Abstract: This article allows you to talk about the features of deontological education in every medical specialty, namely in dentistry. Deontology- doctrine of the duty of moral education, education of a sense of duty, mercy, and kindness
Keywords: Deontology, dentistry, dentist, student, education
Формирование духовности будущих врачей в стенах вуза неразрывно связано с деонтологией — учением о должном, долге, являющимся отражением этических концепций, но носящим более конкретный, прикладной характер. И именно это позволяет говорить об особенностях деонтологического воспитания в каждой врачебной специальности [1].
В стоматологии, пожалуй, как ни в одной из медицинских отраслей, мы сталкиваемся с органическим единством нравственного, должного, эстетического. Когда то Ф.М. Достоевский сказал, что «потребность красоты и творчества, воплощающего ее — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Это высказывание великого писателя с полным правом можно отнести как к врачу, так и его пациенту. Но как добиться соединения этих двух начал в практической деятельности врача-стоматолога в условиях резкого социального расслоения, коммерциализации всех сторон жизни россиян. На 2001 год в России из 144 млн. человек почти 30 млн. являются пенсионерами, 50 млн. — живут ниже черты прожиточного минимума, за этими цифрами стоит важнейшая и острейшая проблема доступности и качества медицинской помощи [3].
Именно в таких условиях и вырастает роль деонтологического, нравственного воспитания, воспитания чувства долга, милосердия добросердечия. Недаром Женевская декларация (1948 г.), в основу которой положена «клятва Гиппократа», провозглашает нравственно деонтологический принцип — «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга…».
Преподаватели кафедр уже с младших курсов знакомят студентов с трудностями врачей-стоматологов, это могут быть неудачи в работе и огорчения, которые необходимо научиться преодолевать, находить правильный выход из сложных, порой и конфликтных ситуаций [2]. С определенными трудностями студенты сталкиваются на приеме пациентов, где от стиля, манеры взаимоотношений врача и пациента, от правильности постановки диагноза, использование материалов, выбора конструкции протезов и дальнейшей работы на различных этапах изготовления протезов зависит исход лечения. Именно на приеме больных студенты реально познают нормы поведения врача. Распространенное представление о том, что для лечения людей достаточно обладать необходимыми знаниями и мануальными навыками ошибочно и недостаточно, так как врачу-стоматологу необходимо ярко выраженный элемент творчества, фундаментом которого является культура во всем ее многообразии [4].
С культурой приема больных студенты особенно сталкиваются в период прохождения производственной практики, где они практически используют свои знания в области деонтологии, проверяют себя, владеют ли они этими знаниями в достаточной степени, чувствуют ли они красоту в итогах своей работы [5].
По окончании вуза выпускники произносят клятву врача России , которую не дают представители других мирных специальностей. Как ни в одной профессии, во врачебной смыкаются общечеловеческие, гражданские и профессиональные нравственные начала.
От личности врача, от того, каков он — и от его ума, сердца, энергии, во многом зависит здоровье нации.
References
1.Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М. : Либерея- Бибинформ, 2012. - 96 с.2.Орлова, Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентный подход / Е.В. Орлова. - М. : Форум, 2012. - 288 с.
3.Силуянова, И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие / И.В. Силуянова. - М. : Московское Подворье Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 320 с.
4.Этические проблемы современной медицины : сборник документов / сост. Л.П. Козыревская ; под ред. А.С. Арапова, А.В. Грехова. – Н. Новгород : НГМА, 2005. - 170 с.
5. Духовно-нравственное воспитание студентов в медицинском университете /Лаврова Н.Н., Плотникова И.Е., Филозоп А.А.// Казанская наука.- 2016. № 5. С. 98-100.