Abstract: This scientific article examines the features of modern economic diplomacy of the Russian Federation in the context of the global transformation of international relations. To do this, the author analyzes specific examples of economic interaction and explores the features of changes in foreign policy that have been observed in the last few years. In the conclusion of the scientific article, the author identifies the most promising directions for the development of modern economic diplomacy in Russia. The scientific article will be useful to teachers and students of economic and political specialties, theorists and practitioners, and a wide range of readers.
Keywords: economic policy, current state, transformation, international relations, foreign policy, diplomatic relations.
Экономическая дипломатия выступает одной из разновидностей направлений внешнеполитической деятельности государства, выражается в реализации разного рода дипломатических действий, в основе которых защита экономических интересов страны на международном уровне, экспортные отношения, привлечение разного рода инвестиционных вложений, участие в деятельности международных экономических организаций [3].
Для России экономическая дипломатия традиционно выступает в ряду ключевых элементов внешней политики. Так, это можно наблюдать из представленных в докладе Центра стратегических разработок материалов, определяющих особенности внешнеполитического курса государства на данном этапе (схема 1).
Схема 1. Актуальные задачи во внешнеполитической деятельности России на период 2017-2024 годы (ист.: доклад Центра стратегических разработок, 2017 год)
Таким образом, участие в глобализации, проведение внешней политики в интересах развития при сохранении стратегической самостоятельности в вопросах безопасности – ключевое содержание международной деятельности страны. Для достижения этой цели потребуется решение нескольких взаимосвязанных задач [7].
Сегодня уже нельзя говорить о том, что обозначенные в 2017 году цели и задачи актуальны, поскольку – что очевидно – значительно изменились взаимоотношения России с другими государствами, что хронологически произошло после февраля 2022 года. Безусловно, изменился не только внешнеполитический курс в целом, но и отдельные его направления, в числе которых и экономическая дипломатия [5]. Проанализируем конкретные примеры современного состояния российской экономической дипломатии.
Переориентирование экспортно-импортных отношений с прежних рынков на качественно новые – в частности, это дружественные страны, к примеру, Китай, Иран, Венесуэла, ЮАР, иные – позволит системно снизить негативное влияние санкционной политики зарубежных государств, стабилизировать экономическую политику России, сделать возможным формирование и развитие новых направлений экономической деятельности страны. В частности, это касается повышения устойчивости тех отраслей экономики, которые в настоящее время наиболее страдают от введения разного рода санкционных ограничений. По происшествии уже 2,5 лет очевидно, что данное направление деятельности российского государства можно признать вполне успешным [5].
Российско-китайские отношения, актуальные для обеих сторон и ранее, в настоящее время продолжают поступательное развитие по целому ряду направлений экономики. Сегодня в традиционный список добавилось еще взаимодействие в контексте реализации военно-политической стратегии России, что на практике выражается в купле-продаже оружия и военной техники, проведения совместных учений и т.д. Основным экономическим аспектом для межгосударственного контакта двух ведущих стран евразийского континента продолжает оставаться купля-продажа продовольственных и непродовольственных товаров, оказание разного рода услуг [1; 3].
Стабильным остается и взаимодействие в рамках СНГ, где Россия наиболее активно взаимодействует с такими государствами как Республика Беларусь, Республика Азербайджан, Республика Армения. Сотрудничество с другими государствами-участниками СНГ нельзя назвать устойчивым, в настоящее время в этом отношении наблюдаются некоторые пробелы. Однако экономическая дипломатия в рамках СНГ, тем не менее, остается достаточно стабильной, в ряде аспектов Россия может быть уверена в достижении позитивных экономических результатов – например, в торговых взаимоотношениях с Беларусским государством, которое продолжает быть для России постоянным и стратегическим партнером [6].
Кратко перечислим также другие актуальные сегодня направления для развития российской экономической дипломатии:
– Россия и Южная Корея: по-прежнему остается актуальным для двух государств взаимодействие в отраслях высоких технологий, автомобиле- и судостроения, производстве сигнализационных систем. Экспортная политика России в данных отношениях направлена на поставку полезных ископаемых (нефть, газ, каменный уголь), продукции лесной промышленности, а также других товаров;
– страны Латинской Америки и Россия: сегодня можно наблюдать стабильное экономическое взаимодействие России по целому ряду направлений с такими государствами, как Мексика, Чили, Бразилия, Колумбия и другие. Здесь со стороны России также интересным представляется экспорт полезных ископаемых, древесины, а также продуктов питания и ряда непродовольственных товаров [6];
– Индия и Россия: Индия продолжает оставаться для России интересной в контексте развития экономической дипломатии. Государство активно развивается, выступает одним из лидирующих в мире по целому ряду направлений экономике, успешно выдерживает конкуренцию на мировой экономической арене. Для России Индия остается потенциальным стратегическим партнером, с которым продолжается развитие экономических отношений;
– страны Ближнего Востока и России: здесь, безусловно, необходимо выделить Турцию, Иран, Саудовскую Аравию, всего же насчитывается 17 государств, с которыми Россия в той или иной степени может выстроить стабильные экономические отношения. В первую очередь, в части экспорта следует обозначить древесину и сельскохозяйственную продукцию, некоторые полезные ископаемые (хотя страны Ближнего Востока, например, сами довольно богаты нефтью и газом, а потому в части полезных ископаемых способны участвовать и как экспортер, и как импортер) [4];
– иные.
В конечном итоге, можно говорить о том, что современная экономическая дипломатия России в условиях глобальной трансформации международных отношений в последние несколько лет претерпела существенные изменения. Сегодня можно отметить уже относительно стабильный и устойчивый ее уровень, особенно по отдельным направлениям. В заключении работы также кратко определим наиболее перспективные направления для разработки вопросов развития современной экономической дипломатии России:
– разработка системы методологических основ изучения российской экономической дипломатии в период современной трансформации международных отношений;
– анализ, исследование комплекса исторических, правовых, иных основ современной российской экономической дипломатии;
– исследование, оценка актуального зарубежного опыта содействия в развитии внешнеполитической деятельности как таковой;
– исследование, оценка современного состояния экономических интересов с институциональной позиции, анализ места представителей бизнес-сообщества в данной системе;
– сформулировать положения, характеризующие современную российскую экономическую дипломатию как инструмент сопровождения развития внешнеполитического курса страны;
– анализ, корректировка основных направлений развития международного сотрудничества России, в т.ч. в контексте евразийской интеграции;
– иные [3; 5].
В конечном итоге, очевидным выступает тот факт, что современная экономическая дипломатия, несмотря на постоянную трансформацию, тем не менее, все же обладает совокупностью предпосылок для дальнейшего совершенствования и изменения, сообразно постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям, в которых находится в настоящее время Россия [2;
5].
Таким образом, подведем итоги представленному выше научному исследованию.
Современная экономическая дипломатия России остается важной составляющей ее внешнеполитического курса, однако находится под существенным влиянием совокупности внешних и внутренних условий. В статье приводится сравнение основных направлений внешней политики и экономической дипломатии в частности, обозначенных в 2017 году на период до 2024 года, и тех пунктов, которые выступают актуальными для России сегодня. Для этого в рамках подготовки научной работы автор кратко исследует опубликованный в 2017 году и посвященный вопросам реализации внешней политики и безопасности страны комплексный доклад Центра стратегических разработок [7]. Изменения в некоторых аспектах достаточно значительные, вызвавшие буквально диаметрально противоположные действия экономического толка (например, это переориентирование с традиционных рынков на качественно новые – уход от западных партнеров в сторону восточных).
В работе также более детально исследуются конкретные примеры реализации экономической дипломатии современной России, рассматриваются особенности взаимодействия российского государства с такими странами, как Индия, Китай, страны Ближнего Востока и Латинской Америки, государства-участники СНГ, а также с рядом других публично-правовых образований [4]. Кроме того, отмечается, что в настоящее время, несмотря на относительную стабильность и устойчивость экономико-дипломатического курса, тем не менее, существуют очевидные предпосылки для дальнейшего поступательного развития международных экономических отношений.
References
1. Карамышева, А.К. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://edrj.ru/article/09-01-232. Куреневский, А.С. Российская Федерация в международных экономических отношениях / А. С. Куреневский, А. С. Суворкин, Ж. А. Суворкина. – Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 25-27.
3. Лапин, А.А. Экономическая дипломатия как вид дипломатической деятельности // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. – 2019. - № 3. – С. 65-73.
4. Нарышкин, А.А. Экономическая дипломатия во внешнеполитической деятельности Российской Федерации в период современной трансформации международных отношений: дисс. д.э.н.: 5.5.4 / Нарышкин, Андрей Александрович. – М., 2023. – 322 с.
5. Нарышкин, А.А., Воробьев, С.В. Экономическая дипломатия. Методология исследования в условиях глобального кризиса международных отношений // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». – 2022. – № 13. – С. 111-116.
6. Савойский, А.Г. Системное развитие экономической дипломатии (на примере отношений между РФ и США) // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 11. – С. 202-208.
7. Тимофеев, И.Н. Тезисы во внешней политике и позиционированию России в мире (2017-2024 годы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russian-Foreign-Policy-2017-2024-Report-Ru.pdf