Study of the origin and development of the accordion bayan in China

UDC 78
Publication date: 20.05.2025
International Journal of Professional Science №5(1)-25

Study of the origin and development of the accordion bayan in China

Исследование происхождения и развития аккордеонного баяна в Китае

Wei Zihao,

Graduate Student, Kunming College of Early Childhood Education, China


Вэй Цзыхао,

Аспирант, Куньминский колледж дошкольного образования, Китай
Аннотация: История баяна в Китае демонстрирует успешный пример культурного обмена и адаптации иностранного инструмента к национальным музыкальным традициям. За относительно короткий исторический период баян прошел путь от малоизвестного западного инструмента до важной части китайской музыкальной культуры, как в профессиональной, так и в любительской сфере. Развитие баянного и аккордеонного искусства в Китае представляет собой успешный пример культурной адаптации и трансформации иностранного инструмента в важный элемент национальной музыкальной культуры, сохраняя при этом связь с международными традициями.

Abstract: The history of the bayan in China demonstrates a successful example of cultural exchange and adaptation of a foreign instrument to national musical traditions. In a relatively short historical period, the bayan has gone from being a little-known Western instrument to an important part of Chinese musical culture, both in the professional and amateur spheres. The development of bayan and accordion art in China is a successful example of cultural adaptation and transformation of a foreign instrument into an important element of national musical culture, while maintaining a connection with international traditions.
Ключевые слова: развитие искусства, музыкальное искусство, появление аккордеонного баяна в Китае, культурная адаптация, трансформация творчества, обучение исполнителей, национальная музыкальная культура.

Keywords: development of art, musical art, emergence of the accordion bayan in China, cultural adaptation, transformation of creativity, training of performers, national musical culture.


Баян (кнопочный аккордеон) был введен в Китай в начале XX века, преимущественно через два основных пути. Северный путь пролегал через Россию и Советский Союз, особенно после установления Китайской Народной Республики в 1949 году. В рамках Южного пути, через западных миссионеров и колониальные влияния в портовых городах. [4, с. 32]

В ранний период, баян был относительно редким инструментом в Китае и использовался в основном иностранцами и в миссионерских школах, но постепенно появлялся в развлекательных заведениях крупных городов, таких как Шанхай и Харбин. Стоит так же отметить, что первые китайские исполнители обучались у русских эмигрантов и европейских музыкантов.

После образования КНР развитие баянного искусства получило значительный импульс. Стоит отметить советское влияние. Многие китайские музыканты были отправлены на обучение в СССР, а так же советские специалисты приезжали в Китай для преподавания. Была принята русская школа исполнительства и методика обучения.

Далее произошло создание национальной школы. Создано основание отделений баяна в ведущих консерваториях (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь). Производится разработка собственных учебных материалов и методик и адаптация традиционной китайской музыки для исполнения на баяне.

Отметим так же, что в 1950-х годах начало производства первых китайских баянов. Фабрики по производству музыкальных инструментов были открыты в Шанхае, Тяньцзине и других городах. Происходило постепенное совершенствование качества инструментов. В настоящее время Китай является одним из крупнейших производителей баянов в мире. Стоит отметить фабрику «Шанхай» – первое крупное предприятие по производству баянов в Китае, основанное в 1958 году. Начав с копирования советских моделей, сегодня выпускает широкий спектр инструментов. Инновации Тяньцзиньской фабрики – разработка облегченных моделей баянов для детей, получивших широкое распространение в музыкальных школах Азии. Компания «Hongmei» – современный производитель, создающий высококлассные концертные инструменты, используемые профессиональными исполнителями по всему миру.

В период «культурной революции» (1966-1976), произошел временный спад в развитии профессионального искусства. Данный этап характеризуется ограниченным репертуаром, состоящим в основном из революционных песен, а так же сохранением баяна как «народного» инструмента для массовой культуры. [1, с. 29]

Отметим известного композитора Чжан Гуопин, являющегося пионером баянного искусства, адаптировавший традиционные китайские мелодии для исполнения на баяне. Его обработка «Жасминовый цветок» стала классическим примером синтеза китайской музыки и западного инструмента.

Современный период (с конца 1970-х годов) – это возрождение и интенсивное развитие после «политики реформ и открытости». Произошла интеграция Китая в мировое баянное сообщество. Данный период характеризуется появлением международно признанных китайских исполнителей. Развивается собственное композиторское творчество для баяна. Открыто массовое производство инструментов, в том числе на экспорт. [2, с. 8]

Отметим культурные феномены исследуемого времени. «Баянные ансамбли» – массовое движение, особенно популярное в 1960-70-х годах, когда в каждой провинции создавались коллективные оркестры баянистов для исполнения революционной музыки. Телевизионный конкурс «Золотой баян» —  популярное шоу, транслируемое по центральному телевидению с 1990-х годов, способствовавшее популяризации инструмента. Фестиваль «Восточный аккордеон» в Шанхае – ежегодное международное событие, собирающее исполнителей со всего мира и демонстрирующее достижения китайской школы.

Образовательная система КНР в обучении музыкальному мастерству, в том числе баяну основана на профессиональном и массовом образовании.

В рамках профессионального образования существует трехуровневая система: музыкальные школы, училища, консерватории. Открыты специализированные кафедры баяна и аккордеона в ведущих консерваториях. Существует строгая конкурсная система отбора и продвижения талантливых учеников. Учтено сочетание традиций русской, европейской и собственной китайской педагогики. [5, с. 57]

В рамках массового образования изучается баян и аккордеон как популярные инструменты в системе общего музыкального образования. Существует широкая сеть любительских кружков и студий, а так же развитая система конкурсов различного уровня и использование баяна и аккордеона в школьных и студенческих ансамблях.

Отметим творчество Цао Сяоцин, который является международно признанным исполнителем, лауреатом престижных конкурсов, включая «Кубок мира». Его исполнение сочетает виртуозную технику и глубокое понимание как западной, так и китайской музыки.

Рассмотрим репертуар и исполнительские традиции.

К особенностям репертуара относится адаптация традиционной китайской музыки для баяна, исполнение западной классической музыки, оригинальные произведения китайских композиторов, сочетающие национальный колорит и современные техники, а так же обработки народных мелодий различных этнических групп Китая. [7, с. 230]

Исполнительские стили включают в себя формирование собственного «китайского» подхода к звукоизвлечению и фразировке, техническое совершенство как отличительная черта китайской школы, тенденция к виртуозности и демонстрации технических возможностей, особое внимание к тембральным возможностям инструмента.

Рассмотрим так же социокультурную роль и современные тенденции развития аккордеонного баяна в Китае. Баян и аккордеон в настоящее время выступают как символы модернизации и культурного обмена. Оказывают определенную роль в сохранении и популяризации традиционной музыки в современной аранжировке и представляют особенное значение для развития музыкального образования в сельских районах. Баян и аккордеон так же используются в массовых мероприятиях и государственных праздниках. Стоит так же отметить, что баянное искусство как часть культурной дипломатии Китая.

Отметим современные тенденции развития аккордеонного баяна в Китае. Прежде всего это активное участие китайских исполнителей в международных конкурсах и развитие экспериментальных направлений и кроссоверов с другими жанрами. Происходит интеграция электронных технологий и цифровых инструментов в исполнительское искусство. Активно расширяется педагогический репертуар и методические разработки. Отмечается растущее влияние китайской школы на мировое баянное искусство. [3, с. 51]

Отметим значимые музыкальные произведения и композиторов. «Пастушья песня с гор Тайханшань» – одна из первых успешных адаптаций китайской народной музыки для баяна, ставшая обязательным номером в репертуаре китайских баянистов. «Танец с барабанами» композитора Ван Ли – сочинение, демонстрирующее возможности баяна в имитации традиционных китайских ударных инструментов. «Фантазия на тему Шелкового пути» Чжан Чжэня – современное произведение, объединяющее музыкальные мотивы разных народов исторического Шелкового пути. «Весенний фестиваль» Ли Юйцина – концертная пьеса, изображающая атмосферу китайского Нового года, с использованием современных композиторских техник.

Отметим инновационные педагогические достижения Китая. Шанхайская консерватория – создание первой в Китае кафедры баяна и аккордеона в 1956 году, ставшей центром развития исполнительского искусства. Система «Цветных нот» – инновационная методика обучения детей игре на баяне, разработанная в 1980-х годах и широко распространенная в начальном музыкальном образовании Китая. Национальная ассоциация аккордеонистов Китая – организация, проводящая регулярные конкурсы, фестивали и мастер-классы по всей стране с 1980-х годов.

Развитие баянного и аккордеонного искусства в Китае действительно является ярким примером успешной культурной адаптации. Этот процесс демонстрирует несколько важных аспектов культурного взаимодействия.

Китайские музыканты не просто заимствовали инструмент и технику исполнения, но адаптировали их к собственным музыкальным традициям, создав уникальный синтез. Включив баян и аккордеон в свою музыкальную практику, китайские исполнители использовали их для исполнения традиционной китайской музыки, тем самым сохраняя и по-новому представляя национальное музыкальное наследие. [6, с. 201]

Китай создал комплексную систему образования, конкурсов и профессиональных ассоциаций, которая помогла интегрировать эти инструменты в музыкальную культуру страны. Начав как получатель иностранных влияний, Китай со временем сам стал влиять на мировое баянное искусство через своих исполнителей, педагогов и производителей инструментов. Развитие собственного производства инструментов превратило Китай из импортера в крупнейшего мирового экспортера баянов и аккордеонов.

Этот пример показывает, как культурное заимствование может перерасти в органичную часть национальной культуры, обогащая ее, а не подменяя собой. Баян и аккордеон в Китае прошли путь от «чужеродных» западных инструментов до важных элементов современной китайской музыкальной идентичности, при этом сохраняя связь с международными традициями исполнительства.

Далее рассмотрим инновационные направления развития баянного и аккордеонного искусства. Электронные баяны – разработка и производство цифровых инструментов компанией «Roland-China» в сотрудничестве с китайскими музыкантами. Баян в современной популярной музыке – творчество группы «Accordion Tribe», соединяющей традиционное звучание баяна с элементами рок и поп-музыки. Кроссоверы с традиционными инструментами – создание экспериментальных ансамблей, где баян играет вместе с эрху, пипой и другими китайскими инструментами.

Таким образом, в качестве заключения, отметим, что указанные примеры демонстрируют многогранное развитие баянного и аккордеонного искусства в Китае от адаптации иностранного инструмента к национальным музыкальным традициям до формирования уникальной исполнительской школы с мировым признанием и влиянием.

References

1. Ван, Д. Обработки и переложения для аккордеона на основе вокального оригинала в творчестве китайских композиторов / Д. Ван // Музыкальное образование и наука. – 2016. – № 1(4). – С. 27-32.
2. Власов, В. Н. Предпосылки профессионализации исполнительской и педагогической школы игры на аккордеоне в Китае / В. Н. Власов // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 6. – С. 5-9.
3. Никитина, Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в классе аккордеона / Е. А. Никитина // Инновации в образовании (Казахстан). – 2019. – № 6(45). – С. 50-51.
4. Чжао, Л. Творчество китайских композиторов для баяна в 1990-2020 гг. Основные тенденции развития китайской композиторской школы баяна / Л. Чжао // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6, № 2. – С. 28-35.
5. Чжао, М. Пьесы для баяна китайского композитора Ли Ючу: некоторые проблемы интерпретации / М. Чжао // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2015. – № 1(35). – С. 54-59.
6. Шэнь, Ю. К истории формирования китайской баянной школы / Ю. Шэнь // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 108-1. – С. 198-203.
7. Янь, Л. История распространения игры на аккордеоне в Китае / Л. Янь // Управление образованием: теория и практика. – 2023. – № 7(65). – С. 226-232.