Prospects for the development of economic relations between Russia and China within the framework of the «One Belt – One Road» project

UDC 339.923
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

Prospects for the development of economic relations between Russia and China within the framework of the «One Belt – One Road» project

Перспективы развития экономических отношений России и Китая в рамках реализации проекта "Один пояс – один путь"

Nosyreva Polina Mikhailovna,
Lenkov Ilya Nikolaevich,

1. 1st year bachelor's student of the School of Public Administration,
Lomonosov Moscow State University
2. Cand. of Ec. Sc., Associate Professor, Department of World Economy and Management of Foreign Economic Activities,
Lomonosov Moscow State University


Носырева Полина Михайловна
Научный руководитель: Ленков Илья Николаевич

1. студент 1 курса бакалавриата факультета государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. к.э.н., доцент, кафедра управления мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: Геополитическая нестабильность в мире увеличивает логистические издержки, поставки многих видов продукции из Азии в Европу задерживаются из-за удлинения транспортных маршрутов. В статье определены перспективы развития экономических отношений России и Китая в рамках проекта «Один пояс - один путь».

Abstract: Geopolitical instability in the world increases logistics costs, and the supply of many types of products from Asia to Europe is delayed due to the lengthening of transport routes. The work will determine the prospects for the development of economic relations between Russia and China within the framework of the One Belt, One Road project.
Ключевые слова: сотрудничество России и Китая, перспективы развития, логистика, санкции, инициатива «Один пояс – один путь»

Keywords: cooperation between Russia and China, development prospects, logistics, sanctions, «One Belt, One Road» initiative


В наши дни активно развиваются отношения России и Китая. Президент Китая Си Цзиньпин в 2013 году предложил идею создания «Одного пояса — одного пути». «Инициатива «Один пояс – один путь» (ОПОП) – это амбициозный инфраструктурный и инвестиционный проект, запущенный Китаем в 2013 году, направленный на улучшение взаимосвязанности и стимулирования экономического сотрудничества между странами Евразийского региона и за его пределами» [2,369]. Действительно, идея Китая создать новую экономическую модель, имеет успешные перспективы на ближайшее будущее. Именно эта модель будет способствовать успешному развитию отношений стран, как в экономике, так и в политике, что очень важно в наши дни, когда мировые ориентиры меняют свой курс и переходят с Западного направления на Восточное.

Объединение сухопутного и морского торговых путей: «Экономический пояс Шелкового пути», включающий несколько экономических коридоров, и «Морской Шелковый путь XXI века» позволит диверсифицировать торговые маршруты и сократить риски перевозок множества товаров. Таким образом, развитие логистической инфраструктуры на территории России и модернизация существующих маршрутов позволит получить дополнительные выгоды всем участникам проекта и создает новые возможности для укрепления взаимовыгодного сотрудничества России и Китая. Все это позволит ускорить трансформацию мировой экономики за счет усиления позиций всех участников проекта, и позволит сформировать новые экономические модели, учитывающие интересы всех стран.

В сентябре 2023 года президент России В.В. Путин посетил Пекин в честь десятилетия создания инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), на третьем форуме ОПОП он встретился с президентом Китая Си Цзиньпинем. В ходе проведения форума президент России в своем выступлении отметил, что инициатива является «действительно важной, глобальной, ориентированной в будущее, нацеленной на формирование более справедливого многополярного мира, отношений. Это действительно глобальный план» [4]. Также в ходе выступления президент России выделил несколько планов, которые уже постепенно начали реализовываться в стране, способствуя развитию торговых отношений: в европейской части России формируется международный коридор «Север-Юг», который будет способствовать развитию морских путей между странами, от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса будет обеспечено «бесшовное» железнодорожное сообщение, будет проходить модернизация Транссиба, также работают над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в сторону Китая, на Дальнем Востоке планируется еще один коридор от Арктики на Юг – все это создается для успешного будущего экономик России и Китая [4].

Сегодня президент России подчеркивает важность дружественных, перспективных, успешных отношений между Россией и Китаем. Так, например, После визита в Китай, В.В. Путин 3 января 2024 г. подписал распоряжение президента России N 3-рп «О проведении Годов культуры России — Китая», основное содержание которого следующее: «В целях дальнейшего развития российско-китайских отношений и расширения двусторонних связей в области культуры провести в 2024-2025 годах Годы культуры России – Китая» [5]. В 2024 году исполняется 75 лет с момента установления дипломатических отношений между РФ и КНР. В связи с этим распоряжением, в России с начала 2024 года проводятся мероприятия, посвященные отношениям стран, украшается столица, в Московском университете замечается значительное увеличение количества китайских студентов, таким образом, можно отметить улучшение отношений между странами.

Как для России, так и для Китая идея укрепить отношения – хорошее решение. Действительно, благодаря этому в странах начнут развиваться инфраструктура, транспортные пути, приграничные регионы стран, экономики стран начнут взаимодополнять ресурсами друг друга. Ци Гаомэн в своей статье пишет: «Ожидается, что эти проекты создадут новые рабочие места, увеличат инвестиции и ускорят экономический рост, что принесет пользу как России, так и Китаю» [2,370]. Проекты являются важными не только для дипломатических отношений между странами, но они важны и для жителей самих стран, которые теперь смогут развивать свой потенциал в определенных отраслях, которые сегодня получают дополнительную привлекательность.

Для России это не только развитие экономики и внешних отношений с Китаем, это и активное начало развития приграничных регионов страны. Так, сегодня замечается активное развитие Дальнего Востока и его регионов, начинается восстановление отдаленных от центра страны мест, а также «некоторые ученые считают, что региональное сотрудничество между Китаем и Россией является успешным и приграничное сотрудничество позволит улучшить качество жизни приграничных жителей» [1,49]. С некоторой долей уверенности можно сказать, что благодаря развитию торговых отношений, многие местные жители приграничных регионов смогут активно использовать возможность стать частью больших проектов, которые имеют огромный потенциал.

Говоря о торговле между странами, важно отметить, что Китай является лидером по экспорту товаров, поэтому для России это уникальная возможность иметь такого надёжного поставщика. Отмечается, что «товарооборот РФ и Китая раньше целевого срока преодолел отметку в 200 миллиардов долларов и вышел на рекордные 227,7 миллиарда долларов» [6]. Важной составляющей сотрудничества является также возможность проведения платежей в условиях существенных санкционных ограничений со стороны недружественных государств [7]. Таким образом, мы можем отметить, что торговые отношения между странами выстраиваются с заметным успехом, превышая все ожидания.

Для Китая ведение дипломатических отношений с РФ является важной составляющей для реализации своей инициативы «Один пояс – один путь». Также для Китая является важным то, что в России для него доступны дешевые ресурсы, которые помогут стране развиваться и производить большее количество товаров для всего мира. Отмечается, что проекты стран «позволили существенно улучшить транспортное сообщение, снизить логистические трудности и обеспечить бесперебойную трансграничную торговлю» [3,91].

Важно отметить, что помимо улучшения транспортных, логистических путей между странами, «”Один пояс – один путь” способствовал началу реализации многочисленных совместных инвестиционных проектов между Китаем и Россией. Эти проекты охватывают такие отрасли, как энергетика, технологии, сельское хозяйство и производство, что еще больше диверсифицирует двустороннюю торговлю. Китайско-российский инвестиционный фонд, например, обеспечивает финансирование различных инициатив, способствуя инновациям и экономическому росту» [3,91].

Безусловно, для стран Запада, которые сегодня активно вводят санкции против России, укрепление отношений между Россией и Китаем не та цель, к которой они стремятся. Есть вероятность, что помимо России и другие страны азиатской части мира начнут активно сотрудничать с Россией, и тогда, все попытки ввести РФ в положение изоляции от мира – разрушатся.

Таким образом, создание новой экономической модели является новым открытием и новой возможностью развития стран. Это возможность уйти от однополярного мира, создать те условия, которые будут удовлетворять все стороны. Дипломатические, экономические отношения России и Китая развиваются, благодаря сотрудничеству стран, их экономики могут иметь высокие результаты за счет взаимодополняющих элементов. Развитие торговых отношений способствует внутреннему развитию государств, в России, например, развитие приграничных регионов. В Китае это возможность выйти на новую ступень в уровне развития лидирующей экономики мира. Инициатива «Один пояс – один путь» может стать новым мировым центром, в котором будут совмещены многие экономики стран. Двусторонние отношения РФ и КНР укрепляются, что все больше «пугает» страны G7, которые в наши дни препятствуют развитию дипломатических отношений между двумя сильными странами мира, но так и не добиваются никаких результатов.

References

1. Мадиярова Д. М. Сотрудничество России и Китая в сфере реализации проекта "один пояс - один путь" / Д. М. Мадиярова, Ш. У // Вестник науки. 2022. Т. 4, № 6 (51). С. 46-60.
2. Ци Г. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в рамках инициативы "Один пояс, один путь" / Г. Ци // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 6. С. 369-373.
3. Фань, Ц. Исследование развития торговли между Китаем и Россией в рамках стратегии «Один пояс, один путь» / Ц. Фань, И. Лю, У. Вэньбо // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 101-2. С. 89-92.
4. Международный форум «Один пояс, один путь» / Сайт Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72528 (Дата обращения: 19.02.2024)
5. Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.01.2024 № 3-рп "О проведении Годов культуры России - Китая" / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401030009 (Дата обращения: 18.02.2024)
6. Россия ожидает роста товарооборота в Китаем в 2024 году, заявили в МИД / Сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240211/kitay-1926660339.html (Дата обращения: 19.02.2024)
7. Ленков, И. Н. Трансграничные платежи в условиях санкций / И. Н. Ленков, И. А. Голубцов, В. В. Ожогин // Финансы, деньги, инвестиции. – 2022. – № 2(82). – С. 30-34