High-quality and reliable statistical accounting in a medical organization

UDC 614.2
Publication date: 02.05.2022
International Journal of Professional Science №5-2022

High-quality and reliable statistical accounting in a medical organization

Markosyan Zaruhi Samvelovna
Kozhevnikov Vitaly Vladimirovich
Chernykh Ekaterina Alekseevna
Shchetinina Nadezhda Alexandrovna
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko


Маркосян Заруи Самвеловна
Кожевников Виталий Владимирович
Черных Екатерина Алексеевна
Щетинина Надежда Александровна


Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Аннотация: Согласно статье 34 Федерального закона №323-ФЗ «высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоёмких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологии, роботизированной техники, информационных технологии и методов генной инженерии, разработанных на основе достижении медицинской науки и смежных отраслей науки и техники» [1, с. 129]. Статистический учет и анализ в любой сфере деятельности является основой для принятия различных видов управленческих решений. Осуществляемый в системе здравоохранения постоянный мониторинг и контроль основных показателей состояния здоровья населения позволяет получать всестороннюю информацию в сфере охраны здоровья граждан, эффективно и экономически обоснованно влиять на динамику демографических процессов, развивать систему здравоохранения.

Abstract: According to Article 34 of Federal Law No. 323-FZ, “high-tech medical care, which is part of specialized medical care, includes the use of new complex and (or) unique methods of treatment, as well as resource-intensive methods of treatment with scientifically proven effectiveness, including cellular technologies, robotic technology, information technology and genetic engineering methods developed on the basis of the achievements of medical science and related branches of science and technology” [1, p. 129]. Statistical accounting and analysis in any field of activity is the basis for making various types of management decisions. The ongoing monitoring and control of the main indicators of the health status of the population carried out in the healthcare system makes it possible to obtain comprehensive information in the field of protecting the health of citizens, effectively and economically justify influencing the dynamics of demographic processes, and developing the healthcare system.
Ключевые слова: статистика, медицинская организация, талоны, управление, Российская Федерация.

Keywords: statistics, medical organization, coupons, management, Russian Federation.


Все это направлено в конечном итоге на исполнение главной цели – сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Достоверный статистический анализ напрямую зависит от качества сбора первичных статистических данных в медицинских организациях: их достоверности, актуальности, информативности, полноты.

Для организации унифицированного медицинского статистического учета существуют единые для всех медицинских организаций учетные формы: «Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении» (форма № 007/ у-02),

 «Статистическая карта выбывшего из стационара» (форма № 066/у-02), «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (форма № 025-1/у.) Все эти формы были разработаны много лет назад и предназначены для формирования ежегодной государственной статистической отчетности по утвержденным единым формам Росстата.

Однако появление в последние годы дополнительных отчетов (мониторингов) с периодичностью предоставления один раз в месяц говорит о том, что годовые формы не содержат оперативную информацию, нужную в данный момент, громоздки, что затрудняет возможность в наш стремительный век принимать гибкие управленческие решения в сфере здравоохранения.

И если ранее одного статистика в медицинской организации, как правило, хватало, чтобы обработать в течение года статистические карты и сдать годовой отчет, ныне для сбора оперативной информации требуются дополнительные ресурсы.

Медицинские организации в основной своей массе идут в ногу со временем, используют различные информационные системы для ведения историй болезни, статистических учетных форм и формирования статистической отчетности. Только получается, что основой для новых отчетов служат те же установленные вышеперечисленные учетные формы с тем же стандартным набором информации.

От чего же может зависеть достоверность первичного статистического учета? Как ни странно, в наше время нанотехнологий – от ручного ввода данных в информационные системы [1, с. 130]. Чтобы получить из системы даже самый простой отчет, надо внести в систему исходную информацию. Вводят ее сотрудники приемного отделения, лечащие врачи, медицинские сестры, сотрудники отделов медицинской статистики, методических отделов и других структур при отсутствии статистиков.

На каждом этапе неизбежны ошибки, технические погрешности. Несмотря на это, все информационные системы «умеют» делать годовые отчеты. Если есть, статистик. Квалифицированный, обученный, ответственный специалист. Вот и получается, что достоверный сбор и первичный анализ статистических показателей зависит от конкретного специалиста в конкретной медицинской организации [2, с. 7]. Достигнуть качественного уровня первичного статистического учета возможно при внедрении и выполнении таких задач, как разработка единого стандарта подготовки врачей-статистиков и медицинских статистиков с четким пониманием их функциональных обязанностей, стандартизация всех процессов сбора и обработки информации в медицинских организациях, создание единой методологии формирования статистических отчетов, актуализация отчетных форм, единый цифровой контур для всех медицинских организаций, минимизация ручного ввода информации, контроль на всех этапах сбора и предоставления статистической информации [3].

Чтобы специалист на рабочем месте один на один с очередной «быстрой» задачей не думал, откуда брать сведения, как проверить их полноту и адекватность, при этом сдать отчет вовремя и найти время подумать об ответственности за предоставление недостоверных данных. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов – весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов [4, с. 52].

References

1. Эффективность высокотехнологичной медицинской помощи в зависимости от источника финансирования на примере оказания медицинской помощи больным с злокачественными новообразованиями кожи в Воронежской области Маркосян З.С., Старцева С.В., Кожевников В.В. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права и информационных технологий: теория и практика. сатериалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова». Воронеж, 2021. С. 129-132.
2. 1. Богдан И.В., Гурылина М.В. Лояльность сотрудников медицинских организаций как фактор качества медицинской помощи // Здоровье и здравоохранение в России. Сборник статей научной конференции с международным участием, Москва,15 октября 2018 года. М., 2018. С. 6-11.
3. 1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
4. Цифровизация медицины на современном этапе Щетинина Н.А., Маркосян З.С., Черных Е.А. В сборнике: Консолидация интеллектуальных ресурсов как фактор развития современных исследований. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 50-53.