их жизнедеятельности [2,4,5].

Интерес к изучению адаптивных особенностей студентов связан с важностью приобретения адаптационного опыта именно в студенческий период. Так, при поступлении в вуз, помимо адаптации к новым формам организация учебно-воспитательного процесса, у первокурсников происходит перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются прежний уклад жизни, окружение, бытовые условия, в которых живут и учатся студенты. Изменения, происходящие в жизни первокурсников, могут иметь не только позитивный, но и негативный характер: вызывать эмоциональный дискомфорт, тревогу, негативно сказываться на успеваемости и удовлетворенности учебным процессом [6]. Особенно остро переживают этот период иногородние студенты – первокурсники, которые теперь не живут в общежитии, на съемной квартире, у родственников и т.п.

Адаптивностью принято считать способность быстро приспособиться к новым условиям, понимать и поддерживать позитивные изменения, способность работать в быстроменяющейся ситуации, в условиях неопределенности, которая ориентирует на постоянное развитие и самосовершенствование [2].

Адаптивность может рассматривать как характеристика личностного уровня адаптации индивида к окружающей действительности. Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют субъективный и объективный критерии успешности адаптации. Субъективный критерий определяется как степень осознанной или неосознанной удовлетворенности исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой. В качестве же объективного критерия рассматривают эффективность деятельности, которую трактуют как определенный уровень продуктивности, результативности деятельности [6]. Вообще, адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств) [7].

Адаптивность соотноситься с такими качествами личности как выносливость, высокая работоспособность и устойчивость к различным факторам внешней среды. Некоторые исследователи данное понятие рассматривают как свойство, необходимое студентам при адаптации к образовательному учреждению [4]. Также к факторам, способствующим адаптации, относят осмысленность жизни, низкую агрессивность и тревожность, устойчивое положительное отношение к окружающей действительности, субъективное чувство удовлетворенности социальными отношениями, трудом, жизнью. К факторам, препятствующим адаптации, можно отнести трудности в общении, сложные взаимоотношения в новом коллективе, переживания.

Для оценки социальной адаптивности студентов необходимо получить информацию об отношении молодых людей к своему новому социальному статусу, оценить отношение к учебе, удовлетворенность условиями обучения, условиями проживания и бытом в общежитии, удовлетворенность материальным положением и пр. В психологической адаптации студентов различают следующие виды:

С этой целью нами был разработана анкета, состоящий из 35 вопросов, оценивающий различные стороны жизнедеятельности студентов и факторы здорового образа жизни. Анкета разделена на блоки вопросов: оценка самочувствия, самоанализ параметров здоровья, анализ поведенческих привычек, режимные моменты образа жизни, направленность на здоровый образ жизни, социально-экономическая адаптивность. Изучаемый материал подразумевает наличие негативных факторов, несовместимых с оптимальным самоощущением, нарушающих социальную адаптивность. Эти факторы также можно разделить на объективные – неблагоприятные экономические, жилищно-бытовые условия, условия обучения и субъективные — высокая тревожность, депрессивный фон самоощущения, неумение организовывать режим жизни и т.п.[3].

В опросе участвовали студенты 1 и 2 курсов четырех факультетов Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого, в целом около 150 человек. Так как вопросы предполагают уточнение получаемых сведений, мы получаем достаточно надежную информацию о проблемных моментах жизни студентов.

Согласно проведенному опросу, материальное положение удовлетворяет 33.3% студентов 1 курса и 30.3% на 2 курсе. Представленные причины неудовлетворенности вполне типичны: «низкий семейный доход», «не хватает денег», «плохое материальное положение» и т.п. Конечно, эти данные напрямую зависят от кризисного финансового положения большей части населения в связи с сильным изменением курса валют.

Обусловленные социально-экономическим кризисом ухудшаются условия жизни, что отражается как на условиях проживания в семьях и студенческих общежитиях. Большинство студентов относятся к группе малообеспеченных, многие вынуждены работать и совмещать работу с обучением в вузе. Снижение жизненного уровня населения, в купе с расслоением общества по уровням доходов создает ситуацию роста социально-обусловленных заболеваний, резкого ухудшения физического состояния, формирования депрессивного фона мироощущения молодых людей. По результатам оценки 71% молодых людей прибегают к любым источникам заработка или имеют работу с частичной занятостью. 24% от общего числа респондентов указывают на то, что готовы «бросить» обучение, если устроятся на постоянную работу. Эту тенденцию ухудшает неблагоприятная картина низкой посещаемости занятий, невысокой успеваемости этой части опрошенных студентов.

По данным опроса основная масса студентов удовлетворены условиями проживания в семьях, это 63,1% студентов 1 курса и 52.1% на 2 курсе. Те студенты, которые живут в общежитии (их примерно 40 % от общего числа), указывают на неорганизованность их быта, неблагоприятное санитарно-гигиеническое состояние в общежитии, чрезмерную заселенность комнат, и как следствие невозможность полноценной учебной подготовки.

Учеба доставляет удовольствие лишь 61.5% учащихся 1 курса и 45.8% учащихся на 4 курсе. Среди неблагоприятных факторов выделяют «сложные предметы», «плотное учебное расписание», как следствие значительные учебные нагрузки, приводящие к перенапряжению и даже развитию психосоматических отклонений. Так, около 30% от общего числа студентов указывают на периодические головные боли, боли в области желудка, факты головокружения, повышенную утомляемость, которые они указали при оценке их самочувствия. Анализ анкетных данных дает возможность определить перечень свойственных выборке форм патологий: 25.9% студентов на 1 курсе и 36.4% на 4 курсе отмечают наличие хронических заболеваний. Это, прежде всего хронические воспаления горла и носа, аллергические состояния, функциональные расстройства щитовидной железы и системы кровообращения, далее нарушения осанки и заболевания органов пищеварения и мочевыделения.

Далее мы попытались проанализировать данные, касающиеся оценки студентов своего поведения, соответствующего здоровому или нездоровому образу жизни, связанного с такими факторами риска как курение, злоупотребление алкоголем, кофеином, а также неправильный рацион питания и режим отдыха, недостаточная физическая активность.

Полученные результаты по блоку вопросов «поведенческие привычки», напрямую зависящие от честности респондентов, указывают на весьма неблагоприятную картину. Прежде всего, не радует анализ информации о соблюдение режима питания – их всего 7.4% на 1 курсе и 12.2% на 2 курсе. Кроме этого отмечается частое отсутствие завтрака у молодых людей ( «не хочется есть утром», «некогда» и т.п.), сокращение необходимого числа приемов пищи в день, питание продуктами быстрого приготовления, фаст-фудом. Регулярно занимаются физическими упражнениями (не менее 2-х раз в неделю) только 10.2% на 1 курсе и 6.1 % на 2 курсе.

Для объективизации полученного материала был проведен корреляционный анализ показателей социальной адаптивности, поведенческих привычек, режимных моментов, относящихся к здоровому образу жизни и т.д., всего 20 показателей, характеризующих образ жизни студентов.

Значимые корреляционные связи получил показатель «удовлетворенность материальным положением», который связан с частым употреблением кофе (0.47) и употреблением алкоголя (0,45). А показатель, характеризующий употребление алкоголя тесно связан с курением (0.62), указывая на тот факт, что эти две вредные привычки, как правило, сочетаются. Можно предположить, что студенты 1-2 курса свой материальный достаток соотносят с возможностью тратить деньги на вредные привычки.

Направленность личности на осуществление принципов здорового образа жизни повышают субъективную удовлетворенность обучением (коэффициент корреляции 0.46) и условиями проживания (с коэффициентом корреляции 0.52). В свою очередь на данный показатель значительно влияет параметр, отражающий активную жизненную позицию личности (0.47), которая связана с удовлетворенностью успехами в учебе (0.53). Удовлетворенность обучением повышается, если студент занимается спортом (коэффициент корреляции 0.61), демонстрируя мощную социализирующую силу спортивных занятий.

Анализ полученных материалов, приводит к выводу, что именно активная, ориентированная на развитие и самосовершенствование, на соблюдение принципов ЗОЖ личность, будет обладать необходимым уровнем социальной адаптивности, приспосабливаться к новым условиям и характеру деятельности, поскольку способна организовывать жизнь адекватно поставленным целям и задачам.

Также необходимо осознавать, что причины слабой эффективности образовательных программ по воспитанию ЗОЖ у студентов в большей степени лежат вне вектора педагогических воздействий. Неблагополучные тенденции в здоровье студенческой молодежи, как наиболее уязвимой и мобильной части населения, катализированы, прежде всего, нарастающим общественным кризисом, охватившим все сферы жизнедеятельности в Российской Федерации: политическую, экономическую, область культуры и нравственности.

References

1. Анисимова О.А. Некоторые аспекты исследования восприятия подростками факторов здорового образа жизни // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015.- № 1. –С.86-89
2. Дубовицкая Т. Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2.
3. Ермаков В.А., Шелиспанская Э.В. Воспитание здорового образа жизни Монография /В.А.  Ермаков, Э.В. Шелиспанская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 113с.
4. Какимжанова.М. Социальная адаптация как понятие //Евразийское сообщество.-2006.-№3.-С.67.
5. Михайлова Ю. Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В. И. Вернадского. 2010. № 7–9 (30). С. 131–137.
6. Пакулина С.А. Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза // Научные исследования в образовании. – 2008.- № 7
7. ​ Шарок В. В. Особенности социально-психологической адаптации студентов разных курсов обучения //Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. №3. - С84-92