Abstract: In the modern economy, the state of the housing sector directly affects the development of the socio-economic well-being of the republic as a whole. Modern technologies are changing the housing sphere, and already now you will not surprise anyone with mobile applications for paying for utilities, video intercoms are already being installed in modern apartment buildings, and the adjoining area and entrances are equipped with video surveillance cameras. There are problems in the housing and utilities sector, and many of which will be solved by technologies that will help management companies become digital - technological and efficient.
Keywords: digitalization, housing and communal services, welfare, technology, innovation
Введение Инновационные разработки, цифровизация затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, в том числе и жилищную сферу. Информационные технологии уже сегодня могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских и муниципальных служб и, что еще важнее, IT-решения помогают сокращать издержки.
Применение инновационных технологий, переход на цифровиацию является трендом, определяющим перспективы развития жилищно-коммунальное хозяйство региона.
Оптимизация процессов управления позволит сократить потери, в том числе и снизить косвенные и накладные расходы в тарифах, а так же обеспечит прозрачность отрасли для общественного контроля и регулирования. Формирование базы полных, достоверных и актуальных данных позволит оценить состояние коммунальных фондов, качество оказываемых услуг, объем потребления и потребителях жилищно-коммунальных услуг.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.
Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходы. Современная инфраструктура ЖКХ настолько масштабна, что без применения современных технических средств, грамотно посчитать сколько, чего, когда и зачем в принципе невозможно. Поэтому вопрос появления информационных технологий в структуре ЖКХ это даже не вопрос, а данность, которую надо реализовывать.
Результаты исследования и их обсуждения Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, позволит ликвидировать угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл за счет проведения мероприятий по модернизации объектов водоснабжения, в том числе замена ветхих участков магистральных и квартальных водопроводных сетей, объектов водоотведения, реконструкция очистных сооружений канализации, замена ветхих участков канализационных сетей, объектов теплоснабжения, замена ветхих тепловых сетей и модернизация объектов теплоснабжения, а также проведение оснащения предприятий специализированной коммунальной техникой.
Реализация этих мероприятий позволит достичь следующих положительных эффектов:
- экономический эффект — за счет повышения надежности объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения их бесперебойной работы, улучшения качества предоставляемых коммунальных услуг, снижения уровня издержек, создания условий для строительства объектов промышленности, сельскохозяйственного производства, социальной сферы, культурно-бытового обслуживания, развития инженерной и коммунальной инфраструктуры Республики Марий Эл;
- социальный эффект — за счет создания благоприятных и комфортных условий для жизни населения, развития городской среды, повышения уровня благоустройства и улучшения внешнего облика территорий муниципальных образований, что позволит повысить качество жизни в местах существующей застройки, увеличить объемы жилищного строительства, в том числе на земельных участках, предоставленных льготной категории граждан;
- экологический эффект — за счет снижения выбросов в атмосферу, негативного воздействия на окружающую среду.
Реализация мероприятий позволит снизить количество аварий на сетях водоснабжения и водоотведения на 51 %, потери воды в сетях — на 33 %, обеспечит повышение уровня обеспеченности бесперебойной поставки воды на 39 %.
Общий эффект от реализации мероприятий составит 2,32 млрд. рублей, в том числе в части снижения затрат на электрическую энергию, на водоподготовку и ремонт, а также снижения потери воды на сумму 332,5 млн. рублей, в части снижения расходов бюджетов на аварийные работы и экологические штрафы на сумму 1985 млн. рублей [1].
Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства проводится в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Проведенный мониторинг в 2020 году показал, что качество жилищно-коммунальных услуг в целом довольны 37,2 % жителей республики, недовольство качеством данных услуг высказали 22,5 % сограждан.
В Марий Эл обслуживают и управляют жилым фондом 75- управляющих компаний, 286- товариществ собственников жилья, всего —390 организаций. Жилой фонд составляет 4692дома [2].
На сегодняшний день 90% благоустроенных, 30% частично благоустроенных и 100% вновь сданных многоквартирных домов оборудованы системами домофонов. При этом они используются на уровне навесных замков XIX века, обладая потенциалом сделать жизнь более комфортной и удобной.
Ассоциация «ЦОК ЖКХ Марий Эл» обнаружила одну из возможностей недорогой модернизации домофонов, которая в скором времени станет первым верным шагом на пути создания «умного дома», увеличит безопасность в вашем доме, повысит удобства и комфорт, облегчит доступ к информации о положении дел в вашей управляющей компании, позволит легко ознакомиться с мероприятиями и работами в вашем доме.
Ассоциация «ЦОК ЖКХ Марий Эл» выявила основные функции новой системы. Они основываются на распознании человека по чертам лица и именно из них вытекают дальнейшие действия системы:
- при подготовке системы к работе в базу данных вносятся снимки всех жителей подъезда (дома) и по желанию собственников гости и посетители;
- подходя к двери своего подъезда вам не требуется использовать магнитный ключ, хотя это и не исключается, система сама опознает вас по чертам лица и откроет дверь;
- опознав вас, система не только впустит вас в подъезд, но и проинформирует о каком-либо объявлении. Например: о имеющейся у вас задолженности, о планируемых управляющей компанией работах, отключениях и подключениях коммунальных услуг, запланированных собраниях собственников и т.д.;
- система не только опознает входящих в подъезд, но и ведет видеозапись всего, что происходит перед объективом видеокамеры, всех входящих и выходящих, а так же происходящее на улице перед подъездом, что повышает уровень безопасности, и противодействует вандализму и хулиганству;
- по мимо этого система может быть запрограммирована на предоставление информации для жителей многоквартирного дома, такой как отчеты о проделанной работе и затратах на содержание многоквартирного дома, сведений о показаниях общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов и затратах на общедомовые нужды, телефонах аварийных и экстренных служб, изменений в законодательстве в части жилищно-коммунального хозяйства (что очень облегчит работу управляющих компаний и позволяет жителям контролировать деятельность УК);
- система может принимать заявки на вызов специалистов (электриков, сантехников), давать информацию о платных услугах, так же система принимает сообщения о недостатках в работе управляющих компаний (уборка придомовой территории, протечки, вывоз мусора, освещение и т.д.);
- так же система может быть запрограммирована на вызов экстренных служб.
Все эти функции доступны только внесенным в базу данных жителям и активируются на определенные фразы, обеспечивая безопасность от хулиганов и вандалов.
На сегодняшний день указанные функции уже доступны жителям города Йошкар-Олы, применение новых технологий оправданы как со стороны удобства и безопасности, так и с экономической стороны. В настоящее время услуги по установке системы eVision «умный домофон» оказываются Общество с ограниченной ответственностью «Инновационные коммуникационные технологии».
Платежи граждан за коммунальные ресурсы возрастут с 1 июля 2021 года. Установленный индекс изменения размера платежей граждан составит в среднем 3,4 %, что является одним из минимальных по Приволжскому федеральному округу и не превышает уровень инфляции.
Одним из механизмов реализации энергосберегающих мероприятий является заключение энергосервисного контракта, а именно, привлечение внебюджетных средств без вложения собственных.
Инвестиционный проект по внедрению системы коммерческого учета электроэнергии в жилых домах г. Йошкар-Олы реализован гарантирующим поставщиком электрической энергии ПАО «ТНС энергоМарий Эл» [4].
Уже сегодня многие многоквартирные дома и придомовые участки переводятся на автоматическую систему освещения, которая помогает значительно сократить расходы электроэнергии.
1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.
С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока [3].
Цифровые платформы позволяют вовлекать граждан в процедуры оценки и управления.
Мобильное приложение — это часть единой информационной системы для управляющей компании (ТСЖ). Приложение координирует взаимодействие собственников, управляющей компании (ТСЖ) и обслуживающих подрядных организации, обеспечивая их слаженную работу с минимальными потерями времени и информации.
На территории Республики Марий Эл управляющие компании (ТСЖ) ориентирует жителей на установление мобильного приложения VDome, данное приложение позволяет:
- участвовать в управление домом;
- передавать показания счетчиков;
- создавать заявок на вызов мастера;
- проводить прямой чат с ТСЖ (один на один).
Выводы Таким образом основная задача участников жилищной сферы это обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды. Регион заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.
Кроме того, цифровые технологии позволяют в электронной форме обращения и онлайн-голосования, что упрощает взаимодействие граждан и ТСЖ, увеличивают степень участия жильцов в вопросах улучшения качества ЖКУ.
References
1. «Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы»[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-08.04.2020-N-927-r/2. Государственная программа Республики Марий Эл «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2025 годы» [Электронный ре6сурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424051936
3. Десять изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2021/02/20/10_izmenenij_v_sfere_zhkh_kotorye_uzhe_vstupili_v_silu_s_01_yanvarya_2021_g
4. Итоги реализации региональных проектов национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Марий Эл в 2019 году [Электронный ре6сурс] / Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/minstroy/Pages/200213-01-minstroy-np.aspx