Improving the preparation of documentation for land for state cadastral registration

UDC 33
Publication date: 30.09.2019
International Journal of Professional Science №9-2019

Improving the preparation of documentation for land for state cadastral registration

Совершенствование подготовки документации в отношении земельных участков для государственного кадастрового учета

Edchik Elena Viktorovna
Scientific directors:
Pustovgarov Victor Ivanovich
Yasevich Elena Petrovna

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU)
2. the candidate of geographical sciences, associate professor of the department of Urban Planning,
Land Use and Design;
3. Higher lecturer of the Department of urban planning, land management and design;


Едчик Елена Викторовна
Научные руководители
Пустовгаров Виктор Иванович
Ясевич Елена Петровна

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
2. кандидат географических наук, доцент кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна;
3. старший преподаватель кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна
Аннотация: The article deals with issues related to the preparation of documents in respect of land for state cadastral registration. The relevance of the topic is due to the fact that the legislator in order to reduce the time and improve the quality of preparing cadastral documentation in the field of land relations, as well as to reduce the number of litigations in this area, federal targeted programs are adopted and changes are made to certain legislative acts of the Russian Federation.

Abstract: В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой документов в отношении земельных участков для государственного кадастрового учета. Актуальность темы обусловлена тем, что законодателем для сокращения сроков и улучшения качества подготовки кадастровой документации в сфере земельных отношений, а также для снижения количества судебных споров в этой сфере принимаются федеральные целевые программы и вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Ключевые слова: cadastral registration, cadastral engineer, cadastral work, electronic services and services of the official website of the Federal Registration Service, personal account of the cadastral engineer, professionalism level of cadastral engineers.

Keywords: кадастровый учет, кадастровый инженер, кадастровые работы, электронные услуги и сервисы официального сайта Росреестра, личный кабинет кадастрового инженера, уровень профессионализма кадастровых инженеров.


Совершенствование процедур предоставления земельных участков и государственного кадастрового учета объектов недвижимости является составной частью задач по обеспечению устойчивости социально-экономического развития страны, решению социальных, экономических и экологических проблем, повышению качества жизни, улучшению инвестиционного климата и содействию региональному развитию [5].

Принятие федеральных целевых программ, внесение изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений направлено на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и постановки объектов на государственный кадастровый
учет [5].

В последнее время, были существенно пересмотрены и детализированы правила кадастрового учета земельных участков и иной недвижимости, а также правила подготовки документов для кадастрового учета.

Действующим законодательством осуществлено обеспечение основных этапов процесса подготовки документов для кадастрового учета необходимой законодательной базой, в том числе нормативно-правовыми актами, содержащими требования к подготовке работ, что значительно сокращает сроки и повышает качество подготовки документов.

Следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» предусмотрены необходимые меры для повышения эффективности прохождения основных этапов кадастровых работ [5].

При подготовке документации в отношении земельных участков для государственного кадастрового учета на этапе анализа территории кадастровые инженеры обеспечены документами территориального планирования и градостроительного зонирования, а именно генеральными планами, правилами землепользования и застройки, размещенными на сайтах муниципальных образований, а также информацией о разработанных и утвержденных проектах межевания и проектах планировки территории [5].

В случае отсутствия проекта межевания территории кадастровым инженером определяется необходимость подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории [1].

Дополнение Земельного кодекса главой I.1 Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» и дальнейшее внесение изменений раскрывает и регламентирует такие понятия как земельный участок, способы образования земельных участков, порядок образования земельных участков, начиная
с определения границ и заканчивая государственной регистрацией прав,
что существенно облегчает и ускоряет процесс образования земельного участка [1].

Образуемые земельные участки и (или) их части после утверждения проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежат государственному кадастровому учету [2].

Подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, межевого плана, выполняется в результате кадастровых работ. Проведение кадастровых работ регламентировано положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [4].

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости межевой план — это документ, составленный на основе сведений
о соответствующей территории, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных
участках [3].

Подготовка межевого плана выполняется в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

В зависимости от способа образования, подлежащего кадастровому учету земельного участка, кадастровый инженер готовит соответствующий межевой план, а также одновременно учитывает возможность последующей регистрации права на образуемые объекты недвижимости.

Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [8].

На основании вышеуказанного документа был полностью завершен переход на централизованные технологии ведения государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости, в том числе в электронном виде; подготовлено технологическое решение единого информационного ресурса в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости [8].

Одной из мер, направленных на сокращение сроков подготовки земельно-кадастровой документации является использование кадастровым инженером открытых информационных ресурсов официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет http://www.rosreestr.ru/ [6].

На этапе анализа исходных данных значительной помощью в работе являются сервисы:

— справочная информация Росреестра по объектам недвижимости в режиме online;

— публичная кадастровая карта Росреестра.

Поскольку информация в онлайн-сервисе носит ознакомительный характер и является справочной, при необходимости, кадастровый инженер может получить подтвержденные сведения, выписку из ЕГРН в электронном виде, воспользовавшись электронными услугами cайта Росреестра.

Удобным средством получения информации об уже поданном заявлении в орган кадастрового учета является использование сервиса Сайта Росреестра «Проверка исполнения запроса (заявления)», посредством которого можно было узнать статус поданной заявки.

Данная услуга позволяет кадастровому инженеру самостоятельно отследить путь прохождения заявления и своевременно узнать о результатах рассмотрения: возможном отказе, приостановлении или об осуществлении государственного кадастрового учета .

В случае приостановления государственного кадастрового учета кадастровый инженер должен соблюсти сроки подачи дополнительных документов для снятия приостановления [3].

В случае осуществления кадастрового учета земельного участка в результате уточнения границ, кадастровый инженер обязан в установленные законодательством сроки передать акты согласования границ земельных участков на бумажных носителях, электронные образы которых включены в межевые планы, в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости [7].

Одной из важнейших мер принятых законодательством для повышения эффективности прохождения этапов подготовки земельно-кадастровой документации, направленных на сокращение сроков, является использование кадастровыми инженерами единого портала или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера») для проверки и хранения межевых планов [3].

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» информационное взаимодействие кадастрового инженера с органом регистрации прав может осуществляться в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом обеспечиваются фиксация всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав, предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых планов в режиме реального времени [3].

Прошедший предварительную автоматизированную проверку посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» межевой план может быть помещен на временное хранение, но не более трех месяцев, в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав, с присвоением каждому документу идентифицирующего номера [3].

В договоре подряда на выполнение кадастровых работ заказчик может предусмотреть обязанность кадастрового инженера поместить готовый межевой план на временное хранение в электронное хранилище ЕГРН. В этом случае в заявлении о кадастровом учете заявителю необходимо указать только его идентифицирующий номер, представлять сам план в этом случае не нужно.

Еще одной из необходимых мер для повышения эффективности прохождения этапа подготовки межевого плана, указанных в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р, является повышение уровня профессионализма кадастровых инженеров.

Современное законодательство направлено на создание эффективного механизма контроля за деятельностью кадастровых инженеров для совершенствования выполняемых ими кадастровых работ, с целью повысить качество сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости [9].

Контроль за профессиональной деятельностью кадастрового инженера возложен на саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, членом которой он является, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О кадастровой деятельности» [4].

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров обязана осуществлять контроль за своевременным прохождением своими членами обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации кадастровых инженеров один раз в три года.

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований действующего законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров путем проведения плановых и внеплановых проверок [4].

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров на основании Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» рассматривает жалобы на своих членов и дела о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарного воздействия.

В целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с органами государственной власти и местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ, третьими лицами саморегулируемые организации кадастровых инженеров являются обязательными членами национальных объединений в количестве более пятидесяти процентов [4].

Национальное объединение имеет право представлять интересы саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, осуществлять защиту прав и законных интересов своих членов, формировать предложения по выработке государственной политики в области кадастровых отношений, в том числе по совершенствованию правового регулирования кадастровой деятельности, осуществлять иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

Национальное объединение обязано участвовать в работе апелляционных комиссий, сформированных органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации, уполномоченных рассматривать заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и оценивать обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию [9].

Такая последовательность рассмотрения споров направлена на изначальное рассмотрение дел более узконаправленными специалистами и исключение судебной процедуры оспаривания.

Следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» в целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества»», в разделе 2. «Подготовка межевого и технического планов, акта обследования» п. 2.2 «Профессионализм участников кадастрового учета» отмечены необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов:

— проведение анализа причин приостановлений и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе в целях выявления типичных ошибок кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за деятельностью органов регистрации прав в части правомерности принятия решений о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;

— снижение количества приостановлений и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета за счет повышения уровня профессиональных знаний кадастровых инженеров;

— обеспечение деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета;

— осуществление мониторинга деятельности кадастровых инженеров (наличие рейтингов, проведение анализа качества деятельности);

— организация взаимодействия с саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, в том числе создание электронной площадки в целях проведения круглых столов (разъяснительной работы);

— проведение семинаров (круглых столов) с кадастровыми инженерами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации [5].

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен целый ряд механизмов, направленных на сокращение сроков и улучшение качества подготовки кадастровой документации в сфере земельных отношений, а также на уменьшение количества судебных разбирательств в этой сфере.

References

1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018);
3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О кадастровой деятельности";
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»;
6. Приказ Росреестра от 26.07.2016 N П/0359 "Об официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением об официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащем блоки региональной информации территориальных органов Росреестра", "Регламентом взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росреестра по информационному наполнению официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащего блоки региональной информации территориальных органов Росреестра");
7. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 "Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2016 N 44413);
8. "Формирование, учет объекта недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество: Лекция" (Бурмакина Н.И.) ("РГУП", 2018);
9. Статья: Новый статус кадастрового инженера (Бадулина Е.) ("ЭЖ-Юрист", 2016, N 21).