In a retrospective of 3-4 years, the Russian market was adversely affected by the decline in the exchange rate of the Russian ruble against world currencies of calculation (which triggered a rise in prices for imported drugs and raw materials for their production), the development of political opposition between the Russian Federation and Western countries the structure of Russian imports of pharmaceutical products). These trends objectively impede the further implementation of the Pharma-2020 strategy and make it necessary to assess the direction of its adaptation to the new conditions.
Abstract: В статье рассматриваются основные цели и задачи существующей стратегии развития фармацевтической промышленности в РФ «ФАРМА-2020». На основе неблагоприятного экономического и политического фона, аргументирована необходимость модернизации Стратегии. Сформированная на момент подготовки работы структура российского фармацевтического рынка отражает явно выраженную зависимость национального рынка от импортных продуктов и сырья для фармацевтической промышленности, а также характеризуется рядом структурных проблем в отрасли производства фармацевтической продукции. В ретроспективе 3-4 лет на российский рынок негативное влияние оказало падение курса российского рубля к мировым валютам расчета (что спровоцировало рост цен на импортные лекарства и сырье для их производства), развитие политического противостояния РФ и стран Запада (многие из которых занимают важные позиции в структуре российского импорта фармацевтической продукции). Указанные тенденции объективно затрудняют дальнейшую реализацию стратегии «Фарма-2020» и вынуждают провести оценку направлений ее адаптации к новым условиям
Keywords: фармацевтическая отрасль, импортозамещение, активные фармацевтические субстанции, специнвестконтракты, ЕАЭС.
В настоящее время существует ряд негативных тенденций развития российского фармацевтического рынка, не позволяющих рассматривать его как действенный элемент системы повышения качества жизни населения. Стоящая перед правительством страны задача повышения качества жизни населения, с учетом имеющихся проблем в фармацевтической и медицинской промышленности страны решается на базе программно-целевого подхода в рамках стратегий «Фарма-2020» и «Медпром-2020».
Современное состояние фармацевтической промышленности и фармацевтического рынка РФ характеризуется следующими основными тенденциями:
— интенсивный рост объемов рынка в стоимостном выражении в 2000-е гг. на фоне роста доходов населения и роста бюджетных возможностей правительства;
— начиная с 2010-х гг. рост рынка в стоимостном выражении сопровождается его стагнацией в натуральном выражении;
— высокая зависимость национального рынка от импортных продуктов и сырья для фармацевтической промышленности;
— растущий экспорт фармацевтической продукции, основными потребителями которой выступают страны СНГ;
— ряд структурных проблем в отрасли производства фармацевтической продукции (включая проблемы кадрового, инвестиционного и материально-технического обеспечения);
— явно обозначенная потребность в импортозамещении и локализации производства в условиях высокой зависимости объемов и структуры потребления лекарственных препаратов от макроэкономических показателей, состояния внутренних и внешних экономических факторов.
Рисунок 1. Темпы роста рынка фармацевтической продукции в РФ[1]
Как видно из данных рисунка, в ретроспективе более чем 5 лет натуральный объем рынка (измеренный в количестве реализованных упаковок лекарственных средств) подавляющее большинство периодов снижался. Падения объемов потребления лекарственных средств в период 2013-2015 гг. связано с воздействием на российский рынок очередного кризиса, существенно снизившего платежеспособность потребителей.
Описывая современное состояние фармацевтической промышленности в РФ, необходимо отметить высокую долю в натуральном выражении препаратов дженериков (что можно отнести к следованию общемировым тенденциям[2]) при доминировании в стоимостном выражении оригинальных препаратов. С точки зрения степени значимости для национального фармацевтического рынка (а, значит, для всей системы здравоохранения) обеспечивается относительный паритет между жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП) и прочими. [1]
Таблица 1
Основные параметры развития фармацевтической промышленности РФ на современном этапе, % [3]
В стоимостном выражении | В натуральном выражении | |
По технологии производства | ||
Дженерики | 36 | 87 |
Оригинальные препараты | 64 | 13 |
По географии производства | ||
Российское производство | 29 | 61 |
Импорт | 71 | 39 |
По степени значимости для национального рынка | ||
ЖНВЛП | 51 | 50 |
не ЖНВЛП | 49 | 50 |
По технологии продажи | ||
лекарственные средства доступные по рецепту (Rx) | 62 | 42 |
лекарственные средства доступные без рецепта (OTC) | 38 | 58 |
Рассматривая участие российских производителей в производстве фармацевтической продукции, необходимо отметить высокую зависимость от импорта сырья для производства лекарственных препаратов. Основным сырьем для производства лекарственных препаратов являются активные фармацевтические ингредиенты (АФИ). [2] Немаловажную роль в динамике стоимостного выражения импорта АФИ сыграл фактор роста курса иностранных валют к российскому рублю.
Рисунок 2. Объем производства и импорта активных фармацевтических ингредиентов в РФ, млрд. руб.[4]
Рост объемов производства АФИ внутри страны сопровождается ростом числа производителей (на 92% за 2014-2016 гг.), что является позитивной тенденцией развития фармацевтической промышленности страны, хотя и явно недостаточно для решения проблем продуктовой безопасности в секторе фармацевтической промышленности.
Позитивной характеристикой состояния фармацевтической промышленности в РФ можно признать расширение объемов инвестиций в создание новых производств. [4]
Основные проблемы фармацевтической отрасли в РФ можно разделить на ряд укрупненных групп.
К числу отраслевых проблем, определяющих способность производить конкурентоспособные фармацевтические товары для реализации на внутреннем и внешнем рынках, традиционно относятся следующие:
— объективные проблемы в достижении рентабельности производимых фармацевтических товаров на фоне государственного регулирования цен на ЖНВЛП и спорного с рыночной точки зрения механизма государственных закупок (на которые приходится более 20% рынка в стоимостном выражении). Ряд проблем сформирован и в системе государственных закупок – основным критерием для заключения контракта зачастую выступает ценовой критерий, что не позволяет национальным производителям инновационных препаратов участвовать в системе государственных закупок;
— проблемы привлечения капитала в отрасль для масштабных инвестиций, направленных на решение проблем износа основных средств, инвестирования в исследования и разработки, повышения квалификации персонала. Дополнительные проблемы в этой сфере формируются и под воздействием политического фактора. Так, под влиянием решений правительства сформирована потребность в дополнительных инвестициях на внедрение обязательной маркировки фармацевтической продукции. По предварительным оценкам стоимость маркировочной линии оценивается в 300.000 — 500.000 евро, и для компаний отрасли сегмента малого и среднего бизнеса может быть нереализуема с точки зрения приобретения и сохранения коммерческой состоятельности;
— доминирование в структуре производства дженериков (как менее инновационных, но более рентабельных для производителей) является отражением относительно низкой способности национальной системы к производству инновационных препаратов;
— малый и средний бизнес в фармацевтической промышленности характеризуется высокими барьерами как административного (проверки, надзорная деятельность, согласовательные процедуры), так и рыночного формата ( доминирование условий ритейла при выходе на рынок, барьеры входа в аптечные сети со своей продукцией);
— дефицит кадров для фармацевтических предприятий по ряду направлений: ощущается нехватка специалистов в области обеспечения качества процессов и продукции, инженеров по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, биотехнологов[5]; [4]
— отсутствие конкурентоспособного отечественного оборудования, вспомогательных химических материалов и упаковочных материалов для фармацевтического производства, а также отсутствие конкурентоспособной продукции отечественных производителей в части оборудования для фармацевтического производства, производства вспомогательных химических и упаковочных материалов. По данным Росстат, доля полностью изношенного оборудования в обрабатывающей промышленности РФ (к которой относится фармацевтическая промышленность) достигла в 2016 г. 50%, что является максимальным значением за предшествующее десятилетие.
Рыночные факторы также оказывают общее негативное воздействие на состояние отрасли. Такими факторами можно считать разнонаправленное движение цен на фармацевтическую продукцию и платежеспособности населения (что снижает выручку фармацевтических компаний и их способность к инвестициям в развитие), относительно низкий размер государственных инвестиций в исследования и разработки, проблемы привлечения капитала в развитие предприятий отрасли на фоне кризиса в экономике и достаточно высоких процентов по привлекаемым средствам.
Относительно прочих стран мирового сообщества отмечаемые в РФ тенденции отражают строго негативную характеристику. На 2018 год число исследователей (Researchers) в НИОКР в расчете на 1 000 000 чел. в РФ составляет порядка 3131 чел., а в странах ОЭСР (как совокупности наиболее развитых в экономическом плане стран) – 3961 чел. Разумеется, это влияет на производственный потенциал всех отраслей, а также на отрасль производства фармацевтической продукции.
К числу проблем развития российской фармацевтической отрасли можно отнести диспропорции в развитии региональных фармацевтических рынков, причиной чего являются диспропорции в уровне доходов населения.
Неравномерный уровень платежеспособного спроса являются рыночными факторами, затрудняющими достижение одного из стратегических параметров программы «Фарма-2020». Этим индикатором выступает роста обеспеченности населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства[6]. Также к числу рыночных факторов, сдерживающих развитие фармацевтической промышленности в РФ можно отнести и недостаточный уровень развития страхового рынка.
Основные направления государственной политики в рамках стратегии «Фарма-2020» отражают выявленные ранее проблемы развития отрасли и включат в себя следующие задачи:
— технологическое перевооружение фармацевтического производства;
— импортозамещение лекарственных средств по номенклатуре ЖНВЛП;
— вывод на рынок российской инновационной продукции;
— увеличение экспортного потенциала фармацевтической промышленности;
— кадровое обеспечение отрасли с целью перехода на инновационную модель развития.
Разрабатываемая программа «Фарма-2020» требует модернизации, в пользу чего указывает изменение частных условий ее реализации. К числу таких изменений условий можно отнести:
— падение доходов населения;
— снижение бюджетных возможностей;
— возрастание политических рисков.
Негативная тенденция изменения доходной и расходной частей федерального и консолидированного бюджета РФ, проблемы в реализации дефицитом бюджета своих функций в РФ, а также высокая вероятность реализации негативного для страны сценария развития на среднесрочную перспективу позволяют говорить о том, что расходы бюджета будут превышать его доходы и далее, а значит фактические затраты будут меньше плановых.
Рисунок 3. Степень соответствия фактических расходов на реализацию программы «Фарма-2020» плановым, тыс. руб.[7]
Подводя итоги работы, отметим, что современное состояние фармацевтической промышленности в РФ характеризуется рядом особых черт и тенденций, наиболее значимыми из которых выступают высокая зависимость от импорта фармацевтической продукции и снижение темпов роста рынка в натуральном выражении на фоне роста рынка в стоимостном выражении. Совокупность сдерживающих развитие фармацевтической промышленности проблем достаточно широка и включает в себя отраслевые факторы, определяющие способность производить конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках фармацевтические продукты; факторы экономической природы, определяющие динамику спроса на продукцию российских производителей; факторы политической природы, также негативно сказывающихся на состоянии отрасли. Стратегия «Фарма-2020», направленная на комплексное развитие рынка фармацевтической продукции РФ в направлении импортозамещения, на определенных этапах характеризовалась позитивными результатами, однако современное состояние факторов внутренней и внешней среды отрасли требует модернизации стратегии. Наиболее значимыми факторами, определяющими потребность в адаптации стратегии к новым рыночным условиям выступают снижение платежеспособного спроса населения, падение бюджетных возможностей правительства и неспособность программы решить частные проблемы отрасли в сфере развития ее производственного потенциала на необходимом уровне.
Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником, материал не содержит сведений ограниченного распространения
[1] Тенденции фармацевтического рынка России – 2017. – М.: Исследовательский Центр компании «Делойт» в СНГ, 2017. – 37 с.
[2] Квачахия Л.Л. Политика импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке // Иннов: электронный научный журнал. — 2017. — № 4 (33). — С. 31.
[3] Итоги 2017 года: аптечный сегмент лекарственных препаратов. По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), за 2017 год
[4] Текущее состояние фармацевтической промышленности в России и г. Москве / DSM Group –– С.14
[5] Симакова Я.В. Проблемы подготовки квалифицированных кадров в сфере обращения лекарственных средств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. — 2017. — Т. 4. № 2. — С. 140-152.
[6] Жминько Н.С., Шевкуненко Т.А. Детерминанты спроса на российском фармакологическом рынке в условиях финансово-экономического кризиса в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 122. — С. 496-508.
[7] Составлено автором по: Постановление Правительства Российской от 15 апреля 2014 г. N 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы / (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. N 1518; от 31.03.2017 г. N 368; от 29.09.2017 г. N 1180; от 28.12.2017 г. N 1673)http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102349191&intelsearch=%CF%F0%E0%E2%E8%EB%E0+%EE%EF%F0%E5%E4%E5%EB%E5%ED%E8%FF+%E4%EE%F5%EE%E4%E0+%0D%0A+%0D%0A
References
1. Двужилова Н.С. Фармрынок: состояние и развитие // В сборнике: Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика материалы V Международной научно-практической заочной конференции. - 2017. - С. 193-196.2. Никитина И.В. Инновационное предпринимательство - mainstream фармацевтической индустрии // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2012. - № 4 (39). - С. 121-129.
3. Санникова Е.Ю. Тенденции развития фармацевтического рынка российской федерации в условиях кризиса 2014–2016 гг. // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (146). - С. 359-363.
4. Симакова Я.В. Проблемы подготовки квалифицированных кадров в сфере обращения лекарственных средств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2017. - Т. 4. № 2. - С. 140-152.