Abstract: The article discusses the process of formation and evaluation of draft plans of import substitution of high-tech products. The aim of the study is to develop methodological foundations and tools for solving this problem by structuring the factors affecting the process of import substitution, as well as determining the system of qualitative and quantitative indicators of its evaluation. Methods of economic analysis, the theory of innovative development and the theory of economic and mathematical modeling are the basis of the methodological foundations of the solution of the problem. As a result of the study, a refined algorithm for the formation of a list of critical products for its inclusion in the import substitution plan was developed. taking into account the import dependence and competitiveness of individual product samples. To improve the efficiency of the process of formation of the draft plan formalized and structured cause-effect relationships between factors affecting import substitution. The system of indicators and indicators of evaluation of projects for the creation of import-substituting products is presented.
Keywords: import substitution, assessment, formation, plan, criteria, indicators, algorithm.
Введение
С точки зрения критерия конкурентоспособности создаваемую российскими предприятиями продукцию можно объединить в следующие группы [1; 2]:
— устойчиво конкурентоспособная;
— конкурентоспособная с низким запасом конкурентоспособности;
— частично конкурентоспособная продукция с потенциалом усиления;
— ограниченно конкурентоспособная продукция с важным социальным или иным государственным значением;
— низко конкурентоспособная продукция, не обладающая естественными предпосылками повышения конкурентоспособности и не имеющая важного социального или иного государственного значения.
Задача развития импортозамещения – это управленческая проблема, решение которой направлено на изменение параметров развития отраслей в зависимости от конкурентоспособности создаваемой ими продукции и полноты удовлетворения ими потребности в продукции определенных номенклатурных позиций [3]. Данная задача масштабно, как одно из направлений экономической политики, решается в нашей стране с 2014 г. Катализаторами указанной политики стали, в первую очередь, ухудшение внешнеэкономических связей нашей страны с высокоразвитыми странами ввиду введения экономических санкций против России и девальвация, которая показала чрезмерную зависимость от импорта, как ряда производств, так и потребительского рынка. В результате начали разрушаться бизнес-модели, основанные на валютных кредитах и связанных с ними закупках импортных оборудования, технологий и продукции. Поэтому был разработан План содействия импортозамещению в промышленности («Дорожная карта»), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. Он направлен на обеспечение снижения зависимости гражданских отраслей обрабатывающей промышленности от импорта и зарубежных технологий с 2015 г по 2020 г. В нем предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий и разработку механизмов государственной поддержки и стимулирования импортозамещения в различных отраслях. В результате реализации запланированных мероприятий должна быть устранена критическая зависимость от импорта по стратегически значимым технологиям и комплектующим — более половины продукции будет производиться на территории нашей страны. Кроме того, указанный документ определил инструментарий достижения запланированных результатов:
— субсидирование процентов по кредитам;
— субсидирование части затрат на НИОКР;
— финансирование через институты развития;
— предоставление государственных гарантий в качестве обеспечения по кредитам;
— специальные инвестиционные контракты [4].
Среди мероприятий политики импортозамещения необходимо выделить следующие, наиболее важные:
— разработка перечня продукции, имеющей наибольшую импортозависимость и влияющей на национальную безопасность;
— формирование планов импортозамещения;
— определение порядка отбора предприятий для реализации планов импортозамещения;
— разработка мероприятий, направленных на реализацию планов импортозамещения;
— мониторинг реализации мероприятий по импортозамещению [5; 6; 7].
Реализация данных мероприятий потребовала решения вопросов, связанных, в том числе, с проблемами прогнозирования, планирования и оценки импортозамещающих процессов. «Дорожная карта» предусматривала целевые показатели сокращения импорта в целом по отраслям, для чего необходимо обеспечить рост выпуска конкретных видов продукции. Это требует проведения прогнозных расчетов не по отраслям (со взвешенно-усредненным показателями импортозависимости), а по отдельным номенклатурным позициям. Оптимальным решением данной задачи является формирование общих перечней продукции, в отношении которой требуется осуществить импортозамещение, с оценкой возможности его проведения на имеющихся или потенциально создаваемых производственных мощностях российских предприятий [8].
Принципиальным является решение осуществлять импортозамещение в промышленности на основе соответствующих планов, представляющих собой перечень не только организационных мероприятий, но еще и импортозамещаемых продуктов, а также проектов их создания и производства [9]. При этом важной особенностью разработки планов импортозамещения стало формирование оценок импортозависимости по продуктовому ряду наиболее значимой продукции.
Алгоритм формирования проектов планов импортозамещения
Первоначально для разработки плана импортозамещения следует определить перечень продукции, которую необходимо производить в России. Далее данный перечень редактируется с помощью критериев оценки. Номенклатурный набор импортозамещаемой продукции формируется из выбранного направления импортозамещения и классифицируется согласно кодам ОКВЭД. Таким образом, выделяются основные разделы и подразделы плана импортозамещения. После того, как определены объект импортозамещения, необходимо определить какую долю занимает каждая позиция из рассматриваемого перечня на внутреннем рынке отечественного производства, т.е. степень зависимости российского рынка от зарубежных технологий и продукции [10].
Определив степень данной зависимости, необходимо выявить потенциальные и реальные угрозы российской экономике, учитывая многие факторы, например, введения экспортных ограничений от стран-участниц НАТО, ЕС и США, колебания объемов производства и др. Если какая-то позиция из рассматриваемого списка является импортируемой из стран, которые ввели санкции против России, то это говорит о высокой критичности ее замещения. Соответственно, если импорт анализируемой номенклатурной позиции осуществляется из стран, в которых не были введены санкционные меры против Российской Федерации, то критичность ее замещения несколько снижается, так как отсутствуют препятствия к продолжению ввоза данной продукции. Но это не говорит о том, что потребность в создании ее отечественного аналога снимается – ведь цель политики импортозамещения заключается не только в снижении доли импортной продукции на российском рынке, но и в развитии российской промышленности в целом [11].
Следующим шагом разработки плана импортозамещения является определение тех отечественных предприятий, которые в той или иной степени готовы и способны освоить производство конкурентоспособной импортозамещаемой продукции. Помимо этого, нужно определиться со сроками, в течение которых представляется возможным наладить ее выпуск, т.к. время -это один из важных факторов, определяющих критичность замещения.
В результате, по всем позициям из рассматриваемого перечня должно быть дано заключение о критичности импортозависимости каждого вида продукции на основании наличия высокой доли импорта, критичности с позиции обеспечения национальной безопасности и с точки зрения влияния на развитие других отраслей и экономики в целом, а также о возможности реализации данных мероприятий в установленные сроки. По данному заключению определяются необходимые меры по импортозамещению каждой критической номенклатурной позиции. Реализация указанных мер осуществляется, как правило, путем разработки и включения того или иного проекта в план импортозамещения. Алгоритм формирования перечня критической продукции для данного плана включает следующие основные этапы:
– формирование перечня продукции – объекта импортозамещения;
– классификация и распределение продукции согласно кодам справочника кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);
– определение доли рынка каждой позиции;
– сравнение с долей импортного аналога – определение степени импортозависимости;
– выявление стран, поставляющих в Россию данную продукцию;
– определение отечественных предприятий – потенциальных субъектов импортозамещения;
– определение сроков реализации плана импортозамещения;
– формирование заключения по каждой позиции критического перечня рассматриваемого плана;
– принятие решения о включении (исключении) продукта из перечня.
Результаты проведенного анализа оформляются в виде таблицы, состоящей из перечня продукции, критериев критичности импортозависимости, необходимости и возможности импортозамещения, а также заключения.
Аналогично и согласованно с перечнем критической продукции собирается информация о проектах отечественных предприятий, способных оказать влияние на снижение доли импортной продукции на приоритетных сегментах российского рынка и составить конкуренцию зарубежным аналогам на мировом рынке [12]. Для анализа данных проектов необходимо выявить причинно-следственные связи между факторами, влияющими на результаты импортозамещения. При решении данной задачи целесообразно разделить рассматриваемые при этом показатели на входные и выходные. Входные факторы (P) характеризуют результирующие показатели формируемой программы импортозамещения, оценки влияния внешней среды, а также комплекс показателей, связывающих процессы взаимодействия экономических субъектов по уровням управления (отрасль, интегрированная структура, предприятие) при реализации мероприятий импортозамещения. Выходными (W) считаются факторы, у которых отсутствует возможность управления ими.
Разделим входные факторы на две группы. В первую целесообразно включить факторы Pg, используя которые можно осуществлять управление всеми взаимодействиями между отраслями, интегрированнами структурами и предприятиями, участвующими в процессе импортозамешения. Во вторую группу надо включить факторы Pm, влияющие на данный процесс, но не позволяющие управлять происходящими изменениями. Каждый из рассматриваемых факторов привязан ко времени t и множеству промежуточных состояний производственной системы Z, которая будет осуществлять импортозамещение. Поэтому при анализе взаимодействий субъектов данной системы (отраслей, интегрированных структур и предприятий) эти факторы необходимо рассматривать как процессы, протекающие во времени и в пространстве:
(1)
Между рассматриваемыми процессами устанавливаются прямые и обратные связи, которые не позволяют считать входные процессы независимыми от выходных, и наоборот. Однако, эти зависимости имеют различную природу. Взаимосвязь входного Pg = Pg(t, z) и выходного W = W(t, z) процессов может осуществляться через влияние результирующих показателей программы импортозамещения. Кроме того, входной Pm = Pm(t, z) и выходной W = W(t, z) процессы могут быть связаны через влияние факторов внешней среды или факторов управления взаимодействиями субъектов производственной системы. Также необходимо учитывать, что структура входных P = P(t, z) и выходных W= W(t, z) процессов является многокомпонентной:
(2)
Большое число компонент в совокупности рассматриваемых процессов усложняет анализ и моделирование взаимосвязей между ними [13]. При этом всегда будет существовать неопределенность, которая объясняется высокой сложностью взаимодействий субъектов системы (Z). Это позволяет ограничить состав компонент только самыми значимыми из них и, таким образом, уменьшить их общее число. При этом возрастет степень неопределенности системы (Z), т.к. будет потеряна часть информации. Уменьшать число указанных компонент целесообразно по уровню их значимости. Для этого необходимо использовать количественные, качественные, экспертные и другие оценки (Y) уровня значимости каждой компоненты. В результате получается ранжирование исследуемых компонент:
(3)
Далее устанавливается допустимый уровень значимости рассматриваемых компонент:
(4)
В выражениях (3) и (4) xi – номер компоненты, имеющей i-ый уровень значимости (i=1,…,n). Значимость компоненты px1 выше, чем у компоненты px2. Поскольку имела место неопределенность при исходном числе компонент, то после их сокращения степень неопределенности системы Z увеличится. Для ее снижения можно использовать общий стохастический подход в представлении неопределенности и рассматривать связи между n компонентами любого процесса импортозамещения как случайные события [14]. Их количество будет равно числу h перестановок из n компонент по n уровням значимости.
Далее каждому событию j поставим в соответствие случайный вектор (p j) и выразим совокупность из h событий через множество векторов:
(5)
Рассмотрим случайный вектор с реализацией и определим для него распределение вероятностей R={r (p)}. Значение функции r(p j) представляет собой вероятность реализации вектора (p j). В этом случае индекс j — это номер реализации вектора p, который определяет его уровень значимости (4).
Если последовательность уровней реализации вектора p равна (6):
(6)
то процесс P(t,z) стохастически упорядочен. Если условие (6) не выполняется ни для одной из перестановок реализации вектора (p j), то процесс P(t,z) стохастически не упорядочен.
Так как процессы исследуемого множества рассматриваются обычно по порядку, то свойство стохастической упорядоченности является полезным, Упорядочение компонент в процессе P(t,z), дает возможность их сокращения без увеличения неопределенности всей системы Z. Следовательно, это позволяет повысить обоснованность и оптимальность проектов планов импортозамещения, которые необходимо оценивать с помощью специального критериального аппарата.
Критерии оценки проектов планов создания импортозамещающих продуктов
Отталкиваясь от целей повышения эффективности, конкурентоспособности и технологического уровня промышленной продукции в интересах социально-экономического развития Российской федерации, необходимо отбирать проекты создания импортозамещающих продуктов. Для решения данной задачи целесообразно использовать три основных блока критериев оценки продуктов и проектов, направленных на их создание:
— конкурентоспособности [15];
— их технологического уровня [16];
— экономической эффективности [17].
- Для оценки конкурентоспособности продукции, включаемой в план импортозамещения, предлагается следующие ее характеристики и их бальная оценка:
1.1. Продукт не имеет аналогов на мировом рынке — C1 (4 балла).
Именно создание продукции инновационного характера, способной вывести российскую отрасль в мировые лидеры, является одной из наиболее приоритетных и стратегических задач развития промышленности государства.
1.2. Продукт может равнозначно конкурировать с продукцией ведущих производителей на мировом рынке — C2 (3 балла).
Предполагается, что результат реализации проекта, то есть продукт или технология будут востребованы, причем на мировом уровне, чтобы составить конкуренцию зарубежным производителям. Но здесь оценивается не столько техническая реализация, сколько сама концепция продукта: актуальность его производства, востребованность и превосходство над импортными аналогами, то есть оценка производится методом сравнения на основе экспертного заключения.
1.3. Продукт способен равнозначно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, решая проблему экспортных ограничений — C3 (максимум 2 балла).
Также в рамках этого блока необходимо использовать критерий, в соответствии с которым, проекты создания импортозамещающей продукции оцениваются по способности заменить импортную продукцию на внутреннем рынке без потери качества, решая при этом проблему запрета на ввоз зарубежных аналогов:
— снижение уровня зависимости от импортируемых аналогов проекта значительное (60-100%) – 2 балла;
— снижение уровня зависимости от импортируемых аналогов проекта высокое (30-59%) – 1,6 балла;
— снижение уровня зависимости от импортируемых аналогов проекта среднее (20-29%) – 1,2 балла;
— снижение уровня зависимости от импортируемых аналогов проекта ниже среднего (5-19%) – 0,8 балла;
— снижение уровня зависимости от импортируемых аналогов проекта незначительное (1-4%) – 0,4 балла.
Оценивается именно критическая направленность проекта, т.е. это продукция, которую необходимо и можно заменить.
1.4. Продукт может равнозначно конкурировать с зарубежными аналогами, присутствовашими ранее на внутреннем рынке — C4 (1 балл).
Данные проекты могут соответствовать, как только одному из критериев, так и нескольким. Если проект соответствует нескольким критериям одновременно – баллы суммируются. Конкурентоспособность проекта должна иметь при оценке максимально большой вес среди остальных критериев: это самый важный показатель, так как имеет стратегическое значение для страны и, в особенности, обеспечения ее безопасности.
- Технологический задел.
Технологический уровень проекта предлагается оценивать на основе следующих критериев, дающих полную картину для определения существующего технологического задела на предприятии, позволяющую оценить приблизительный уровень требуемых инвестиций в производственную часть для реализации проекта:
2.1. Требуется простое расширение производства и увеличение объемов выпускаемой продукции. Имеются все необходимые возможности для такого производства — G1 (7 баллов).
2.2. Требуется организация производства продукции, опытная серия которой была выпущена на предприятии и имеет спрос. Имеются все необходимые возможности для такого производства — G2 (6 баллов).
2.3. Требуется организация производства продукции, опытная серия которой была выпущена на предприятии и имеет спрос. Проект осуществляется совместно с зарубежными партнерами на базе предприятия в рамках локализации производства. Имеются все необходимые возможности для такого производства — G3 (5 баллов).
2.4. Требуется организация производства продукции, опытная серия которой была выпущена на предприятии и имеется спрос. Имеются все необходимые возможности для такого производства. Необходимо дополнительное финансирование для организации серийного производства, строительство производственных площадей, закупка оборудования, набор и обучение людей — G4 (4 балла).
2.5. Требуется организация производства продукции, опытный образец которой был выпущен и испытан. Установлен подтвержденный спрос. Имеются все возможности для такого производства — G5 (3 балла).
2.6. Требуется проведение опытно-конструкторских работ для получения опытного образца продукции, на которую имеется подтвержденный спрос. Имеются все необходимые возможности для дальнейшего серийного производства, полученного в рамках опытно-конструкторской работы образца продукции — G6 (2 балла).
2.7. Требуется строительство нового предприятия — G7 (1 балл).
Рассмотренные критерии расположены в порядке возрастания необходимого объема инвестиций в проект. Уровень технологического развития проекта может соответствовать только одному из этих проранжированных критериев. Чем больше порядковый номер соответствующего критерия, тем больший объем вложений требуется для реализации проекта, и тем меньший балл определяется за блок технологического задела при комплексной оценке проекта.
- Экономическая эффективность проекта (E):
Уровень эффективности проекта необходимо оценивать, используя следующие характеристики и их бальные оценки:
3.1. Уровень экономических показателей проекта соответствует высокой эффективности при ожидаемых значительных поступлениях в бюджет – (3 – 4) балла.
3.2. Уровень экономических показателей проекта соответствует средней экономической и бюджетной эффективности — (1,5 – 2,5) балла.
3.3. Уровень экономических показателей проекта соответствует низкой экономической и бюджетной эффективности — (0 – 1) балла.
Для оценки экономической эффективности проектов предлагается ввести перечень основных показателей, определяющих проект как высоко-, средне-, низкоэффективный. Для оценки эффективности проекта предлагается использовать следующие основные показатели:
– срок реализации;
– срок окупаемости;
– рентабельность;
– чистая приведенная стоимость проекта;
– внутренняя норма доходности;
– объем инвестиций в проект;
– средневзвешенная стоимость капитала.
К тому же важно оценить и бюджетную эффективность проекта (налоговые поступления без учета социальных взносов) – соотношение всех налоговых и неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от реализации инвестиционного проекта (мероприятия) на объем вложенных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Специфика проектов по созданию импортозамещающей продукции определяется обычно высокими затратами на ее разработку, поэтому для коммерческого успеха проекта требуются большие инвестиции, меры государственной поддержки, максимальный объем продаж (в идеале на мировом рынке) [18]. Поэтому критерий экономической эффективности следует использовать с меньшим весом, так как даже при невысоких экономических показателях, наиболее важным параметром является стратегическая значимость проекта.
В модели оценки проектов для плана импортозамещения необходимо использовать бальную систему оценивания [19]. За каждый блок критериев выставляется разный балл, при этом учитывается весовая значимость каждого блока. Затем полученные баллы суммируются и определяется итоговый показатель, с помощью которого сравниваются проекты. Так, за оценки по блоку оценки конкурентоспособности можно набрать максимально 10 баллов, что составляет около 50% от суммарной максимальной суммы оценочных баллов, что объясняется определенной ранее стратегической значимостью данного блока критериев. Соответственно вес блока «Технологический задел» составляет 30%, «Экономической эффективности» — порядка 20%.
Для расчета интегрального показателя проекта предлагается использовать следующую формулу:
(7)
где I – интегральный показатель проекта; C – конкурентоспособность проекта; G – технический задел проекта; E – экономическая эффективность проекта.
Проведенные с использованием зависимости (7), расчеты позволили получить следующие результаты:
Cmax = 10, Gmax = 7, Emax = 4.
Тогда Imax = 21.
При этом индексы конкурентоспособности, технического задела, экономическая эффективность проекта равны:
Полученные результаты удобны в применении для ранжирования проектов и принятия последующего решения о включении проекта в план импортозамещения.
Также, помимо трехфакторной модели можно использовать упрощенную, двухфакторную модель, исключив критериальный блок экономической эффективности ввиду практической сложности подсчета требуемых экономических показателей для каждого проекта.
Заключение
Реализация рассмотренного подхода к формированию проектов планов импортозамещения на практике обеспечит рост их оптимальности, т.к. позволит формализовать и структурировать рассматриваемый процесс на уровне входных и выходных процессов. Возможность учета значимости составляющих компонент в процессах управления взаимодействиями экономических субъектов при их реализации будет способствовать повышению эффективности процесса импортозамещения. Предлагаемый подход к оптимизации управления на уровне составляющих их компонент, позволяет систематизировать факторы и выявить те из них, которые оказывают наиболее значимое влияние на повышение качества планов импортозамещения. Разработанная методика оценки проектов для плана на основе трех- и двухфакторных моделей по параметрам конкурентоспособности, имеющегося технологического задела и эффективности с выводом интегрального показателя, позволяет произвести ранжирование перечня проектов, реализующих план импортозамещения.
Для усовершенствования данной модели необходимо учесть дополнительные факторы и критерии с целью снижения уровня субъективности при анализе планов импортозамещения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-00-00008 (№18-00-00012 КОМФИ).
References
1. Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оценка инновационных стратегий предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 7. – С. 10-172. Бородакий Ю.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Кравчук П.В. Моделирование процесса разработки наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе // Вопросы радиоэлектроники, серия Электронная вычислительная техника. – 2014. – № 2. – С. 21-34.
3. Филиппова И.А., Красильникова Е.Э. Влияние политики импортозамещения на обеспечение независимости национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – Т. 12. – № 6 (339). – С. 86-96.
4. Мантуров Д.В., Никитин Г.С., Осьмаков В.С. Планирование импортозамещения в российской промышленности: практика российского государственного управления / Экономический портал — Режим доступа: http://institutiones.com/industry/2888
5. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Мерзлякова А.П. Прогнозирование инновационного развития предприятий радиопромышленности // Радиопромышленность. – 2011. – № 3. – С. 32-42
6. Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 6. – С. 957-970. DOI: 10.18334/rp.18.6.37653
7. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю. Оптимизация управления развитием оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Электронная промышленность. – 2014. – №3. – С. 48-58
8. Боровкова В.А., Тиханович М.О. Разработка методики оценки эффективности реализации региональной стратегии импортозамещения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – Т. 10. – № 7 (337). – С. 722-737. DOI: 10.24891/fa.10.7.722
9. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 18. – С. 2947-2956. DOI: 10.18334/rp.16.18.1942
10. Батьковский А.М., Батьковский М.А. Инновационная модернизация оборонно-промышленного комплекса России. – М.: онтоПринт, 2014. – 175 с.
11. Бендиков М.А., Ганичев Н.А. Электронная импортозависимость и пути ее преодоления (на примере космической промышленности) // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 3 (402). – С. 2-17.
12. Сазонов С.П., Федотова Г.В., Сибагатулина Л.М. Анализ государственных программ импортозамещения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 9 (291). – С. 12-21.
13. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Гордейко С.В., Мерзлякова А.П. Оценка экономической устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – № 6. – С. 120-126.
14. Выжитович А.М., Ершов П.А. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – Т. 11. – № 38 (323). – С. 52-64.
15. Власова И.Г., Боровиков В.Г. Импортозамещение как необходимое условие продовольственной безопасности // Российское предпринимательство. – 2010. – Т. 11. – № 5. – С. 150-155.
16. Печаткин В.В. К вопросу об импортозамещении как стратегическом приоритете экономического развития России // Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – № – 5. С. 1581-1596. DOI: 10.18334/rp.19.5.39120
17. Ларин С.Н., Знаменская А.Н., Стебеняева Т.В. Анализ мероприятий по импортозамещению в стратегиях развития ведущих секторов российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – Т. 13. – № 5 (350). – С. 804-813. DOI: 10.24891/ni.13.5.804
18. Суховей А.Ф., Голова И.М. Формирование политики импортозамещения в старопромышленных регионах // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 42 (441). – С. 2-13.
19. Федоськина Л.А. Оценка потенциала импортозамещения региона: теория и практика на примере республики Мордовии // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 3 (426). – С. 130-144.