Justification of decisions for digitization of a production enterprise

UDC 33
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

Justification of decisions for digitization of a production enterprise

Обоснование решений по цифровизации производственного предприятия

Mikhaleva Elizaveta Andreevna

Master's student, Ryazan State Radio Engineering University named after. V.F. Utkin"

Михалева Елизавета Андреевна
Магистрант, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина»
Аннотация: Сегодня АО "РКБ "Глобус" является одним из немногих предприятий в Рязанской области и в России в целом, которое занимается техническим обслуживанием военной техники вооруженных сил России, включая разработку, производство и внедрение различных автоматизированных комплексов и систем и контроль за их работоспособностью. Кроме хозяйственной деятельности в военной отрасли, предприятие осуществляет производство и поставку продукции на «гражданский» промышленный рынок: в основном это сварочное оборудование. На рынке промышленности АО «РКБ «Глобус» занимает слабые позиции и практически не имеет конкурентных преимуществ, несмотря на активное развитие данной отрасли. У предприятия отсутствуют четкая стратегия развития, персонал практически не заинтересован в качестве продукции и получении компанией прибыли, маркетинговая деятельность не развита, новые клиенты не появляются, а старые занимаются поиском других поставщиков. Кардинальное изменение ситуации во внутренней и внешней среде АО «РКБ «Глобус», которое приведет к достижению эффекта от хозяйственной деятельности и увеличению прибыли, возможно только посредством полной трансформации, а именно полномасштабной цифровизации управленческих и производственных процессов в компании.

Abstract: Today, JSC RKB Globus is one of the few enterprises in the Ryazan region and in Russia as a whole that is engaged in the maintenance of military equipment of the Russian armed forces, including the development, production and implementation of various automated complexes and systems and monitoring their performance. In addition to economic activities in the military industry, the company produces and supplies products to the “civilian" industrial market: mainly welding equipment. In the industrial market, RKB Globus JSC occupies a weak position and has practically no competitive advantages, despite the active development of this industry. The enterprise does not have a clear development strategy, the staff is practically not interested in the quality of products and the company’s profit, marketing activities are not developed, new clients do not appear, and old ones are looking for other suppliers. A fundamental change in the situation in the internal and external environment of RKB JSC Globus", which will lead to achieving the effect of business activities and increasing profits, is possible only through complete transformation, namely full-scale digitalization of management and production processes in the company.
Ключевые слова: развитие экономики, Цифровизация, АО «РКБ «Глобус», Цифровизация предприятия, автоматизация, ускорения производственного процесса, автоматизация принятия производственных решений, «интернет вещей».

Keywords: economic development, Digitalization, JSC RKB Globus, Digitalization of the enterprise, automation, acceleration of the production process, automation of production decisions, Internet of Things.


В рамках настоящей работы проводилось исследование хозяйственной деятельности АО «РКБ «Глобус».

Акционерное общество «Рязанское Конструкторское Бюро «Глобус» создано 1 октября 1955 года. Начиная с середины прошлого века АО «РКБ «Глобус» является одним из немногих предприятий в Рязанской области и в России в целом, которое занимается техническим обслуживанием военной техники вооруженных сил России, включая разработку, производство и внедрение различных автоматизированных комплексов и систем и контроль за их работоспособностью. Основные заказчики продукции: Министерство обороны РФ, которое представляет интересы сил противоздушной обороны, военно-морского флота, военно-воздушных сил и т.д. Качество автоматизированных систем контроля (АСК) напрямую влияют на эффективность эксплуатации и работоспособности современной военной техники и вооружения. Кроме хозяйственной деятельности в военной отрасли, предприятие осуществляет производство и поставку продукции на «гражданский» промышленный рынок: в основном это сварочное оборудование. [7, с. 98]

На современном этапе основная цель деятельности предприятия – получение большей прибыли от реализации продукции на промышленном «гражданском» рынке. Достижение указанной цели возможно за счет повышения конкурентных преимуществ компании, поскольку сварочное оборудование является довольно специфической продукцией, и заказчики строго следят за его качеством и предъявляют серьезные требования.

Сегодня современные цифровые и иные инновационные технологии кардинальным образом могут изменить производственный процесс любого предприятия. Благодаря цифровизации российские промышленные компании смогут в ближайшем будущем ускорить и повысить качество принятия производственных решений; увеличить количество процессов производства и их альтернативных вариантов, сократить количество допускаемых ошибок, а также упросить большинство сложных процессов и операций путем автоматизации. [3, с. 25]

Перечислим главные и конкретные преимущества, которых АО «РКБ «Глобус» сможет достичь после внедрения цифровых технологий: [2, с. 48]

  1. повысить производительность туда путем перехода к применению инновационных цифровых технологий;
  2. увеличить финансовый результат от осуществляемой деятельности и стабилизировать получение прибыли в долгосрочной перспективе;
  3. привлечь новых поставщиков и покупателей за счет улучшения качества продукции (услуг);
  4. повысить эффективность управления расходами и оптимизировать процесс производства сварочного оборудования;
  5. минимизировать количество продукции, выпускаемой с дефектами, избавиться от брака.

В случае если руководство АО «РКБ «Глобус» сможет реализовать указанные цели после осуществления цифровизации производства, у компании появятся перспективы значительно увеличить прибыль, увеличить конкурентные преимущества и увеличить общую рыночную стоимость бизнеса.

В рамках настоящей работы мы рассмотрим процесс внедрения цифровых технологий в систему управления качеством АО «РКБ «Глобус», поскольку трансформация именно данной структуры компании позволит: [4, с. 253]

  1. привлечь новых поставщиков и покупателей за счет улучшения качества продукции (услуг);
  2. реализовать полный цикл производства в максимально короткий срок.

Все деловые процессы системы управления качеством в АО «РКБ «Глобус» проводятся вручную, в том числе работа с информацией и человеческий фактор имеет здесь большое значение.

Результаты большинства производственных процессов оформляются в письменной форме путем заполнения бумажных носителей (тетрадей, журналов и т.д.), которые ведут сотрудники каждого отдела или подразделения. Лишь некоторые данные хранятся в виде электронных таблиц в специальной компьютерной базе, которые также заполняются сотрудниками вручную. Названные бумажные носители и электронные таблицы являются основным источником сбора данных компании. Оценка правильности заполнения журналов и расчета данных, статистика и динамика показателей результативности, соответствие их установленным требованиям компании также проводится вручную. [5, с. 59]

Наиболее длительный и сложный процесс – анализ полученных результатов бизнес-процесса, который включает разработку рекомендаций по повышению качества управленческих и производственных процессов на основе предыдущих изменений и улучшений. Однако и данный этап персонал компании осуществляет вручную, что приводит к большому количеству ошибок, нестыковок, замедляет цикл производства и оказывает негативное влияние на деятельность компании. Оценка и анализ результативности системы управления качеством также проводится без применения цифровых и информационных технологий.

Результаты всех деловых процессов компании подлежат обязательному сбору и анализу; среди основных процессов можно обозначить следующие: [6, с. 48]

  1. проведение анализа рынка, выявление сегмента покупателей, поставщиков и основных конкурентов;
  2. совершение сделок с контрагентами (заключение договоров, контрактов, соглашений и т.д.) на проведение опытно-конструкторских работ;
  3. поиск поставщиков сырья и ресурсов, проведение закупок;
  4. разработка и проектирование документации конструкторского бюро и иных рабочих документов;
  5. подготовка, изучение, тестирование и запуск опытного производства;
  6. проведение закупки необходимых комплектующих и материалов, для производства изделия;
  7. выпуск опытного образца и его тестирование (проведение испытаний);
  8. совершение сделок с контрагентами (заключение договоров, контрактов, соглашений и т.д.) на массовое изготовление и выпуск изделия;
  9. серийное производство изделий, их тестирование (проведение испытаний) и поставка на рынок;
  10. техническое и гарантийное обслуживание и ремонт изделий, проведение рекламных мероприятий

Сложность сбора и анализа данных каждого из указанных процессов заключается в том, что на каждом из этапов сотрудники системы управления качеством сталкиваются со специфическими проблемами, присущими тому или иному бизнес процессу. Рассмотрим основные проблемы каждого из перечисленных процессов: [8, с. 49]

  1. проведение анализа рынка, выявление сегмента покупателей, поставщиков и основных конкурентов: вся информация (предпочтения покупателей, главные характеристики продукции конкурентов и т.д.) собираются и фиксируются вручную;
  2. совершение сделок с контрагентами (заключение договоров, контрактов, соглашений и т.д.) на проведение опытно-конструкторских работ: трудности появляются при сборе информации о ценах на комплектующие, материалы и полуфабрикаты, необходимые для производства изделия и определения его себестоимости;
  3. поиск поставщиков сырья и ресурсов, проведение закупок: сложно оценить и спрогнозировать возможные риски;
  4. разработка и проектирование документации конструкторского бюро и иных рабочих документов: отсутствие единой электронной базы документов, что ограничивает к ней доступ многих сотрудников; документы не систематизированы, сложно найти нужный и т.д.;
  5. подготовка, изучение, тестирование и запуск опытного производства: в связи с использованием только одного производственного комплекса сложно совмещать производство основной продукции и опытных образцов;
  6. проведение закупки необходимых комплектующих и материалов, для производства изделия: на рынке практически отсутствует конкуренция поставщиков сырья, поэтому полуфабрикаты имеют низкое качество, которое не соответствует их высоким ценам;
  7. выпуск опытного образца и его тестирование (проведение испытаний): сложно осуществлять контроль за совпадением фактических опознавательных характеристик образца и описательных данных, которые содержатся в соответствующей документации. Кроме того в промышленной отрасли в целом и промышленных компаниях в частности отсутствует единая база данных по испытательному оборудованию тестируемых образцов;
  8. совершение сделок с контрагентами (заключение договоров, контрактов, соглашений и т.д.) на массовое изготовление и выпуск изделия: сложно учитывать все нюансы операций технологического процесса;
  9. серийное производство изделий, их тестирование (проведение испытаний) и поставка на рынок: сложно вручную вести учет средств идентификации изделия (артикулы, этикетки, штрих — коды, штампы и т.д.). Также требуется выявлять несоответствия в готовых изделиях, вести учет их данных, организовать базу дубликатов (копий) документов, уже реализованного сварочного оборудовании;
  10. техническое и гарантийное обслуживание и ремонт изделий, проведение рекламных мероприятий: рынок, где реализуется продукция компании, является монопсоническим, в связи с чем в рекламационную деятельности не могут быть вовлечены поставщики необходимых комплектующих, полуфабрикатов и материалов для производства изделия;

В целях ускорения производственного процесса и принятия производственных решений предлагается внедрить на все оборудовании е компании технологию «интернет вещей». Данная технология поможет автоматизировать процесс проведения расчетов, а также сбора, обработки, систематизации данных и обеспечит их хранение в отдельной специализированной базе. Автоматизированными станут также процессы оценки и анализа результативности системы управления качеством, проверки произведенных расчетов, отслеживания динамики изменения полученных результатов, проверка на соответствие их требуемым критериям. [1, с. 79]

В ходе цифровизации АО «РКБ «Глобус» в целях сокращения издержек и автоматизации процессов целесообразно объединить аналитическую систему «Контрольные карты Шухарта ПРО-Аналитик» и цифровую технологию «интернет вещей».

References

1. Зинченко, Е. В. Повышение конкурентоспособности российских производственных предприятий на основе цифровизации экономики / Е. В. Зинченко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2018. – № 3. – С. 74-81.
2. Иващенко, А. В. Цифровизация организационной структуры управления производственным предприятием / А. В. Иващенко, Т. В. Никифорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2021. – Т. 23, № 2(100). – С. 46-50.
3. Кочетков, А. А. Цифровизация производственных процессов на крупных промышленных предприятиях / А. А. Кочетков, Я. Ю. Казанцева, И. Н. Чернышева // Управление качеством. – 2022. – № 2. – С. 22-29.
4. Кузнецова, Е. Ю. Проблемы, вызовы и задачи цифровизации производственных предприятий / Е. Ю. Кузнецова, А. А. Русинова // Epomen. Global. – 2023. – № S34. – С. 248-259.
5. Огурцова, Д. С. Проблематика внедрения цифровизации на производственных предприятиях в России / Д. С. Огурцова // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 12-1(69). – С. 56-64.
6. Попков, Д. В. Роль инструментов цифровизации в обеспечении долгосрочной устойчивости производственной системы высокотехнологичного предприятия оборонно-промышленного комплекса / Д. В. Попков // Журнал прикладных исследований. – 2020. – № 4-4. – С. 46-49.
7. Старухин, В. А. Цифровизация как метод сокращения трансакционных издержек производственного предприятия / В. А. Старухин // Kant. – 2021. – № 4(41). – С. 95-99.
8. Тельнов, Ю. Ф. Организация производственных и бизнес-процессов в цепочках создания стоимости на основе прикладных сценариев цифровизации предприятий / Ю. Ф. Тельнов, А. А. Брызгалов, Д. С. Королева // Открытое образование. – 2023. – Т. 27, № 3. – С. 43-54.