Administrative status of the seaport captain

UDC 346.7
Publication date: 29.03.2023
International Journal of Professional Science №3-2023

Administrative status of the seaport captain

Административно-властный статус капитана морского порта

Litvin Tatiana Aleksandrovna,
Zhevets Alice Mikhailovna.
Kortunova Olga Viktorovna
1. Associate Professor of the Department of Law of the Federal State Budgetary Institution "State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov"
Russia, Novorossiysk
2. student of Jurisprudence Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education ADMIRAL USHAKOV MARITIME STATE UNIVERSITY, Russia, Novorossiysk
3. student of Jurisprudence Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education ADMIRAL USHAKOV MARITIME STATE UNIVERSITY, Russia, Novorossiysk


Литвин Татьяна Александровна,
Жевец Алиса Михайловна,
Кортунова Ольга Викторовна

1. Доцент кафедры морского права ФГБОУ «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Россия, Новороссийск
2. Курсант 4 курса ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Россия, Новороссийск
3. Курсант 4 курса ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Россия, Новороссийск
Аннотация: В данной статье рассматриваются административно-властный статус капитана морского порта, его функции, права и обязанности. Дается информация о федеральном государственном надзоре в области транспортной безопасности.

Abstract: This article discusses the administrative status of the seaport captain, his functions, rights and duties. Information is given on federal state supervision in the field of transport security.
Ключевые слова: Капитан морского порта, административный статус, морской порт, ответственности, функции, права и обязанности, Ространснадзор, Росморечфлот.

Keywords: Seaport captain, administrative status, seaport, responsibilities, functions, rights and duties, Rostransnadzor, Rosmorechflot.


По нашим наблюдениям, морской транспорт крайне востребован в наши дни, и поэтому основная цель заключается в обеспечении правового регулирования морского порта. Из этого следует, что капитан морского порта и его административный статус имеют первостепенное значение.

Эта отрасль пока развивается, поэтому в российском законодательстве предусмотрены разные определения административно-правового статуса капитана морского порта. Деятельность, права, обязанности и ответственность капитана морского порта являются частью таких законов, как Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ, Приказ Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2014 г. N 39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта» и др. Развитие торгового мореплавания позволяет рассматривать практическое применение российского законодательства.

Однако в законодательстве находят противоречия между нормативно-правовыми актами, которые выявляют ряд проблем в административно-властном статусе капитана морского порта. Именно их необходимо рассмотреть и изучить в данной работе.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что капитан морского порта осуществляет административно-властные полномочия в морском порту. Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.

Согласно ст. 79 КТМ РФ, капитан морского порта осуществляет контроль за судами, выходящими в море, в целях проверки судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов. Например, проверяется наличие действительных свидетельств.

По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта. Распоряжения капитана морского порта, касающихся его полномочий, являются обязательными. Как можно заметить, он несет ответственность за жизни людей и организацию спасательной операций[1].

Капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации[2].

Стоит указать, что капитан морского порта несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Капитан морского порта может быть привлечен к дисциплинарной ответственности Росморречфлотом самостоятельно, а также по представлению Министерства транспорта Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта[3]. Так как служба капитана морского порта входит в состав администрации порта и выполняет закрепленные за ней функции.

Статья 11.6.1 КоАП РФ содержит информацию о несоблюдении требования о направлении капитану морского порта сообщения о затонувшем имуществе, а также несоблюдении собственником затонувшего имущества сроков направления капитану морского порта извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, сроков разработки документации по удалению затонувшего имущества и сроков начала удаления затонувшего имущества. В этой же статье говорится о наложении штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Перейдем к главному вопросу нашей статьи и дадим ответ, какой же орган устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области транспортной безопасности. Для этого необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Федеральный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и именно он налагает административные наказания. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального надзора, являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по федеральному надзору.

В статье 23.36 КоАП РФ говорится, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях. Капитан морского порта вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа на морском транспорте, например:

  • Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

2) Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов [4];

3) Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности [5];

4) Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования [6];

5) Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте [7];

6) Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна [8];

7) Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров [9].

Несмотря на то, что капитан морского порта назначается Росморречфлотом, надзор за его деятельностью осуществляет Ространснадзор. Не совсем решенной проблемой является механизм распределения прав и обязанностей ведомств, имеющих отношение к деятельности порта, что во многом находится в компетенции Правительства РФ.

Таким образом, мы рассмотрели информацию о капитане морского порта, изложенную в КТМ РФ и других нормативных актах. Обозначили какой орган занимается осуществлением административных наказаний и какую ответственность берет на себя капитан морского порта. За капитаном морского порта закреплено право налагать административные взыскания, а на практике этим занимается только Ространснадзор. Необходимо в законодательстве обозначить разграничения полномочий капитана морского порта и Ространснадзора, чтобы их деятельность не соприкасалась. Каждый орган должен заниматься своими обязанностями, тогда их работа будет проходить эффективнее.

[1] Ст. 83 КТМ РФ

[2] Ст. 84 КТМ

[3] Ст. 76 КТМ РФ

[4] Статья 11.14 КоАП РФ

[5] Статья 11.14.3 КоАП РФ

[6] Статья 11.15 КоАП РФ

[7] Статья 11.16 КоАП РФ

[8] Ч. 5 ст. 11.17 КоАП РФ

[9] Статья 11.31 КоАП РФ

References

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (ч.V государственный портовый контроль) : Федеральный закон № 81-ФЗ [принят 30 апреля 1999 г. : в ред. ред. от 28 февраля 2023 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2207.
2. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 30 (ч. 1). – Ст. 4058.
3. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1051
«Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.07.2021 г. – № 27 (часть III). – Cт. 5429.
4. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2014 г. N 39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта» // «Российская газета». – 15.08.2014 г. – № 184.
5. Административно правовой статус капитана морского порта: [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoy-status-kapitana-morskogo-porta-1 (Дата обращения: 16.03.2023).