Organization of work with students of the fourth functional group in the university

UDC 796.011.1
Publication date: 02.10.2019
International Journal of Professional Science №10-2019

Organization of work with students of the fourth functional group in the university

Организация работы в вузе со студентами четвертой функциональной группы

Rumantseva Olga Vyacheslavovna
Stanchik Tatiana Iosifovna
1. Senior Lecturer, Resource Center for Physical Culture
I. Kant Baltic Federal University
2. Senior Lecturer, Resource Center for Physical Culture
I. Kant Baltic Federal University


Руманцева Ольга Вячеславовна
Станчик Татьяна Иосифовна

1. старший преподаватель
Ресурсный центр физической культуры
Балтийский федеральный университет им.И.Канта
2. старший преподаватель. Ресурсный центр физической культуры
Балтийский федеральный университет им.И.Канта
Аннотация: The article deals with the introduction of a theoretical, methodological and practical course on physical culture for students exempted from physical culture for medical reasons in order to supply them with the necessary level of knowledge in the field of physical culture and sports, as well as the formation of sustainable motivation for a healthy lifestyle and health.

Abstract: Рассматриваются вопросы внедрения теоретического и методико-практического курса по физической культуре для студентов, освобожденных от физической культуры по медицинским показаниям, с целью снабжения их необходимым уровнем знаний в области физической культуры и спорта, а также, формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и сохранению здоровья.
Ключевые слова: physical culture in the university, motivation and a healthy lifestyle, physical culture and health, traditional and active teaching methods

Keywords: физическая культура в вузе, мотивация и здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность, традиционные и активные методы обучения


Физическая культура является обязательной дисциплиной в высших учебных заведениях. Освобождение от физкультуры как от учебного предмета здесь невозможно, хотя такое понятие как «освобождение от физической культуры» существует.

Невостребованность потенциала физической культуры ведет к ограниченности формирования личности, так как физическая деятельность является важнейшим компонентом целостного развития личности [2].

Дисциплина «Физическая культура» в вузе представлена следующими разделами: практическим, методико-практическим и теоретическим. В случае полного запрещения студентам четвертой функциональной группы практических занятий по физической культуре из-за медицинских показаний, в Балтийском федеральном университете им. И. Канта на базе Ресурсного центра физической культуры разработан и внедрён расширенный методико-практический и теоретический курс по физической культуре. Система оценивания знаний по данному курсу проводится с помощью выполнения тестов, тематических заданий и рефератов, презентаций и устных ответов, докладов и выступлений. С 2018 года теоретический раздел  представлен онлайн курсом на образовательной платформе «Stepik».

          Цель данного курса по физической культуре – приобрести необходимый уровень системы знаний в области физической культуры и спорта, определенные умения и навыки самостоятельной работы, а также сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и сохранению здоровья студента.

         Для достижения поставленной цели образовательный процесс должен решать определенные воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

− понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

− знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;

− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;

− приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

− создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Физкультурно-оздоровительную деятельность студентов, временно освобожденных от практических занятий физической культурой, можно разделить на следующие виды:

  1. Образовательная деятельность,  направленная на формирование системы знаний, приобретение умений и навыков самостоятельной работы по индивидуальной коррекции и укреплению состояния здоровья, составление индивидуальных программ повышения двигательной активности. Изучение истории и развития различных видов спорта.

Студенты подробно знакомятся с составляющими здорового образа жизни, учатся составлять индивидуальные программы питания и режима труда и отдыха. Знакомство с фоновыми видами физической культуры и знания в области различных оздоровительных систем физических упражнений позволяют им правильно и в соответствии с уровнем здоровья составлять индивидуальные программы для повышения двигательной активности. Проведение мероприятий по самоконтролю и тестированию дают возможность определения функционального состояния организма.

  1. Организационно-спортивная деятельность, направленная на формирование теоретических и практических умений, знаний по организации и проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в вузе, основы судейства в различных видах спорта.

Студенты, освобожденные от практических занятий, знакомятся с системами проведения соревнований, основными правилами различных видов спорта и особенностями судейства, составляют расписания, учатся заполнять турнирные таблицы. Они принимают активное участие в организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в качестве волонтеров, судей (секретарей, статистов и операторов технического оборудования), помощников главных судей.

  1. Научно-исследовательская деятельность, направленная на формирование теоретических и практических основ научно-исследовательской деятельности в системе физической культуры и здорового образа жизни.

Студенты выполняют простейшие научно-исследовательские работы, проводят тестирование, анкетирование, обобщение и анализ информации, готовят доклады и представляют свои работы в области физической культуры, двигательной активности, здоровья и здорового образа жизни.

Основными средствами формирования физической культуры личности студентов, освобожденных от практических занятий, являются:

— доступные физические упражнения для того или иного вида заболевания с профилактической, лечебной, рекреационной и общеразвивающей направленностью;

естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода), использование их в повседневной жизни и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями (разностороннее закаливание и использование различных климатических условий и рельефов местности);

гигиенические факторы, мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания и  окружающей среды.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами обучения по данному курсу (лекция, индивидуальная или групповая консультация, рассказ, беседа, объяснение), эффективными являются и различные активные методы обучения, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов, творческий характер обучения. Групповые же формы организации работы (семинары, дискуссии, исследовательская работа) нацелены на формирование познавательного интереса к физической культуре и спорту. Все эти методы позволяют образовательному процессу  стать мотивированным и осознанным.

В основе традиционного подхода к данной теме рассматриваются следующие вопросы: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности [1].

С целью активного вовлечения данной категории студентов в спортивную жизнь вуза и региона, их адаптации и социализации в современном обществе, где физическая культура и спорт приобретают все большую популярность среди студенческой молодежи, нами разработан организационно-спортивный раздел программы.

Анализируя традиционные подходы и схемы учебного процесса со студентами четвертой функциональной группы, мы пришли к выводу, что данный раздел повышает мотивационную составляющую к формированию физической культуры личности молодого человека, расширяет его кругозор и позволяет, несмотря на свое здоровье, реализоваться в многогранном мире физкультуры и спорта, находя для себя интересные и подходящие формы деятельности. Существующая молодежная спортивная субкультура дает возможность «освобожденным» студентам быть ее участником, например, не в качестве спортсмена, а в качестве участника спортивной деятельности, а также в ее  рекреативной направленности в качестве болельщика.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что предлагаемый курс по физической культуре, в той или иной степени, способен решить проблему эффективности физического воспитания данного контингента обучающихся в условиях высшего образования по данной дисциплине, побудить их к здоровому образу жизни и организации сознательной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

References

1. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф., Требования к аттестации студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре: методические указания / Омск : СибАДИ, 2014. – 24 с.
2. Ушурова Н.И., Галяутдинова Ф.Ф., Петров Р.Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные Науки: Электронный сборник статей по материалам XVIII cтуденческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАк», 2014. № 3(18) С. 168-173.