Communicative approach to teaching english in a technical university

UDC 37
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

Communicative approach to teaching english in a technical university

Коммуникативный подход в обучении английскому языку в техническом вузе

Anokhina Svetlana Zagirovna,
Karimov Kamil Radikovich,

1. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Ufa State Petroleum Technical University
2. Master's student of the Department of OTSK, Ufa State Petroleum Technical University


Анохина Светлана Загировна,
Каримов Камиль Радикович,
1. кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков УГНТУ
2. магистрант кафедры ОТСК УГНТУ
Аннотация: На сегодняшний день в рамках глобализации адаптации мировой системы образования существует необходимость обучения в области иностранных языков (английского языка) в вузах технического профиля в том числе. Научная работа посвящена исследованию навыков коммуникации как результативной методики в обучении иностранным языкам (английскому) для обучающихся технических направлений. Автор научной работы анализирует важные принципы коммуникативного подхода, а также преимущества данного принципа и использование в процессе обучения. Цель научной работы – исследование компетентностного подхода в процессе изучения иностранных языков (английского) обучающихся вузов технической направленности, в том числе определение данного подхода и современных методов использования в процессе обучения, с целью повышения коммуникативных навыков, а также для подготовки к будущей профессии.

Abstract: Today, within the framework of the globalization of the adaptation of the world education system, there is a need for training in the field of foreign languages (English) in technical universities, among other things. The scientific work is devoted to the study of communication skills as an effective methodology in teaching foreign languages (English) for students in technical fields. The author of the scientific work analyzes the important principles of the communicative approach, as well as the advantages of this principle and its use in the learning process. The purpose of the scientific work is to study the competence-based approach in the process of learning foreign languages (English) for students in technical universities, including the definition of this approach and modern methods of use in the learning process, in order to improve communication skills, as well as to prepare for a future profession.
Ключевые слова: образовательный процесс, иностранный язык, английский язык, коммуникативные навыки, современные методы и подходы, адаптация, профессиональная лексика.

Keywords: educational process, foreign language, English, communication skills, modern methods and approaches, adaptation, professional vocabulary.


Введение

На современном этапе иностранный язык (английский) является международным языком общения не только в учебной среде, но и профессиональной.

Кроме того, для обучающихся вузов технической направленности владение иностранным языком (английским) предоставляет новые перспективы по проведению международных исследований, также доступ к научно- исследовательским работам и публикациям, а также взаимодействие обучающихся из-за рубежа, в том числе и коллегами (технических специальностей).

Материалами исследования являются научные публикации по теме коммуникативного подхода, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент (рассматривается на примере английского языка в техническом вузе).

 Методы данного исследования включают в себя подробный анализ тематических планов и учебных программ, которые используются в техническом вузе с ориентиром на применение данного подхода в процессе преподавания иностранного (английского). В научной работе проведён мониторинг за практическими занятиями для того, чтобы определить современные методы и инновационные техники, которые применяются преподавательским составом для повышения уровня коммуникации среди обучающихся.

Кроме того, проведено подробно изучение дидактических материалов, а также заданий для практических занятий (принцип соответствия). Также проведённое научное исследование рассматривает эффективные практики высших учебных заведений, которые используют коммуникативный подход в процессе обучения иностранным языкам.

На данном этапе коммуникативный подход обращает внимание не только на формирование коммуникативных навыков, но и является особо значимым в рамках изучения иностранного языка (английского). Коммуникативное взаимодействие осуществляется посредством определённых принципов, а именно: процесс обучения основывается на ситуациях реального общения и бытовых ситуациях, которые, как правило используются в профессиональной деятельности.

Во время учебного процесса обучающиеся участвуют в различных обсуждениях, а также ролевых моделированиях и научно-исследовательских проектах, выполняя важную роль в процессе коммуникации. Акт речевой коммуникации состоит из четырёх видов речевой деятельности: аудированиея, говорения, чтения и письма.

Представляется необходимым изучать не только лексические единицы, но и грамматические структуры и клише английского языка, используя их в процессе коммуникации, выражая определённые смыслы и собственные идеи.

«Коммуникативное обучение языку (CLT), которое представляет собой подход к обучению второму и иностранному языкам, делает упор на взаимодействие как на средство, так и на конечную цель изучения языка. Его также называют «коммуникативным подходом». Исторически CLT рассматривался как ответ на аудиолингвальный метод (ALM) и как расширение или развитие понятийно-функциональной программы. Изучение языка на основе задач, являющееся более поздним усовершенствованием CLT, приобрело значительную популярность» [2, с. 1].

Обучающиеся применяют иностранный язык (английский) в ситуациях реального общения, повышая в процессе не только уверенность в себе, но и мотивацию к дальнейшему изучению. Различные методы и современные формы обучения способствуют более эффективному изучению иностранного языка (английского), делая данный процесс интерактивным, повышая интерес к английскому языку в целом [9].

Кроме того, коммуникативный подход также способствует и развитию важных навыков для достижения карьерного успеха на международной арене. Использование коммуникативного подхода в процессе обучения [4].

Применение ролевого моделирования предоставляет возможности обучающимся не только практиковать английский язык в реальных условиях (на практике). Как например, ситуативные диалоги, как например, поездка в деловую командировку, которые способствуют развитию навыков коммуникации [1].

Студенты сопоставляют ситуативные диалоги, далее воспроизводят ситуативные диалоги, сопоставляя две части представленного задания (на определенную тему).

Рассмотрим пример задания № 1.

«Speaker A: You are travelling on business in the UK. When you finish there, you are going straight to another country for a special sales conference. You expected to receive information about this trip from your office, but the hotel’s Internet connection doesn’t work, and you don’t have access to your email account. Ring your office to get the necessary information. Ask the questions in 3. Make a note of all the information» [3, с. 49].

«Speaker B: You were just about to send this email to a colleague, when they ring you. Answer their questions. To: From: Subject: Annual sales meeting You’re on flight BA 44362 at 1955 on the 21st December from London Heathrow terminal 2. You’ll be met by a taxi which will take you to the factory to meet Mr Fuentes. It’s about 40 kilometres from the airport. You’ve got one hour with Mr Fuentes. Then you leave to get to the hotel for the meeting. You’ll need to go across country. Avis have either a Range Rover 3.6 or Jeep Grand Cherokee, whichever you prefer. An armed guide will accompany you. Don’t forget that you’ll need to carry your passport and international driving licence at all times. The hotel is The Lodge. It’s in the middle of the forest, twenty miles from the nearest town, and has 5 stars. All rooms (including the meeting room) have been booked for the whole week» [3, с. 490].

 Обучающиеся на занятиях работают в мини группах, что на данном этапе способствует не только формированию групповых навыков, но и умению достигать общих целей.

Кроме того, работая в минигруппах обучающиеся создают научные проекты на иностранном (английском), что предоставляет возможности использовать английский язык в рамках собственной специальности (профессиональное общение) [8].

«Коммуникативная компетентность включает в себя следующие аспекты языковых знаний:

 − умение использовать язык для различных целей и функций;

− знание того, как варьировать использование языка в зависимости от обстановки и участников;

− умение создавать и понимать различные типы текстов;

− умение поддерживать общение, несмотря на ограничения в знании языка. Итак, коммуникативное обучение языкам -это подход к обучению иностранным языкам, который делает упор на взаимодействие как на средство, так и на конечную цель изучения языка» [2, с. 2].

Следует подчеркнуть, что применение инновационных технологий, а также адаптация в процессе обучения предоставляет актуальные возможности не только для изучения языка, но и для общения. Например, учебные курсы в режиме онлайн, а также участие в вебинарах и занятия на платформах в интерактивном режиме, являются особенно важными для удалённого обучения на современном этапе [5].

Рассмотрим эффективные примеры

Example A. Presentation. Обучающиеся разрабатывают собственные презентации на выбранную тематику, которая отражает их профессиональную деятельность в будущем, применяя профессиональную лексику на английском языке (аргументации) [10].

Example B. Discussion. Проведение дискуссии на различные темы в сфере применения инновационных технологий, а также науки, которые способствуют развитию аналитического мышления, в том числе и навыки убедительного общения на иностранном языке [7].

«Этому способствует использование приемов, активизирующих речевую деятельность, таких как разыгрывание диалогов, деловые игры, обсуждение «cases», создание в учебном процессе ситуаций, когда студент оказывается в обстоятельствах, предлагающих ему самому действовать тем или иным способом (например, составить резюме для приема на работу и написать письмосопровождение)» [3, с. 487].

Example C. Аутентичный материал. Процесс обучения с применением научных статей по технической тематике, а также видеороликов на иностранном языке способствует более глубокому пониманию обучающимся.

Example D. Курсы онлайн и обучающие платформы с применением современных технологий для взаимодействия с носителями иностранного языка (английского), а также с обучающимися коллегами посредством режима онлайн с целью языковой практики [6].

Вывод

Рассматриваемый в научной работе подход в первую очередь способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся в профессиональной сфере. Применение на практических занятиях ролевого моделирования, а также выполнения научных проектов (коллективно), проведение презентаций с представлением собственных исследований помогает не только формировать языковое пространство, в котором обучающиеся используют английский язык в ситуациях реального общения.

Данный подход как улучшает владение иностранным языком (английским), так и развивает аналитическое мышление. Адаптация аутентичных материалов и инновационных технологий делает процесс обучения увлекательным. Обучающиеся в процессе применения коммуникативного подхода по завершении обучения способны успешно осуществлять акт речевой коммуникации в профессиональной деятельности на иностранном языке.

Заключение

Таким образом, коммуникативный подход является на сегодняшний день результативной методикой для изучения иностранного языка (английского) в вузах технической направленности, которые способствуют на данном этапе как развитию навыков коммуникации, так и эффективной подготовке обучающихся к работе в международном пространстве (изучая профессиональную лексику и речевые клише). Адаптация коммуникативного подхода в процесс обучения требует на данном этапе от преподавательского состава повышения квалификации на регулярной основе, а также непрерывного развития в условиях инноваций.

Дальнейшие исследования

Перспективы дальнейших исследований могут акцентировать внимание на анализе эффективности коммуникативного подхода в разных предметах, а также направлениях подготовки. Представляется важным исследовать влияние культурной специфики на восприятие и применение иностранного языка (английского) обучающимися. Кроме того, проведенин дополнительных исследований в области традиционных методов обучения, также коммуникативного подхода может способствовать определению как общего, так и специфического.

 Таким образом, представляется возможным изучить роль инновационных технологий, как например применение платформы режиме онлайн, а также приложений для мобильных устройств в процессе коммуникации. Исследование мнений обучающихся о используемых на сегодняшний день методах, способствуют актуализации образовательных программ, в том числе и влияют на уровень мотивации обучающихся.

References

1. Аракелян, Н. С. Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка / Н. С. Аракелян // Язык. Образование. Культура: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 10 октября 2019 года / Отв. за выпуск А.С. Усенко. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. – С. 17-24. – EDN DIUEJW.
2. Балбекова, Ф. Ш. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам / Ф. Ш. Балбекова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 2-2. – С. 17-20. – EDN CTALXD.
3. Катан, Л. М. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам: грамматика / Л. М. Катан // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: Материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 07 февраля 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 486-491. – EDN IRMMTP.
4. Копылова, Н. А. Использование коммуникативных технологий на практических занятиях по английскому языку в техническом вузе / Н. А. Копылова // Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 30 марта 2022 года / Под редакцией Е.С. Чернявской, Н.К. Костиной, И.Ю. Кремер. – Рязань: федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации, 2022. – С. 129-135. – EDN TOTJFM.
5. Крымская, О. Б. Современные методы преподавания английского языка в техническом вузе / О. Б. Крымская // Мир современной науки. – 2020. – № 1(59). – С. 51-55. – EDN HVHGEC.
6. Купершинская, Е. А. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку для формирования грамматических навыков студентов нелингвистического вуза / Е. А. Купершинская, Н. Л. Левина, И. Ю. Бакуля // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции, Москва, 11–12 декабря 2018 года / Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Ассоциация технических университетов России и Китая. – Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. – С. 243-246. – EDN ZCGYKP.
7. Овсянникова, О. Н. Коммуникативный подход в развитии дивергентного мышления у студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом университете / О. Н. Овсянникова // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Орёл, 28 марта 2019 года. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019. – С. 605-610. – EDN WLGLSO.
8. Ситосанова, О. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку / О. В. Ситосанова // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2021. – № 8. – С. 367-368. – EDN GOGERU.
9. Тулупченко, Ю. Р. Коммуникативный метод как основа подготовки студента к свободной речи на английском языке / Ю. Р. Тулупченко // Modern Science. – 2020. – № 12-5. – С. 204-206. – EDN TYCZEE.
10. Фурер, О. В. Коммуникативный метод изучения иностранных языков как драйвер развития системы общего образования / О. В. Фурер, Л. П. Пеннер // Драйверы развития общего и профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Павлово, 16 декабря 2021 года. Том 2. – Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2021. – С. 255-259. – EDN DNYYJJ.