Abstract: This article describes the effect of implementation of various economic instruments on a women’s team sports team’s results. The problem of effective financial management and its peculiarities in the field of professional women’s sport are identified in this work. There are also some examples of clubs, whose financial management enables their teams to reach better results in sports. Finally, a prediction about the future of women’s team sports in Russia is given.
Keywords: economic instruments, women’s team sports, team’s results
На сегодняшний день ведущие европейские спортивные клубы[1] уделяют большое внимание проблеме гендерного равенства посредством создания и развития собственных женских команд в том числе в тех командных видах спорта, которые считаются по большей степени «мужскими». Равенство в спорте – это невероятно важная тема, которая в последние годы пропагандируется международными спортивными организациями особенно ярко [1]. Многие клубы видят потенциал в развитии собственной женской команды, так как это позволит им охватывать новые рынки, а также осуществлять политику в области корпоративной социальной ответственности. Благодаря данной тенденции, вопрос о наиболее эффективном управлении финансами женской команды является крайне актуальным.
Рассматривая такое понятие как эффективность спортивной организации в целом, а также способы повышения результативности спортивного клуба, развивающего собственную женскую команду, нужно иметь ввиду необходимости управления финансовыми инструментами.
Эффективность спортивной организации должна оцениваться, базируясь на комплексе параметров, а именно: социальных, экономических и спортивных показателях. Согласно концепции конкурирующих ценностей [2, 3] (Competing Values Framework), в деятельности спортивной организации можно выделить тридцать девять индикаторов эффективности, каждый из которых имеет текущее значение и изменяется в зависимости от применения тех или иных экономических механизмов. Данный подход был доработан в работе Каплана и Нортона «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» [4, 5], где он представлен не как совокупность различных показателей, но как система, где у каждого из показателей есть свой удельный вес в зависимости от целей и стратегии организации [6, 7].
Возвращаясь к теме женского спорта, вследствие всё еще недостаточно большой популярности матчей женских команд, привлечение спонсоров именно для женских составов является острой проблемой. Так, в сезоне 2019г. лидерами по посещаемости женской национальной баскетбольной лиги WNBA были Лос Анжелес Спаркс, которым удалось собрать 11307 зрителей. Тем не менее, чемпионы сезона 2019г. WNBA Вашингтон Мистикс (Washington Mystics) переехали на стадион общей вместимостью только 4200 посадочных мест, чтобы обеспечить себе стопроцентную заполняемость даже в дни не самых популярных соревнований. Дела обстоят совершенно иначе в мужской NBA [8, 9], где занимающая двадцатое место в рейтинге Бруклин Нэтс в среднем привлекала на 14941 зрителей. Для Европы характерна ситуация, когда клубы, чьи мужские составы достаточно успешны (входят в первые дивизионы), вынуждены привлекать средства из прибыли, полученной благодаря выступлениям мужского состава. И, естественно, что каждый клуб, выделив средства на развитие женской команды, сам решает, как именно ими распоряжаться. Распоряжение средствами представляет собой применение тех или иных экономических механизмов, а механизмы можно определить, как некоторую последовательность взаимосвязанный экономических явлений [10, 11]. Например, механизмами являются действия на рынке трансферов, инвестиции в инфраструктуру и персонал клуба.
Проанализировав ряд публикаций по данной проблематике, можно выявить некоторые закономерности в отношениях между применяемыми экономическими механизмами и показателями команды по трём основным направлениям: спортивному, экономическому и социальному. На практике это подтверждается различными примерами [12]. Так, женский футбольный клуб Olympique Lyonne во главе с Президентом клуба Жаном Мишелем Оля, применяет такие экономические механизмы, как инвестиции в инфраструктуру клуба, в развитие собственной футбольной академии, что в дальнейшем влияет на политику клуба в сфере рынка трансферов (чем больше высококвалифицированных спортсменок являются воспитанницами клуба, тем меньше средств необходимо будет тратить на покупку и дальнейшую адаптацию новых игроков; также перед клубом открываются новые возможности по продаже имеющихся игроков) [18]. На данный момент в академии клуба числится 150 спортсменок-воспитанниц, содержание которых до определенного момента (обычно до 16 лет) оплачивается родителями, затем, если у спортсменки высокий потенциал – клубом [13, 14]. При этом, содержание воспитанниц обходится клубу намного дешевле, чем покупка талантов извне, у других клубов. Еще одним примером эффективного управления экономическими механизмами является деятельность женского волейбольного клуба Динамо. Данный клуб применяет финансовые инструменты в области заботы о здоровье спортсменок, уделяя большое внимание их восстановлению после травм. К примерам успешного применения экономических механизмов в области социальной ответственности клубов, можно выделить осуществление билетной политики – реализация билетов по доступным ценам, возможность приобретения абонемента на посещение матчей (так, примером клуба, доступного для широкого спектра зрителей, можно выделить клуб баскетбольной Премьер Лиги России – УГМК, чья стоимость билетов на домашние матчи российской Премьер-лиги составляет от 50 до 200 рублей, на домашние матчи Евролиги — от 100 до 300 руб.) [15, 16].
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что в современных условиях борьбы за внимание болельщиков женским спортивным клубам необходимо развиваться в трёх основных направлениях: социальном, экономическом и спортивном. Для достижения лучшего результата они должны наиболее эффективно использовать финансовые инструменты во всех этих областях. Специфика профессионального командного женского спорта в России заключается в том, что имеется огромный потенциал для его развития [17].
На данный момент многие команды, к сожалению, не обладают достаточной инфраструктурой, тренерским и медицинским персоналом. В России многие женские спортивные команды пока не могут выйти на уровень окупаемости из-за отсутствия доходов по вышеуказанным направлениям и финансируются за счет инвесторов либо как форма социальной ответственности бизнеса, либо как способ продвижения бренда спортивного клуба, завоевания новых рынков. Тем не менее, перспективность развития женского командного спорта высших достижений нельзя ставить под сомнение. Со временем он может стать таким же прибыльным, как и мужской командный спорт, и тогда те клубы, которые успеют сформировать сильные женские команды с помощью применения различных финансовых инструментов сегодня, преуспеют.
[1] Например, в 2019г. все клубы Английской Премьер Лиги (за исключением «Манчестер Юнайтед» и «Саутгемптона») имеют свою женскую футбольную команду
References
1. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского Университета. Серия «Экономика». – 2010. – N4 – C. 37-43.2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. // М.: Олимп-Бизнес. – 2017. – 320 с.
3. Ващекина И. В., Ващекин А. Н. Применение риск-ориентированного подхода при организации противодействия отмыванию нелегальных доходов в российской практике // Наука и практика. – 2018. – № 3 (31). – С. 61–69.
4. Караев А.К., Коновалов В.В. Логистическая модель динамики развития информационных и экономических систем // Экономика. Налоги. Право. 2011. №4. С. 28-37.
5. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А. Влияние регионального аспекта на формирование налоговой базы консолидированных групп налогоплательщиков в России//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-2. С. 427-431
6. Кузнецов Н.В. Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровизации // Теория и практика общественного развития. 2019. №3. С. 12-15.
7. Богаревич Н.О., Киреева Е.Ф. Оценка эффективности финансирования спортивных организаций в Республике Беларусь // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2016. №5. С. 88-96.
8. Стегачева Т.А., Какаулина М.О. Особенности финансирования Чемпионата мира по футболу 2018 г / В сборнике: Современные проблемы развития экономики России и Китая. Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. О.А. Цепелева. 2018. С. 159-161.
9. Балихина Н.В., Косов М.Е. Финансы и налогообложение организаций (учебник) М., Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г.
10. Калачева О.Н., Жукова Ю.Н. Расчет пособия по временной нетрудоспособности с учетом последних изменений в законодательстве// Бухучет в здравоохранении. -2019. - № 7.- С. 33-40.
11. Турищева Т.Б. Внутренний контроль как элемент предупреждения нарушений в учете бюджетного учреждения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 375-377
12. Морозова Т.В. Методологические и практические аспекты разработки малыми предприятиями рабочего плана счетов с нетиповыми корреспонденциями // Проблемы современной экономики. – 2016. – № 3. – С. 104-107.
13. Агапова А.А. Управление государственным долгом в условиях стагнации экономики//В сборнике: Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Васильевой. 2017. С. 27-30.
14. Быканова О.А. Элементы общей топологии: Учеб.-метод. пособие по специальности 032100 «Математика» по курсу «Геометрия». Под ред. О.Н. Бабенко; М-о образования Рос. Федерации. Таганрог. гос. пед. ин-т. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
15. Бухгалтерский финансовый учет: учебник [Текст]/Бухарева Л.В., Малицкая В.Б., Чиркова М.Б. и.др..-М.: Издательство Юрайт, 2016.-495с.
16. Биятов Н.В. Оценка эффективности ИТ-проекта с применением CRM-технологий // Научные стремления. 2019. № 25. С. 24-26
17. Жукова В.В. Финансовая структура и модель бюджетирования в торговой компании // Экономические науки. 2011. № 84. С. 161-164.
18. Меморандум понимания. Электронный ресурс: официальный сайт FIFA https://www.fifa.com/womens-football/news/fifa-and-un-women-sign-first-ever-memorandum-of-understanding (Дата обращения: 08.11.2019)
19. Статистика посещаемости NBA, WNBA. Электронный ресурс: официальный сайт ESPN https://www.espn.com/ (Дата обращения: 08.11.2019)