Abstract: В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой документов в отношении земельных участков для государственного кадастрового учета. Актуальность темы обусловлена тем, что законодателем для сокращения сроков и улучшения качества подготовки кадастровой документации в сфере земельных отношений, а также для снижения количества судебных споров в этой сфере принимаются федеральные целевые программы и вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Keywords: кадастровый учет, кадастровый инженер, кадастровые работы, электронные услуги и сервисы официального сайта Росреестра, личный кабинет кадастрового инженера, уровень профессионализма кадастровых инженеров.
Совершенствование процедур предоставления земельных участков и государственного кадастрового учета объектов недвижимости является составной частью задач по обеспечению устойчивости социально-экономического развития страны, решению социальных, экономических и экологических проблем, повышению качества жизни, улучшению инвестиционного климата и содействию региональному развитию [5].
Принятие федеральных целевых программ, внесение изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений направлено на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и постановки объектов на государственный кадастровый
учет [5].
В последнее время, были существенно пересмотрены и детализированы правила кадастрового учета земельных участков и иной недвижимости, а также правила подготовки документов для кадастрового учета.
Действующим законодательством осуществлено обеспечение основных этапов процесса подготовки документов для кадастрового учета необходимой законодательной базой, в том числе нормативно-правовыми актами, содержащими требования к подготовке работ, что значительно сокращает сроки и повышает качество подготовки документов.
Следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» предусмотрены необходимые меры для повышения эффективности прохождения основных этапов кадастровых работ [5].
При подготовке документации в отношении земельных участков для государственного кадастрового учета на этапе анализа территории кадастровые инженеры обеспечены документами территориального планирования и градостроительного зонирования, а именно генеральными планами, правилами землепользования и застройки, размещенными на сайтах муниципальных образований, а также информацией о разработанных и утвержденных проектах межевания и проектах планировки территории [5].
В случае отсутствия проекта межевания территории кадастровым инженером определяется необходимость подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории [1].
Дополнение Земельного кодекса главой I.1 Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» и дальнейшее внесение изменений раскрывает и регламентирует такие понятия как земельный участок, способы образования земельных участков, порядок образования земельных участков, начиная
с определения границ и заканчивая государственной регистрацией прав,
что существенно облегчает и ускоряет процесс образования земельного участка [1].
Образуемые земельные участки и (или) их части после утверждения проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежат государственному кадастровому учету [2].
Подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, межевого плана, выполняется в результате кадастровых работ. Проведение кадастровых работ регламентировано положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [4].
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости межевой план — это документ, составленный на основе сведений
о соответствующей территории, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных
участках [3].
Подготовка межевого плана выполняется в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
В зависимости от способа образования, подлежащего кадастровому учету земельного участка, кадастровый инженер готовит соответствующий межевой план, а также одновременно учитывает возможность последующей регистрации права на образуемые объекты недвижимости.
Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [8].
На основании вышеуказанного документа был полностью завершен переход на централизованные технологии ведения государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости, в том числе в электронном виде; подготовлено технологическое решение единого информационного ресурса в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости [8].
Одной из мер, направленных на сокращение сроков подготовки земельно-кадастровой документации является использование кадастровым инженером открытых информационных ресурсов официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет http://www.rosreestr.ru/ [6].
На этапе анализа исходных данных значительной помощью в работе являются сервисы:
— справочная информация Росреестра по объектам недвижимости в режиме online;
— публичная кадастровая карта Росреестра.
Поскольку информация в онлайн-сервисе носит ознакомительный характер и является справочной, при необходимости, кадастровый инженер может получить подтвержденные сведения, выписку из ЕГРН в электронном виде, воспользовавшись электронными услугами cайта Росреестра.
Удобным средством получения информации об уже поданном заявлении в орган кадастрового учета является использование сервиса Сайта Росреестра «Проверка исполнения запроса (заявления)», посредством которого можно было узнать статус поданной заявки.
Данная услуга позволяет кадастровому инженеру самостоятельно отследить путь прохождения заявления и своевременно узнать о результатах рассмотрения: возможном отказе, приостановлении или об осуществлении государственного кадастрового учета .
В случае приостановления государственного кадастрового учета кадастровый инженер должен соблюсти сроки подачи дополнительных документов для снятия приостановления [3].
В случае осуществления кадастрового учета земельного участка в результате уточнения границ, кадастровый инженер обязан в установленные законодательством сроки передать акты согласования границ земельных участков на бумажных носителях, электронные образы которых включены в межевые планы, в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости [7].
Одной из важнейших мер принятых законодательством для повышения эффективности прохождения этапов подготовки земельно-кадастровой документации, направленных на сокращение сроков, является использование кадастровыми инженерами единого портала или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера») для проверки и хранения межевых планов [3].
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» информационное взаимодействие кадастрового инженера с органом регистрации прав может осуществляться в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом обеспечиваются фиксация всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав, предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых планов в режиме реального времени [3].
Прошедший предварительную автоматизированную проверку посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» межевой план может быть помещен на временное хранение, но не более трех месяцев, в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав, с присвоением каждому документу идентифицирующего номера [3].
В договоре подряда на выполнение кадастровых работ заказчик может предусмотреть обязанность кадастрового инженера поместить готовый межевой план на временное хранение в электронное хранилище ЕГРН. В этом случае в заявлении о кадастровом учете заявителю необходимо указать только его идентифицирующий номер, представлять сам план в этом случае не нужно.
Еще одной из необходимых мер для повышения эффективности прохождения этапа подготовки межевого плана, указанных в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р, является повышение уровня профессионализма кадастровых инженеров.
Современное законодательство направлено на создание эффективного механизма контроля за деятельностью кадастровых инженеров для совершенствования выполняемых ими кадастровых работ, с целью повысить качество сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости [9].
Контроль за профессиональной деятельностью кадастрового инженера возложен на саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, членом которой он является, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О кадастровой деятельности» [4].
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров обязана осуществлять контроль за своевременным прохождением своими членами обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации кадастровых инженеров один раз в три года.
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований действующего законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров путем проведения плановых и внеплановых проверок [4].
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров на основании Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» рассматривает жалобы на своих членов и дела о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарного воздействия.
В целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с органами государственной власти и местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ, третьими лицами саморегулируемые организации кадастровых инженеров являются обязательными членами национальных объединений в количестве более пятидесяти процентов [4].
Национальное объединение имеет право представлять интересы саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, осуществлять защиту прав и законных интересов своих членов, формировать предложения по выработке государственной политики в области кадастровых отношений, в том числе по совершенствованию правового регулирования кадастровой деятельности, осуществлять иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Национальное объединение обязано участвовать в работе апелляционных комиссий, сформированных органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации, уполномоченных рассматривать заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и оценивать обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию [9].
Такая последовательность рассмотрения споров направлена на изначальное рассмотрение дел более узконаправленными специалистами и исключение судебной процедуры оспаривания.
Следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества»», в разделе 2. «Подготовка межевого и технического планов, акта обследования» п. 2.2 «Профессионализм участников кадастрового учета» отмечены необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов:
— проведение анализа причин приостановлений и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе в целях выявления типичных ошибок кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за деятельностью органов регистрации прав в части правомерности принятия решений о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;
— снижение количества приостановлений и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета за счет повышения уровня профессиональных знаний кадастровых инженеров;
— обеспечение деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета;
— осуществление мониторинга деятельности кадастровых инженеров (наличие рейтингов, проведение анализа качества деятельности);
— организация взаимодействия с саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, в том числе создание электронной площадки в целях проведения круглых столов (разъяснительной работы);
— проведение семинаров (круглых столов) с кадастровыми инженерами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации [5].
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен целый ряд механизмов, направленных на сокращение сроков и улучшение качества подготовки кадастровой документации в сфере земельных отношений, а также на уменьшение количества судебных разбирательств в этой сфере.
References
1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018);
3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О кадастровой деятельности";
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»;
6. Приказ Росреестра от 26.07.2016 N П/0359 "Об официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением об официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащем блоки региональной информации территориальных органов Росреестра", "Регламентом взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росреестра по информационному наполнению официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащего блоки региональной информации территориальных органов Росреестра");
7. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 "Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2016 N 44413);
8. "Формирование, учет объекта недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество: Лекция" (Бурмакина Н.И.) ("РГУП", 2018);
9. Статья: Новый статус кадастрового инженера (Бадулина Е.) ("ЭЖ-Юрист", 2016, N 21).