A method of forming a three-dimensional sketch technical

UDC 677.07
Publication date: 30.04.2019
International Journal of Professional Science №4-2019

A method of forming a three-dimensional sketch technical

Способ формирования технического трехмерного эскиза

Хаблиева Юлия Борисовна
Ковалевич Александра
Гетманцева Варвара Владимировна

1. канд.педаг.наук., доцент
Северо-Осетинский университет им. К.Л. Хетагурова
2. Инженер-конструктор
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
3. канд.техн.наук., доцент
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина


Khablieva Yulia Borisovna
Kovalevich Alexandera
Getmantseva Varvara Vladimirovna

1. PhD in pedagogics, associate Professor
North Ossetian University named after K. L. Khetagurova
2. Design engineer
Russian state University named after A.N. Kosygin
3. PhD in Engineering, Associate Professor
Russian state University named after A.N. Kosygin
Аннотация: Статья посвящена формализации процессе создания трехмерного технического эскиза моделей одежды сложных форм, где в качестве элементов, описывающих композиционное и конструктивное решения изделия, используются базовые графические элементы, выделенные на основе сравнения «по аналогии» с геометрическими фигурами.

Abstract: the article is devoted to the formalization of the process of creating a three-dimensional technical sketch of clothing models of complex shapes, where as elements describing the composite and constructive solutions of the product, the basic graphic elements are used, selected on the basis of comparison "by analogy" with geometric shapes.
Ключевые слова: конструкция одежды, трехмерный эскиз, базовые графические формы

Keywords: clothing design, three-dimensional sketch, basic graphic shapes


Стремление конструкторов одежды к работе в трехмерном пространстве, интуитивно понятном как для разработчиков, так и для потребителей, ставит на первый план задачи по разработке инженерной трехмерной среды [1]. В такой среде на первом плане будет трехмерный технический эскиз, демонстрирующий композиционное и конструктивное решение моделей одежды [2]. Задача создания изделий близких по форме к фигуре человека легко формализуема и, следовательно, успешно решается в трехмерном пространстве [3]. А над задачей разработки методов автоматизированного проектирования изделий сложных форм до сих пор работают и ученые, и программисты [4].

Для упрощения и ускорения процесса создания трехмерного технического эскиза моделей одежды сложных форм, необходимо систематизировать элементы изделия, выбрать среди них типовые элементы и разработать алгоритмы их построения.

Для систематизации элементов изделия проведен анализ иллюстративного материала за двадцатилетний период, в результате чего были выявлены основные варианты силуэтных решений моделей женского платья [5,6,7].

В современном конструировании принято несколько ведущих модных силуэтов одежды. Три силуэта – прямой, прилегающий, полуприлегающий – стали классическими [8]. Но мода развивается, появляются все более фантазийные, сложенные объемные формы [9]. Вместе с этим, появляется необходимость по аналогии с классическими силуэтами однозначно их описать [10]. В работе предложен формализованный способ описания  — сравнение элементов моделей одежды с объемными геометрическими фигурами (Базовыми Геометрическими Формами — БГФ) – эллипсом, цилиндром и усеченным конусом. Соответственно, масками служат проекции БГФ на плоскость, а именно: прямоугольник, трапеция, овал.

Эллипс соответствует лифу или стану с фиксированным расширением по верхнему, нижнему или обоим срезам. Например, это может быть фиксированное разведение по плечевым срезам, фиксированное разведение по горловине или зафиксированное разведение и по плечевым срезам, и по горловине, и по линии низа. Цилиндр соответствует прямому силуэту. Усеченный конус с широким нижним основанием соответствует лифу с расклешением по линии низа, с фиксированным или не фиксированным верхним срезом. Усеченный конус с широким верхним основанием — это. Изделие, зауженное по линии низа и расширенное на уровне верхней опорной поверхности.

Выделены необходимые и достаточные для однозначного определения местоположения геометрической формы на фигуре человека уровни. Для плечевых изделий – это плечевой пояс (I, рис.1), линия груди (II, см. рис.1), , см. рис.1), линия бедер (IV, см. рис.1). Для поясных изделий – это линия бедер, линия колена, линия низа.

Рисунок 1. Местоположение БГФ на фигуре и их обозначение

На основе анализа определены  вариаций Базовых Геометрических Форм одежды с учетом комбинаторики геометрических форм и их расположения на фигуре. В качестве примера рассматривается все варианты местоположения БГФ для модели, состоящей из 2х основных форм (рис. 1).

Рисунок 2. Варианты компоновки БГФ

Был сделан вывод, что приемы, с помощью которых можно получить любую из БГФ, т.е. сам алгоритм построения модельной конструкции, не будут Изменяться при изменении  конструктивных параметров (прибавок, длин, модельных линий). Следовательно, эти приемы можно в качестве алгоритмов занести в САПР одежды. Таким образом, можно создать Базу данных БГФ, с помощью которой можно на трехмерном манекене «собрать» любую модель.

В качестве базовых элементов формы (БЭФ) служат графические фрагменты, являющиеся наиболее информативными, целостными и мобильными элементами изделия. Иерархическая структура изделий представлена в виде трёхуровневой  схемы (рис. 2.3). При таком подходе информация переходит поступательно и база данных может иметь значительно меньший объем.

На первом уровне модели одежды систематизируются на основе сравнения их с базовой геометрической формой (прямоугольник, треугольник, эллипс, трапеция и т.д.). На втором уровне определяется местоположение геометрической формы на фигуре человека (плечевой пояс, линия груди, линия бедер – для плечевых изделий; линия бедер, линия колена, линия низа – для поясных изделий). На третьем уровне выделены конструктивные способы создания формы.

Эта систематизация была использована как алгоритм для создания программы по интерактивному трехмерному моделированию. В системе заложена база данных, которая представляет собой каталог эскизов и фотографий, систематизированный в зависимости от композиционного сочетания в эскизе простейших геометрических форм, их местоположения на фигуре, а также принадлежности эскиза конкретному временному периоду, его силуэтного решения, конструктивных методов его создания. Система предлагает эскизы с искомым сочетанием геометрических форм из базы данных, а пользователь выбирает из библиотеки наиболее приближенный к эскизу вариант, учитывая сочетание, композицию, местоположение геометрических форм, конструктивные способы получения искомого силуэтного решения и формы (вытачки, рельефы, защипы, сборка и т.д.)

Так как в изделиях часто присутствуют несколько различных видов БГФ, введено понятие их комбинаторики, что также заложено в базу данных.

Процесс реализации разработанной концепции схематично рассмотрен на рисунке 3, на примере формирования 3-D вида модели женского платья.

Рисунок 3. Последовательность формирования 3-D эскиза модели

References

1.Проектирование изделий легкой промышленности в САПР/Г.И. Сурикова и др. -М.: ФОРУМ; ИНФРА -М, 2013.-336 с.
2.Гетманцева В.В. Структура формирования электронного образа модели при виртуальном проектировании одежды//Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. -2011,Т. 11, № 1. -С. 67-70.
3.Гетманцева В.В. Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды//Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Московский государственный университет дизайна и технологии. М.: МГУДТ. 2006.
4.Рогожин А.Ю., Гусева М.А., Андреева Е.Г. Моделирование процесса формообразования поверхности одежды//Дизайн и технологии. -2017, №60 (102). -С.26-35.
5.Бутко Т.В., Гусева М.А., Андреева Е.Г. Композиционно-конструктивный анализ моделей одежды промышленных и дизайнерских коллекций. Учебное пособие для бакалавров и магистров по направлению 29.03/04.05 Конструирование изделий легкой промышленности/Москва, 2018.
6.Бутко Т.В., Гусева М.А., Андреева Е.Г. Анализ моделей одежды. Определение параметров конструктивного моделирования. Учебное пособие для бакалавров и магистров по направлениям 29.03/04.05 Конструирование изделий легкой промышленности 29.03/04.01 Технология изделий легкой промышленности/Москва, 2018.
7.Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды: учебное пособие. -М.: МГУДТ, 2006. -216 с.
8.Романтический стиль в одежде для девушек и женщин [Электрон. ресурс]. –Режим доступа : http://wlooks.ru/stili-odezhdy/romanticheskij/(дата обращения: 16.10.2018).
9.Грушина А.А., Гетманцева В.В. Изучение сегмента швейных изделий из нестандартных материалов // В сборнике: Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018). Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). 2018. С. 274-276.
10.Илларионова Т.И. Статистические методы контроля и качество швейных изделий // В сб.: «Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований» Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 6 частях. 2017. С. 58-62