Redevelopment of industrial areas in the city

UDC 725.4
Publication date: 02.10.2019
International Journal of Professional Science №10-2019

Redevelopment of industrial areas in the city

Редевелопмент промышленных зон в черте города

Izotova Tatiana Pavlovna
Scientific adviser: Kalashnikov V.

1. Master, Russian State University them. A.N. Kosygin
2. Candidate of Art History, Associate Professor of Art History,
Russian State University them. A.N. Kosygin


Изотова Татьяна Павловна
Научный руководитель: Калашников В.Е.

1. Магистр, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
2. к.иск., доцент кафедры Искусствоведения,
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Аннотация: In conditions of a rapidly growing and developing city, the question about using of buildings and structures that have lost their original function arises. Huge territories of industrial areas
break the unified structure of the urban environment. Such objects need to be reprofiled and adapted to the new structure of the metropolis.


Abstract: В условиях быстро растущего и развивающегося города встает вопрос об использовании зданий и сооружений, утративших свою первоначальную функцию. Огромные территории промышленных зон разрывают единую ткань городской среды. Такие объекты подлежат перепрофилированию и адаптации к новой структуре мегаполиса.
Ключевые слова: industrial areas, redevelopment, development, historic city center, Moscow

Keywords: промышленные зоны, редевелопмент, развитие, исторический центр города, Москва


Город – это живой организм. Как любой живой организм, город растет и развивается. Старые ненужные клетки за ненадобностью отмирают, но есть костяк, который остается, и вокруг которого и происходит развитие. В городе таким костяком является исторический центр, историческая архитектура. Объекты культурного наследия выступают в роли живых свидетелей эволюции, это практические пособия для изучения быта и особенностей местного населения.

Церкви, дворцы и усадьбы находятся под охраной государства и получают хоть и небольшую, но поддержку в виде реставрационных работ. Но не только лишь богатые красивые здания свидетельствуют о нашей культуре. Что делать, например, с промышленными зонами, бывшими фабриками и заводами, которые в процессе роста города оказались почти в самом центре мегаполиса? Естественно, что продолжать свое существование с первоначальной функцией они не могут. Но значит ли это, что мы должны вычеркнуть этот этап из истории архитектуры?

Ревитализация промышленных объектов как самостоятельный жанр архитектурного творчества существует уже примерно 50 лет. Началось все в 1970-80 гг. в индустриально развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Промышленное производство уходит из городов, и поиск нового применения для пустующих цехов и бывших фабрик, иногда сопоставимых по размерам с целыми городскими районами, становится актуальной задачей. Тогда же произошло осмысление промышленных объектов как носителей исторического и культурного наследия. Поэтому сегодня ревитализация включает в себя и этот смысловой оттенок — внимательного и бережного отношения к объекту редевелопмента, сохранения духа места и материальной памяти о прошлом.

Промышленная архитектура Москвы XIX века представляет собой интересное сочетание самых разнообразных стилей. Классические арки и колонны, высокие готические окна, замысловатый рисунок кирпичной кладки украшают фасады заводов и фабрик того времени. Впитав в себя опыт прошлых времен, эта архитектура так же предвосхищает появление конструктивизма. Максимальная функциональность, сдержанность и простота форм позволяют нам сделать такой вывод. В советское время многие здания были заштукатурены, в связи с чем утратили свою фактурность. Но сегодня в руках профессиональных реставраторов заводы вновь обретают свое лицо и становятся активными участниками городской жизни.

Рисунок 1. Московский Газовый завод до и после редевелопмента

Наибольший интерес к промышленной архитектуре проявляет «креативный класс». Творческих людей привлекает свободная планировка, высокие потолки, панорамные окна, обилие света и воздуха. Так же в концепцию свободного бунтарского духа прекрасно вписываются грубые необработанные материалы: бетон, кирпич, дерево; обнаженные конструкции и коммуникации.

Стиль лофт стал настолько популярен, что вышел за пределы редевелопмента промышленных построек. Сегодня каждый второй заказчик жаждет оформить свою квартиру, офис, ресторан в этом стиле. Всё больше людей блестящим новеньким интерьерам предпочитают потертые состаренные необработанные материалы.

Таким образом напрашивается вывод, что промышленные зоны востребованы на современном рынке недвижимости. Но как их можно использовать? В отечественной практике основные примеры редевелопмента заводских пространств сводятся к созданию арт-кластеров, выставочных площадок и офисных центров, которые явно не являются объектами первой необходимости.

Прежде чем создавать новый проект в городской структуре, нужно проводить анализ территории и учитывать потребности данного района. Особенно в центральной части города на сегодняшний день не хватает общественных структур: жилых домов, школ, больниц и даже продуктовых магазинов.

Басманный район — одно из старейших мест расселения за пределами Китай-города. Территория района формировалась в XIVв. около древнего пути, Покровской дороги, связывавшей Москву с Владимирской землей. Так же по границе района располагался судоходный путь по реке Яузе. Позже здесь будет построена и железная дорога. Такое удобное расположение предопределило характер застройки. На окраине города на пересечении торговых артерий строятся заводы и фабрики. Но время идет, и вот уже Басманный район оказался почти в самом центре города, заводы закрываются, фабрики пустуют, на их место приходят музеи и выставочные площадки.

Рисунок 2. Схемы функционального зонирования Басманного района

В ходе проведения анализа Басманного района обнаруживается, что крупнейшие арт-кластеры столицы: Винзавод, Artplay  и Арма – основанные на бывших промышленных территориях, расположены в районе и так густо застроенном музеями. В то же время, на схемах видно, что такие общественные структуры, как школы, библиотеки и поликлиники представлены в значительно меньшем количестве.

Современные технологии строительства и реконструкции дают нам полную свободу творчества в создании необходимых ячеек городской среды. Но нам пока не хватает широты фантазии и смелости мысли для того, чтобы разнообразить функционал объектов редевелопмента.

В зарубежном опыте достаточно примеров интересного и нестандартного перепрофилирования. Рассмотрим некоторые наиболее удачные проекты.

В здании силосного элеватора в Кейптауне теперь находится музей современного искусства Африки — Zeitz MOCAA. Конструктивные особенности здания поставили перед архитектором довольно сложную задачу. Внутри сооружения находились 42 силосных корпуса, представлявших собой высокие бетонные трубы. Это лишало здание большого внутреннего пространства, необходимого для нужд музея. Однако вместо того, чтобы вычеркнуть эти свидетельства промышленного наследия здания, студия Heatherwick превратила трубчатый лес силосных башен в соборный атриум, который ведет к более чем ста галереям.

Рисунок 3. Силосный элеватор в Кейптауне до и после редевелопмента

В Роттердаме в пустующем складском комплексе Йобсвем создали жилой дом для креативного класса. Архитекторам и дизайнерам удалось перестроить склад, дать ему новые функции и, что очень важно, сохранить особенное ощущение этого места. Йобсвем стал своеобразной иконой, а его редевелопмент дал импульс всему району к переходу из индустриальной портовой зоны в жилую.

Старинное трамвайное депо стало новым центром притяжения туристов и местных в Амстердаме. Депо адаптировали под множество новых функций: гостиницу, бары и рестораны, библиотеку искусств, театр и творческие студии.

Эти примеры позволяют говорить о том, что новые функции старых построек могут оживить район, сохранить ресурсы и стать экономически выгодным вложением.

При решении вопросов о судьбе территорий промышленных комплексов стоит с особым вниманием отнестись к методам редевелопмента. Мы не должны вычеркивать целые этапы из технического и архитектурного развития города. Разнообразие зданий и сооружений создает неповторимый меняющийся образ мегаполиса, делает его интересным и многогранным.

References

1. Бархин М. Г., Город. Структура и композиция. – М.: Наука, 1986. – 264 с.
2. Бочаров Ю.П., Город и производство. – М.: Стройиздат, 1980. – 125 с.
3. Глазычев В.Л., Дизайн как он есть. – 3-е изд. – М.: Издательство «Европа»: ИД КДУ, 2013. – 318 с.
4. Иконников А.В., Архитектура XX века Утопии и реальность: в 2-х т. Т.1. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 655 с.
5. Иконников А.В., Архитектура XX века Утопии и реальность: в 2-х т. Т.2 . – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 670 с.
6. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве . пер. с англ. В. Л. Глазычева, под ред. А. В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.
7. Мунари Бруно, Фантазия. – М.: Издательство Д. Аронов, 2014. – 216 с.
8. Орлова Э.А., Современная городская культура и человек . отв. ред. А.И. Арнольдов; АН СССР. Ин-т философии. – М.: Наука, 1987. – 192 с.
9. Папанек Виктор, Дизайн для реального мира. пер. с итал. Т.Стамоловой. – М.: Издательство Д. Аронов, 2018. – 416 с.
10. Paul Meurs, Marinke Steenhuis, 2017. Reuse, Redevelop and Design. How the Dutch Deal With Heritage. Netherland, nai010 publishers. -128 p.