Abstract: the article examines the historical formation of commercial law in Russia, as well as the influence of the main sources of the state on the development of the economic sphere of the state. The main sources of study of the problem were the Constitution of the Russian Federation, the Civil Code of the Russian Federation, as well as international acts. In the course of the work, conclusions were drawn and proposals were made to improve the recruitment of personnel in various fields to improve the economic condition of the Russian Federation.
Keywords: economy, trade, history, economic cooperation
При изучении данной темы необходимо основываться на гносеологии материалистической, так как из неё вытекают методы научного познания: материалистический, диалектический, комплексный, системный, историко-правовой.
Естественно, что при осуществлении деятельности, формировании философии жизни и философии школы, необходимо учитывать тот исторический опыт, который у нас имеется. Только при знании философии жизни и философии школы можно формировать надлежащим образом законодательство.
Экономика имеет важнейшее значение в развитии любого государства. Это один из основных инструментов управления государством, при помощи которого формируется, как внешняя, так и внутренняя стабильность общества и государства. Существует два «кита», которые ведут экономику страны к успешному развитию: промышленность и торговля. Одно без другого не может успешно функционировать. Промышленность будет активно развиваться, когда она будет уверена в том, что ей есть куда успешно реализовать свою произведенную продукцию, а торговля будет успешной тогда, когда ей будет чем торговать. Все очень взаимосвязано. Торговля помогает государству развивать не только внутренний рынок, она также способствует выходу на международную площадку, где страна может не только укреплять свои экономические позиции, но и развивать дипломатические связи с различными странами. Одновременно с этим, свою важнейшую роль в динамичном развитии экономики страны играет частное право, ведь именно его нормы регулируют отношения между субъектами хозяйствования, обеспечивая равенство и защиту прав и интересов сторон, что способствует справедливости и прозрачности на рынке. Наличие четкой правовой базы создает уверенность для людей, которые решили заняться коммерческой деятельностью.
Становление и развитие коммерческого права на территории России
Проблема коммерческого права в России на протяжении длительного периода не подвергалась глубокой дискуссии при помощи использования исторических источником в сфере экономики и права, несмотря на то что коммерческие отношения имеют далекое историческое прошлое, в том числе и на территории нашей страны.
Для того чтобы улучшить правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации, необходимо постоянно исследовать опыт её законодательного регулирования на различных исторических этапах развития нашего государства.
«На территории нашей страны коммерческие организации появились с момента образования общин, в том числе купеческих общин. Общины, как производственные корпорации и юридические лица появляются в VI веке. В VII—VIII веках начинают формироваться союзы общин» [1].
Правовое положение субъектов коммерческого (торгового) права стало более совершенным после принятия в середине 17 века торговых уставов. В 1653 г. был принят Торговый устав, в 1667 — Новоторговый устав. Они устанавливали нормы о развитии купеческих общин, и поощряли становление индивидуального торгового дела [1].
Несмотря на Торговый устав и Новоторговый устав, защищавшие интересы отечественного купечества и имевшие протекционистский характер, правовое положение купечества к началу правления Петра I оставалось сложным и противоречивым. Это было связано как с общей экономической отсталостью России от передовых государств Западной Европы, так и с несовершенством ее законодательства и системы органов государственной власти [2].
Великий реформатор Петр I заложил основы торгового законодательства по самым важным ключевым направлениям, что послужило фундаментом дальнейшей законодательной деятельности российских самодержцев. Так, с приходом к власти, Петр I уделил особое внимание развитию коммерческого дела и коммерческих организаций. При нем была произведена попытка учреждения коллективных форм организации предпринимательской деятельности. В 1698 г. появились наработки об Акционерных компаниях [1].
Указ 1699 года способствовал расширению поля деятельности купеческих формирований и купцов-одиночек. В развитии торгового дела Петр I видел путь к благосостоянию народа, как и в развитии собственной промышленности. С помощью этих двух элементов и начался вывод страны из состояния натурального хозяйства.
По указанию Петра I был переведен и напечатан «Лексикон о коммерции» [1].
Петр I предпринимал попытки в 1712, в 1723 гг. создать компании купцов по торговле с Китаем и Испанией. Однако эти идеи наталкивались на сопротивление купцов единоличников и купеческих общин [1].
Тогда, в 1723 г. Петр I решил в принудительном порядке расширить субъектный состав торговых отношений. Указом коммерц-коллегии в 1723 г. Петр I приказал «посылать в чужие края детей торговых людей не менее 15 человек для обучения коммерческому делу» [1].
Из подготовленных людей уже в середине XVIII века стали формироваться торговые компании, которым был предоставлены ряд привилегий по сравнению с купцами одиночками [1].
Определенный толчок для развития субъектов коммерческого права дает Городовое Положение, утвержденное Указом Екатерины II в 1785 году.
Статьей 90 этого Положения был введен уведомительный порядок создания любого дела, любой организации. Суть его состоит в том, что мещанин создавал предприятие без всякого на то дозволения, а затем в магистратуре города давал знать об этом, чтобы предприятие зафиксировали в книге [1].
В Указе императрицы записаны весьма полезные идеи и для нашего периода. Сегодня было бы хорошо, если бы мы их использовали. Например: «Освободить рукоделия, промыслы и торговлю от притеснений и принуждений, и преподать им различные полезные способы и ободрения». Или вот еще: «С помощью Божию видим, что никто кроме нас самих, граждан городов наших не будет поднимать промысел, торговлю, ремесло. Только своими силами мы добьемся процветания и собственного благосостояния» [1].
Важно отметить, что именно Екатерина II во второй половине своего правления впервые открыла в Российской империи 17 акционерных компаний.
Известны для России дореволюционного периода и такие субъекты коммерческой деятельности, как производственные кооперативы. Что касается развития кооперации в России, то на 1 января 1917 года действовало 63 тыс. кооперативов, которые объединяли 24 млн человек. Развивались и такие формы, как товарищества. Но затем на длительный период все эти организационно-правовые формы прекратили свое существование [1].
После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей, были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921 – 1926). НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. В конце 20-х годов власти полностью отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовековая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х [3].
Возрождение коммерческой деятельности и появление субъектов коммерческого права связано с принятием постановлений Совета Министров СССР «О кооперативах» во второй половине 80-х годов, Закона «О кооперации» 1988 г. [1]
Положения закона закрепляли право кооператива заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством СССР и союзных республик. Кооперативы стали появляться стремительно: 77,5 тысячи по состоянию на 1 января 1989 года при объеме товарооборота в более чем шесть миллиардов рублей. Кооперацией занимались в то время почти полтора миллиона человек. У станций метро выросли кооперативные ларьки с дефицитными товарами, народ ломился в кооперативные кафе и медклиники. Еще через год в СССР насчитывалось уже практически 200 тысяч кооперативов и около пяти миллионов кооператоров [4].
Конечно, кооперативы не назывались в нормативных актах коммерческими юридическими лицами, но по сути, это как раз и был первый шаг к освоению коммерческого дела. Фактически лица, занимавшиеся кооперативной деятельностью, делали то же самое, что и субъекты коммерческого права в настоящее время [1].
В последствии кооперативы в большей части были преобразованы в Акционерные общества открытого и закрытого типа, или в общества с ограниченной ответственностью, а граждане, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, стали индивидуальными предпринимателями.
Российская Федерация
Важным моментом в формировании коммерческой деятельности в России стало принятие ряда следующих указов Президента РФ в конце 1991 — начале 1992 года:
1) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г. № 232;
2) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР» от 28 ноября 1991 г. № 240;
3) «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1991 г. № 341;
4) «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. № 323. [1]
Таким образом, в конце XX в. в России появилась законодательная основа, которая заложила основы становления и развития реального сектора экономики страны, которыми мы руководствуемся и сегодня.
Основными источниками коммерческой деятельности в Российской Федерации, являются: Конституция РФ, Федеральные законы о коммерческих организациях, Гражданский кодекс РФ, указы Президента РФ и международные акты.
Конституция Российской Федерации
Сейчас система государственного регулирования российской экономики опирается на законодательство различного уровня. Высшим нормативным актом является Конституция, на базе которой строятся все остальные звенья правового механизма регулирования экономики [5].
Конституцией России закреплены основы организации экономической жизни общества, определено ключевое содержание и общее направление вектора развития отношений в сфере экономики.
В.В. Лукьянова отмечает, что конституционно экономический строй закрепляется через определенные элементы [5]:
1) Экономические основы конституционного строя (социально ориентированная экономика, при этом такую экономику можно определить как хозяйственную систему, для которой характерны высокий уровень благосостояния граждан (экономическое и социальное благосостояние);
Ярким примером служат такие национальные проекты как «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», целью которых является поддержка бизнеса на всех его этапах развития;
2) Формы собственности, гарантии защиты форм собственности, использование и охрана земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, которые проживают на российской территории (ст.7, 8, 9 КРФ.);
3) Гарантии реализации экономических основ конституционного строя страны (статьи 74, 75, 75.1 Конституции РФ);
4) Экономические права и свободы человека и гражданина (статьи 34, 35, 36, 37 Конституции РФ);
5) Государственное регулирование экономики (предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в экономической сфере) (статьи 71, 72 Конституции РФ).
Таким образом, в Конституции закреплены не только политические основы, но и экономические. Экономическая свобода также, как и политическая свобода являются существенными для благосостояния страны и экономического роста. Конституция России определяет существенные черты нашей экономики.
В середине 90-х годов были приняты основные законодательные акты-федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах».
Впервые понятие «Корпорация» было законодательно закреплено путем внесения изменений в Гражданский кодекс РФ только в 2014 году. В 2014 году ГК РФ впервые ввел разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные [6].
Более четкая структура субъектов коммерческого права была установлена в новом Гражданском кодексе, в части первой, принятом Государственной Думой 21 октября 1994 года [1].
Кодекс дает закрытый перечень коммерческих субъектов. Согласно ГК субъектами коммерческого права на сегодняшний день являются отдельные виды юридических лиц [1].
Гражданский кодекс Российской Федерации, как основа гражданских отношений, играет ключевую роль в стабильности и развитии реального сектора экономики. Он создает правовые условия, необходимые для становления и успешного функционирования бизнеса, защиты прав участников экономических отношений и формирования доверительной атмосферы в рыночной среде. Поддерживая правовую определенность, ГК РФ способствует устойчивому экономическому росту страны.
Открывая данные Федеральной Налоговой Службы (ФНС) РФ, раздел 1 показывает количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.11.2024 г. [7]:
- Хозяйственные товарищества:
а) полное товарищество – 88
б) товарищество на вере — 153
- Хозяйственные общества:
а) акционерные общества – 52 369, в том числе:
— публичные акционерные общества – 856
— непубличные акционерные общества – 36 441
— открытые акционерные общества – 4 738
— закрытые акционерные общества – 10 364
б) общество с ограниченной ответственностью – 2 543 967, из них:
— общество с дополнительной ответственностью – 28
- Производственные кооперативы (артели) – 7188, из них:
— сельскохозяйственные производственные кооперативы – 5 400
— крестьянские (фермерские) хозяйства – 8 767
- Унитарные предприятия – 7885, из них:
— федеральные унитарные предприятия – 274
— унитарные предприятия субъектов РФ – 835
— федеральные казенные предприятия – 38
— казенные предприятия субъектов – 56
— муниципальные казенные предприятия – 509
Таким образом, мы можем наблюдать, что Федеральная Налоговая Служба (ФНС) РФ играет важную роль в контроле за количеством зарегистрированных юридических лиц в стране. Этот контроль осуществляется с целью обеспечения прозрачности и легитимности бизнеса.
Также, учитывая статистические данные, необходимо отметить, что реальный сектор экономики России сегодня достаточно слаб. Статистика показывает, что на данный момент существует мало зарегистрированных юридических лиц для такой большой страны, ей необходимо увеличивать количество производств. Все это необходимо для того, чтобы бюджеты разных уровней были сбалансированы. Как видно, сегодня плохо идет становление товариществ, публичных акционерных обществ, унитарный предприятий. Их численность не позволяет формировать достаточные источники доходов бюджетов всех уровней. Это достижимо только с условием развития производственной сферы. При профиците бюджета мы можем рассчитывать на улучшение благосостояния каждого человека.
Предприятия надо создавать, но их надо наполнить кадрами, такими как: слесари, токари, электрики, фрезеровщики, строители, сварщики, стропальщики, каменщики и др. виды профессий. Для этого нужно реанимировать и создавать новые учебно- производственные центры (УПЦ) при предприятиях и учебно-производственные комбинаты (УПК) при департаментах образования.
Источниками правового обеспечения коммерческой деятельности являются также международные нормативные акты, к которым присоединилась Российская Федерация. К их видам можно отнести международные конвенции; международные договоры; внешнеэкономические договоры и т.д. [1].
11 апреля 1980 года была принята Венская Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Российская Федерация является её страной-участницей. Конвенция 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров была разработана для упрощения и унификации правовых норм, регулирующих международные торговые сделки.
В последние годы заметную роль в экономиках развитых и развивающихся стран играет франчайзинг. Международный франчайзинг предполагает создание франчайзером франчайзинговой системы за рубежом [8].
Договор франчайзинга является международным, если имеет связь с правопорядками двух или более государств, т. е. в тех случаях, когда стороны договора имеют основные места деятельности на территориях различных государств. Договор франчайзинга, в том числе международный, является разновидностью коммерческой сделки, поскольку его участниками являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью [8]. Это, например:
1) «World Class» – крупнейшая российская фитнес-корпорация, которая управляет 51 собственным и 70 франчайзинговыми клубами в 40 городах и 10 странах (России, Казахстане, Грузии, Киргизии, Белоруссии, Турции, Монако, Швейцарии, Кипре и Австралии) [9].
2) «Додо пицца» — российская сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на пицце. По состоянию на июнь 2024 года, сеть включает заведения в 22 странах мира помимо России (Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Литве, Узбекистане, Германии) [10]
3) «Cofix» — израильский бренд кофеен привезли в Россию братья-девелоперы Михаил и Григорий Печерские В настоящее время кофейни Cofix с успехом работают в Израиле, Польше, Бразилии, Белоруссии, Армении и России [10].
Важным показателем динамического развития государства на внешнем рынке является рост товарооборота со странами-партнерами. Именно он свидетельствует о состоянии и устойчивости экономики, её успешном функционировании при условиях данных законодательных актов, которые диктуют правила, по которым развивается экономика страны.
БРИКС
Товарооборот России со странами БРИКС за первые пять месяцев 2024 года увеличился на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Об этом сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Антон Алиханов в рамках встречи министров промышленности стран БРИКС [11]. Таким образом, активный поворот экономических рельсов России на Восток приносит свои успешные плоды. Говоря о деятельности БРИКС и ее результативности по сравнению со странами «большой семёрки», В.В. Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону сказал: «в 1992 году, по-моему, доля стран «семёрки» в мировой экономике составляла 47 процентов, а в 2022 году она упала где-то, по-моему, до 30. Доля стран БРИКС в 1992 году составляла всего 16 процентов, а сейчас она превышает уровень «семёрки» [12].
Россия – АСЕАН
Товарооборот России и стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, в январе – октябре 2024 г. составил около $17 млрд. Рост к аналогичному периоду предыдущего года составил 10% [13].
Россия — Китай
Товарооборот Китая и России по итогам первых восьми месяцев 2024 года вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 158,469 миллиарда долларов, свидетельствуют обнародованные во вторник данные главного таможенного управления КНР [14]. Действительно, за последние два года для России Китай стал абсолютным лидером среди основных торговых партнеров как на экспортном, так и на импортном направлениях.
Россия – Индия
Товарооборот между Россией и Индией по итогам 2023 г. вырос в 1,8 раза и составил около $65 млрд. Экспорт индийских товаров в Россию за год вырос в 1,4 раза до $4 млрд [15].
Россия – Беларусь
«Александр Лукашенко (президент Республики Беларусь) и Денис Мантуров (первый вице-премьер РФ) обсудили вопросы торгово-промышленного сотрудничества России и Беларуси. Товарооборот между странами по итогам прошлого года увеличился более чем на 5% и достиг почти 47 миллиардов долларов. По итогам первых восьми месяцев текущего года также сохраняется положительная динамика — взаимная торговля выросла на 6%, до 32,5 миллиарда долларов», — отмечается в сообщении по итогам рабочей поездки Д. Мантурова в Беларусь [16].
Россия – Казахстан
По итогам российско-казахстанских переговоров 27 ноября 2024 г. В.В. Путин сделал заявление для СМИ, в котором отметил: «Доля национальных валют во взаиморасчетах составляет почти 90%» [17]. Глава государства отметил, что структура товарооборота между Россией и Казахстаном, который за 9 месяцев этого года превысил $20 млрд, постоянно диверсифицируется. «Все большее место в ней занимает несырьевая продукция с высокой добавленной стоимостью» [17].
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательные акты играют ключевую, важнейшую роль в развитии экономического сектора Российской Федерации. Они являются основой для формирования и устойчивого функционирования других органов управления, которые стремятся к успешному развитию государства как внутри, так и на международной арене. Конституция РФ служит фундаментом для всех законодательных актов и норм, регулирующих экономические отношения. Она устанавливает основные принципы, которые создают стабильную правовую среду для граждан, занимающихся коммерческой деятельностью. Гражданский кодекс формирует правовые рамки для ведения бизнеса, включая порядок заключения договоров, защиту прав потребителей и защиту интеллектуальной собственности. Различные федеральные законы обеспечивают более детализированное регулирование, необходимое для успешного функционирования реального сектора экономики страны. Россия участвует в ряде международных соглашений и организаций, что помогает интегрировать отечественные предприятия в глобальные цепочки поставок и способствует привлечению иностранных инвестиций. Стремительное расширение торговых связей с дружественными партнерами является ключевым направлением России в сложившихся для нее обстоятельствах. Все вышеназванные источники коммерческого права являются основой развития реального сектора экономики в Российской Федерации.
При сочетании и взаимодействии философии жизни, философии школы, и законодательства, при условии их применения в осуществлении власти и управления, можно достичь надлежащее развитие общества и государства и улучшение жизни людей.
References
1. Что нужно знать кооператору [Текст]: / Н.В. Постовой, А.В. Иванченко, - М.: ИД «Московский рабочий», 1990. - 175 с. - 30000 экз.2. Лизогуб В. А., Лахно В. И. Правовой статус купечества в эпоху Петра I // Проблемы законности. 2013. №123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-kupechestva-v-epohu-petra-i-1 (дата обращения: 01.12.2024).
3. История развития российского предпринимательства / Официальный сайт органов местного самоуправления города Когалыма URL: https://admkogalym.ru/upload.pdf (дата обращения: 01.12.2024)
4. Д. Окунев, 35 лет назад в СССР отменили запрет на бизнес. На чем первые кооператоры сколотили состояния? // 26.05.2023 г. URL: https://lenta.ru/articles/2023/05/26/kooperatori/ (дата обращения: 02.12.2024)
5. Лукьянова В.В. КОНСТИТУЦИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ: КАК КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ // Основы ЭУП. 2020. №4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-i-ekonomika-strany-kak-konstitutsiya-rossii-opredelyaet-suschestvennye-cherty-nashey-ekonomiki (дата обращения: 02.12.2024).
6. Наумова, Н. В. История становления и развития акционерной формы коммерческой деятельности в России / Н. В. Наумова // Академическая публицистика. – 2019. – № 12. – С. 194-198.
7. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ / Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.11.2024 URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_analytics/forms/14414858/
8. Стригунова Д.П. / Договор международного франчайзинга // Современное право, 2017. №4. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 02.12.2024)
9. Официальный сайт Фитнес-клубов World Class URL: https://www.worldclass.ru/franchising/ (дата обращения: 02.12.2024)
10. 30 самых выгодных франшиз в России — 2023. Рейтинг Forbes URL: https://www.forbes.ru/biznes/491338-30-samyh-vygodnyh-fransiz-v-rossii-2023-rejting-forbes (дата обращения: 01.12.2024)
11. Свинова Е. / Товарооборот России со странами БРИКС прибавил 6,3% // Российская газета, 2024. URL: https://rg.ru/2024/09/03/popadanie-v-deviatku.html (дата обращения: 01.12.2024)
12. Интервью Такеру Карлсону, 2024. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73411 (дата обращения: 01.12.2024)
13. Товарооборот России и стран АСЕАН за неполный 2024 год составил $17 млрд // Ведомости, 2024. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2024/11/26/1077280-tovarooborot-rossii-i-asean (дата обращения: 01.12.2024)
14. Товарооборот Китая и России за 2024 год вырос на 1,9 процента // РИА Новости, 2024. URL: https://ria.ru/20240910/tovarooborot-1971736165.html (дата обращения: 01.12.2024)
15. Россия и Индия нарастили товарооборот до $65 млрд в 2023 году // Ведомости, 2024. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2024/02/20/1021222-rossiya-indiya-tovarooborot (дата обращения: 02.12.2024)
16. Товарооборот между Россией и Белоруссией за восемь месяцев вырос на 6% // РИА Новости, 2024. URL: https://ria.ru/20241028/tovarooborot-1980549997.html (дата обращения: 02.12.2024)
17. Путин: 90% расчетов между РФ и Казахстаном проводится в нацвалютах // ТАСС, 2024. URL: https://tass.ru/ekonomika/22515925 (дата обращения: 03.12.2024)