Practice of integrating business

UDC 339.16
Publication date: 27.12.2019
International Journal of Professional Science №12-2019

Practice of integrating business

Отраслевая практика интеграции предпринимательских структур

Mirolaev Alexander Andreevich
Petrov Roman Andreevich
Scientific adviser: Ilyashenko S.B.

1. Master of the 2nd of Faculty of Trade Economics and Commodity Science
Plekhanov Russian University of Economics
2. Master of the 2nd of Faculty of Trade Economics and Commodity Science
Plekhanov Russian University of Economics
3. Ph.D. (Economics), associate professor,
Plehanov russian economic university


Миролаев Александр Андреевич
Петров Роман Андреевич
Научный руководитель - Ильяшенко С.Б.

1. магистрант факультета Экономики торговли и товароведения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. магистрант факультета Экономики торговли и товароведения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
3. к.э.н., доцент, базовая кафедра торговой политики
ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Аннотация: В статье рассматривается практика деятельности организаций сферы обращения, особенно предприятий розничной торговли в контексте их интеграции. Практика франчайзинга, получившая широкое распространение в последние годы имеет в деятельности торговых предприятий ряд специфических черт.

Abstract: This article discusses the practice of circulation organizations, especially retail enterprises in the context of their integration. The practice of franchising, which has become widespread in recent years, has a number of specific features in the activities of trading enterprises.
Ключевые слова: розничная торговля, интеграция, франчайзинг, товарный франчайзинг

Keywords: retail, integration, franchising, product franchising


Сегодня рынок розничная торговля на территории России представлена большим количеством разнообразных предприятий, которые отличаются между собой масштабами деятельности, форматами и формой обслуживания покупателей, наконец, товарной специализацией. Торговые организации охватывают все целевые аудитории населения [1, 2]. Эти группы различаются по гендерному и демографическому признакам, по уровню дохода, социальному статусу и увлечениям. Не вызывает сомнения, что розничная торговля в РФ неуклонно возрастает. Конечно, нужно отметить, что в течение нескольких последних лет темпы прироста товарооборота несколько снижаются, что, вероятно, связано с падением реальных располагаемых доходов населения [3, 4].

В современных экономических условиях глобальной конкуренции предприятия большинства отраслей вынуждены использовать разные приемы и методы, которые позволят сохранить им устойчивое положение даже в условиях конкурентной борьбы.

Одним из таких инструментов является интеграция, то есть объединение с использованием приемов франчайзинга.  Такое объединение востребовано многими предприятиями, а отношения между участниками рыночных отношений строятся на основе ряда принципов. Как правило владелец бизнеса (франчайзер) передаёт в пользование компании- партнеру (франчайзи) за вознаграждение (роялти и паушальный взнос) право заниматься таким же видом деятельности, и использовать уже отработанные методы и приемы, то есть бизнес-модель его ведения [5]. Другими словами, происходит своеобразная «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения организации. Вместе с узаконенной возможностью использовать в хозяйственной деятельности торговую марку (бренд), его владелец обычно передает франчайзи также право использования конкретного набора услуг, а в определенных случаях, например, это характерно для розничной торговли, и товаров. Такой перечень может значительно варьироваться, однако наиболее распространенный перечень приведен ниже: [6, 7]:

  • Оценка целесообразности местоположения торговой организации, потенциального трафика и проходимости места;
  • Содействие в лизинге, сублизинге или аренде оборудования у соответствующих третьих сторон;
  • Осуществление вводного курса подготовки сотрудников, в ходе которого франчайзер знакомит с особенностями и технологическими решениями и организацией деятельности в целом;
  • Анализ рынка и маркетинговая поддержка для развития бизнеса зависимой организации;
  • Консультационная помощь относительно помещения, планировки, дизайна, доставки торгового оборудования и подготовке его к работе;
  • Проведение систематического повышения квалификации персонала по вопросам управления и тренинги по решению технологических проблем;
  • Участие в формировании и поддержании необходимого уровня товарных запасов и др.

При реализации концепции обратного франчайзинга, который так же имеет распространение в розничной торговле, компания-владелец бренда наоборот выплачивает партнеру агентское вознаграждение за используемые товары [8, 9].

Франчайзи является предпринимателем, которому передается право реализовывать на рынке товары или услуги известного предприятия, при использовании его товарного знака.

Предприниматели нередко используют подобную интеграцию с более сильным партнером как метод развития бизнеса в своей организации, в следующих случаях [10]:

  • У предприятия существует особенный имидж, который позволяет потребителю точно узнавать его в многообразии схожих организаций;
  • Организации отработала способы ведения коммерческой деятельности, то есть использует ряд устоявшихся и доказавших свою эффективность логистических и маркетинговых приемов;
  • Спрос на товары или услуги предсказуем на длительную перспективу и соответствует ожиданиям инвестора;
  • Будущий франчайзер готов раскрыть все «секреты» своей бизнес-технологии потенциальным франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.

Франшиза в широком смысле представляется [11]:

  • Правом на создание франшизной фирмы и на реализацию продукции или предоставление франшизных услуг более крупному предприятию на определенных условиях и за регламентированную компенсацию на ограниченной территории;
  • Организационной формой малого бизнеса, в рамках которого индивидуальному предпринимателю (пользователю франшизы) предоставляется право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной организации-правообладателя.

Для торговых организаций в большинстве случаев применяется товарный франчайзинг. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Отличительная особенность — привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера [12, 13].

Поскольку В розничной торговле концепция франчайзинга подразумевает реализацию товаров определенного качества, спрос на которые обусловлен уникальностью образа, узнаваемостью товарного знака, товарный франчайзинг подразумевает реализацию товаров, передаваемых франчайзером, а основой концепции – именно использование товарных знаков, право на которые принадлежит франчайзеру [14, 15].

Основной капитал при интеграции организаций в розничной торговле составляет сильный бренд. Без него по факту утрачивается смысл объединения в принципе. При этом, силу торговой марки можно определить, как положительное сальдо хозяйственных операций, которые осуществлялись при ее использовании. Очевидно, что специфика интеграции с использованием франчайзинга заключается в том, что инвестор, вкладывая денежные средство в хозяйственную деятельность, ожидает, во-первых, получить прибыль и достичь возврата вложенных средств. Во-вторых, естественно, он желает это сделать минимальными усилиями, то есть рассчитывает на поддержку при открытии бизнеса.

Не вызывает сомнения, что предприятия сферы обращения, особенно организации розничной торговли, которые используют интегрированный поход при открытии и развивают франшизу являются более конкурентоспособными, особенно в условиях неблагоприятного воздействия макроэкономических факторов [16, 17]. Понятно, что в условиях выхода на внешние рынки целесообразно отечественным предприятиям использовать франчайзинг. Но следует учитывать, что инвестиционные вложения в таком случае могут демонстрировать самую быструю окупаемость.

Чтобы бизнес с использованием технологий интеграции был экономически эффективен и демонстрировал реальную прибыль обеим сторонам, необходимо взаимодействовать по самому широкому кругу вопросов [18]. От франчайзи необходимо превращение в часть системы с помощью внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянное вложение усилий в развитие бизнеса.

В подавляющем числе ситуаций сторона, владеющая брендом и предлагающая франшизу, берет на себя обязательства по оказанию консультационной поддержки относительно организации, развития и ведения операционной деятельности, готова оказать соответствующую поддержку.

Подводя итоги исследования можно отметить, что интеграция с использование франчайзинга является одним из наиболее оптимальных вариантов для молодых предпринимателей, которые стремятся открыть свой бизнес с минимальными инвестициями на франшизу при гарантированном высоком и постоянном доходе. Однако важно учитывать, что как правило, материнская компания осуществляет достаточно строгий контроль своих франчайзи, что накладывает определенные ограничения в ведении бизнеса.

References

1. Голубцова Е.В., Зверева А.О., Литовкина В.Д. Франчайзинговые взаимоотношения в розничной торговле в контексте практики налогообложения//Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 11.
2. Зверева А.О., Леонова Ю.Г. Использование модели обратного франчайзинга в розничном торговом бизнесе// Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 1189-1193
3. Ващекина И. В. Характерные черты и особенности современного потребительского кредитования в России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2014. – № 8 (74). – С. 38–43.
4. Кузнецов Н.В., Понкратов В.В., Котова Н.Е. Опыт использования института консолидированного налогоплательщика для стимулирования инвестиционной активности корпораций // Экономика и предпринимательство. 2018. №10. С. 991-995.
5. Кораблева О.Н., Митякова В.Н., Калимуллина О.В. Онтологическое моделирование инновационной активности и потенциала экономического роста. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 3. – С. 160-167.
6. Суздальский Г.А. Влияние налогообложения на рынок интернет-торговли в России // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 16-20
7. Турищева Т.Б. Институциональные аспекты государственного финансового контроля в России//Аудитор. 2014. № 11 № 11 (237). С. 24-31.
8. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 32-38.
9. Кузнецов Н.В. Оценка эффективности деятельности открытых акционерных обществ на основе показателей стоимости бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №10. С. 26.
10. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля -необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43-49.
11. Голубцова Е.В., Зверева А.О., Литовкина В.Д. Франчайзинговые взаимоотношения в розничной торговле в контексте практики налогообложения//Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 11.
12. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Увеличение с 2019 года ставки по НДС: влияние на политику ценообразования налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-26.
13. Дзюбенко И.Б. Франчайзинг как инструмент активизации инновационного потенциала предпринимательства / И.Б. Дзюбенко // Экономика и предпринимательство. – 2017. - № 10. – С. 419-427
14. Turishcheva T.B., Akhmadeev R.G., Chaikovskaya L.A. Institutional environment of internal controls in autonomous establishments // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 12. С. 2353-2357.
15. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 39-41
16. Бухарева Л.В., Городецкая М.И., Дятлова О.В. и др. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник/Москва, Юрайт, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп). с. 495
17. Кузнецов А.О. Франчайзинг: триединство выгодополучателей / А.О. Кузнецов // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.2 (27). - С. 80-82.
18. Саадулаева Т.А. Франчайзинг в России: теория и практика / Т.А. Саадулаева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. - №1. – С. 102-104