Market influence on the production volumes of diversified products

UDC 658
Publication date: 26.01.2021
International Journal of Professional Science №1-2021

Market influence on the production volumes of diversified products

Влияние рынка на объемы производства диверсификационной продукции

Batkovskiy Alexander Mikhailovich
Batkovskiy Mikhail Alexandrovich
Fomina Alena Vladimirovna

1. Doctor of Economic Sciences,
Corresponding Member,
Academy of Military Sciences,
Moscow, Russian Federation
2. Candidate of Economic Sciences,
Leading Researcher,
JSC "Scientific Testing Center" Intellectron,
Moscow, Russian Federation
3. Doctor of Economic Sciences,
Corresponding Member,
Academy of Military Sciences,
Moscow, Russian Federation

Батьковский Александр Михайлович
Батьковский Михаил Александрович
Фомина Алена Владимировна
1. доктор экономических наук,
член-корреспондент,
Академия военных наук,
Москва, Российская Федерация
2. кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник,
АО «Научно-испытательный центр «Интелэлектрон»,
Москва, Российская Федерация
3. доктор экономических наук,
член-корреспондент,
Академия военных наук,
Москва, Российская Федерация
Аннотация: Особенности различных типов рынков оказывают влияние на объемы производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, создающих в условиях диверсификации продукцию гражданского назначения. Данная продукция, ввиду своего разнообразия, может реализовываться на рынках всех основных типов. Поэтому анализ влияния типа рынка на объемы производства создаваемой диверсификационной продукции является важной научной и практической задачей. Особенно возросла ее значимость в современных сложных условиях, порожденных экономическим кризисом в России. Отмеченные обстоятельства требуют оптимизации решения указанной задачи. С этой целью в статье представлен научно-методический инструментарий оценки влияния типов рынка на объемы производства диверсификационной продукции, создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Abstract: The peculiarities of various types of markets affect the production volumes of enterprises of the military-industrial complex, which, in the context of diversification, create civilian products. These products, due to their diversity, can be sold in all major types of markets. Therefore, the analysis of the influence of the type of market on the production volumes of the created diversification products is an important scientific and practical task. Its importance has especially increased in the current difficult conditions generated by the economic crisis in Russia. The noted circumstances require optimization of the solution of the specified problem. For this purpose, the article presents a scientific and methodological toolkit for assessing the impact of market types on the production volumes of diversified products created by enterprises of the military-industrial complex.
Ключевые слова: рынок, объемы производства, продукция, диверсификация, научно-методический инструментарий.

Keywords: market, production volumes, products, diversification, scientific and methodological tools.


Введение

Основными типами рынка, на котором может быть реализована диверсификационная продукция, являются: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия [1; 2]. При производстве диверсификационной продукции необходимо учитывать специфику данных рынков. Для определения типа рынка, на котором можно наиболее эффективно реализовать созданную (или планируемую к производству) продукцию, используется показатель демонополизации рынка – индекс Харфиндела-Хиршмана, характеризующий долю предприятия на рынке [3]. На рынке свободной конкуренции представлено обычно более 40 предприятий, монополистической конкуренции – от 8 до 40, олигополии – 2-8, а чистой монополии – только 1 предприятие. На рынке свободной конкуренции потоки товара равномерны и не зависят от отдельных предприятий; монополии – то же, но с частичным ограничением; олигополии – зависят от поведения каждого предприятия; на рынке чистой монополии отрасль монополизирована одним предприятием. Для оценки влияния различных типов рынков на объемы производства продукции в условиях диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) целесообразно использовать методы экономического анализа и экономико-математического моделирования [4; 5].

Результаты исследования

Анализ и обобщение результатов исследований различных авторов по рассматриваемой проблеме исследования позволили установить следующие основные закономерности, характеризующие влияние разных типов рынков на объемы производства диверсификационной продукции, создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

  1. Рынок свободной конкуренции.

В соответствии со спецификой данного типа рынка, доля каждого предприятия в общем объеме предложения на нем незначительна. Соответственно, отдельно взятое предприятие ОПК не в состоянии воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Предприятие не имеет возможности регулировать цену, а лишь вынуждено приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как данная величина, определяемая рынком [6]. Поскольку доля рынка для каждого конкретного предприятия мала, то ее изменение незначительно и не оказывает сильного влияния на его деятельность. В условиях свободной конкуренции коэффициент эластичности, равный отношению изменения объемов реализации к изменению цен, является постоянной величиной. В этом случае кривая спроса на диверсификационную продукцию отдельного предприятия ОПК в чисто конкурентной отрасли совершенно эластична. Для отрасли объем продаж может быть изменен только путем изменения цены на продукцию. Все предприятия, действуя независимо, но одновременно, оказывают влияние на общий объем предложения и, соответственно, на рыночную цену. В условиях, когда только одно предприятие из всей совокупности производителей данной продукции изменяет объем производства, то это, как правило, сильно не влияет на общий объем ее предложения и рыночную цену [7; 8].

Подробнее…

References

1. Шутько Л.Г., Муромцева А.К., Малюгин А.Н. Развитие конкуренции, монополизм и монополизация в пореформенной России: теоретические и практические аспекты // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 61-68.
2. Батьковский А.М., Батьковский М. А. Теоретические основы и инструментарий управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса. – М.: Тезаурус. - 2015. – 128 с.
.3. Борисов В.Н. Микроэкономика: В 5 т. / Общ. ред. Чеплянского Ю. В. – СПб.: Экономическая школа. - 2015. Т. 5 – С. 1168-1169.
4. Донцова О.И., Абдикеев Н.М., Толкачев С.А. Механизмы обеспечения научно-технических и научно-технологических конкурентных преимуществ промышленности России на примере оборонно-промышленного комплекса // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. –Т. 15. – № 5 . – С. 18-24.
5. Божко В.П., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Стяжкин А.Н. Modeling technological relations in the structure of production // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 1. – С. 36–39.
6. Пичугина Е.В. Теоретические основы конкуренции // Молодой ученый. – 2020. – № 6 (296). – С. 285-288.
7. Амосов А.И. О роли монополий, ценовой и неценовой конкуренции на разумном рынке // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 14-20.
8. Батьковский А.М., Семенова Е.Г., Трофимец В.Я., Трофимец Е.Н. Оценка рисков инвестиционных проектов на основе имитационного статистического моделирования // Вопросы радиоэлектроники. - 2015. - № 4. - С. 204-222.
9. Мешков А.Н. Проблемы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа и пути их решения // Военный академический журнал. – 2020. – № 2 (26). – С. 143-151.
10. Батьковский А.М., Трофимец В.Я., Трофимец Е.Н. Оценка финансово-экономического состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники, серия РЛТ. - 2014. - № 1. - С. 140-150.
11. Чеботарев С.С., Ельшин В.А. Теория теневых цен как методологическая база перспективной системы управления в ОПК // Микроэкономика. – 2020. – № 4. – С. 57-66.
12. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Инструментарий минимизации рисков при разработке высокотехнологичной продукции // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. - № 3. – С. 116-120.
13. Волкова А.Г., Тимохова Е.П. Характеристика монополистической конкуренции // Студенческий вестник. – 2020. – № 22-4 (120). – С. 89-90.
14. Фомина А.В., Стяжкин А.Н., Батьковский М.А. Инновационное развитие радиоэлектронной промышленности России // Вопросы радиоэлектроники. – 2015. – № 3 (3). – С. 243-258.
15. Дзобелова В.Б., Лебедева Н.Ю. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2020. – № 2. – С. 110-116.
16. Марьина А.В., Васильева А.С. Особенности олигополистического рынка Российской Федерации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 6. – С. 383-387.
17. Доброскок О.В., Должиков Д.С., Матюнин В.В. Инструменты повышения конкурентоспособности предприятий ОПК на внешних рынках // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2020. – № S6. – С. 3-6.
18. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика. - 2011. - 512 с.