Analysis of the organization activities in the field of general education at the municipal level

UDC 332.1
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Analysis of the organization activities in the field of general education at the municipal level

Анализ организации деятельности в сфере общего образования на муниципальном уровне

Lukashenok Tatiana Rudolfovna


Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Regional, Municipal Economics and Governance Department,
Ural State University of Economics


Лукашенок Татьяна Рудольфовна

к.э.н., доцент, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральский государственный экономический университет
Аннотация: Целью исследования является анализ организации системы общего образования на муниципальном уровне. Используются методы динамического анализа статистических данных, индукции и дедукции, систематизации и обобщения. В статье приводятся нормативно-правовые акты, выступающие основой для осуществления органами местного самоуправления компетенций в сфере общего образования. В качестве объекта анализа выбрано муниципальное образования «городской округ Верхняя Пышма». Проведен динамический анализ показателей организации деятельности в системе общего образования на территории городского округа: обеспеченность образовательными учреждениями, количество обучающихся, количество, средний возраст и средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений, показатели участия в олимпиадах обучающихся. В результате исследования автором сформулирована проблема: неэффективность организации образовательного процесса, что подтверждается статистикой по двухсменности обучения в школах. С целью решения проблемы предложены организационные мероприятия, основанные на мониторинге эффективности использования помещений в школах.

Abstract: The purpose of the study is to analyze the organization of the general education system at the municipal level. Methods of dynamic analysis of statistical data, induction and deduction, systematization and generalization are used. The article provides normative legal acts that serve as the basis for the implementation by local governments of competencies in the field of general education. The municipal formation "Verkhnyaya Pyshma urban district" was chosen as the object of analysis. A dynamic analysis of the indicators of the organization of activities in the general education system in the territory of the city district was carried out: the provision of educational institutions, the number of students, the number, average age and average salary of employees of educational institutions, indicators of participation in Olympiads of students. As a result of the research, the author formulated a problem: the inefficiency of the organization of the educational process, which is confirmed by statistics on two-shift schooling. In order to solve the problem, organizational measures based on monitoring the effectiveness of the use of premises in schools are proposed.
Ключевые слова: общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, городской округ, совершенствование.

Keywords: general education, municipal level, municipal education, urban district, improvement.


Введение.

В настоящее время в связи с глубокими системными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, усиливается интерес к вопросам образования, в частности к изучению направлений развития и реализации политики в сфере общего образования как одного из системных компонентов общества. В связи с этим усиливается внимание ученых к анализу образовательной политики РФ в целом и политике общего образования в частности [1].

Муниципальная власть находится наиболее близко к своему населению, поэтому на нее возложен комплекс полномочий в образовательной сфере, закрепленный федеральными законами №131 от 06.10.2003, № 273-ФЗ от 29.12.2012 [2; 3].

На муниципальном уровне органы власти осуществляют оперативное управление сферой общего образования, а также участвуют в реализации образовательной политики в качестве исполнителя мероприятий национального проекта [4; 5; 6; 7].

Методы и методики.

В качестве теоретической и методологической базы исследования были использованы труды ученых, а также нормативные правовые акты в сфере образования.

Автором были применены методы анализа научной литературы, наблюдения, описания, организационного анализа.

Информационной базой исследования послужили статистические данные, опубликованные на официальных сайтах органов муниципальной власти.

 

Результаты исследования.

Рассмотрим организацию деятельности в сфере общего образования на примере муниципального образования «городской округ Верхняя Пышма» (далее – ГО Верхняя Пышма), расположенного в Свердловской области и именуемого Медной столицей Урала. ГО Верхняя Пышма включает 24 населенных пункта с общей площадью 105,2 тыс. га. и населением 88,2 тыс. человек (по состоянию на 01.01.2023) [8].

За последние несколько лет население ГО Верхняя Пышма стабильно растет (таблица 1), что обуславливается социально-экономическим развитием муниципального образования.

Таблица 1

Динамика численности населения ГО Верхняя Пышма, тыс. чел.[1]

Наименование 2018 2019 2020 2021 2022
Численность населения в ГО Верхняя Пышма 78,5 79,9 80,35 80,8 84,1

Реализацией мероприятий государственной политики в сфере общего образования на территории ГО Верхняя Пышма занимается отраслевой орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями, — Управление образования.

Управление образования в свою очередь имеет подведомственные организации — муниципальные учреждения, которые образуют инфраструктуру системы образования городского округа. Управление образования является учредителем дошкольных, школьных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В таблице 2 приведены показатели, характеризующие обеспеченность населения ГО Верхняя Пышма образовательными учреждениями.

Таблица 2

Показатели, характеризующие обеспеченность населения ГО Верхняя Пышма образовательными учреждениями[2]

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022
Количество детей, по­сещающих общеобра­зовательные учре­жде­ния, чел. 6592 6621 6664 6452 6331
Обеспеченность насе­ления общеобразова­тельными учрежде­ниями (доступность общего (среднего) об­разования) 95,6 97,4 98,8 98,0 98,9

В период 2018-2022 гг. в ГО Верхняя Пышма общее
образование предоставлялось на базе 12 школ. Общее количество контингента, посещающего общеобразовательные учреждения, в период с 2020 по 2022 годы сокращалось, это свя­зано со снижением рождаемости и миграцией населения за пределы ГО Верхняя Пышма.

Значения показателя доступность общего образования в
анали­зируемом периоде максимально приближены к 100%. При этом, в некото­рых общеобразовательных учреждениях ГО Верхняя Пышма действует двухсменный режим обучения (таблица 3).

Таблица 3

Показатели двухсменного обучения в общеобразовательных шко­лах ГО Верхняя Пышма за 2018 – 2022 гг[3]

Год Ед. измерения Количество детей, обучающихся в муниципальных обще­образователь­ных организациях
всего, из них: в 1-ую смену во 2-ую смену
2018 человек 6592 6190 402
% 100,0 93,9 6,1
2019 человек 6621 6224 397
% 100,0 94,0 6,0
2020 человек 6664 6253 411
% 100,0 92,8 7,2
2021 человек 6452 6055 397
% 100,0 91,5 8,5
2022 человек 6331 5958 373
% 100,0 90,1 8,9

Важной составляющей обеспечения качественного образования является кадровое обеспечение учреждений [9; 10; 11; 12]. Численность работников общеобразовательных учреждений в ОГ Верхняя Пышма в период с 2020 по 2022 годы снижается (рисунок 1).

Рисунок 1. Общее количество работников общеобразовательных учреждений ГО Верхняя Пышма за 2018-2022 гг., чел.[4]

Среднегодовая численность работников системы образования за 2022 год составила 1851 чел. (101,5% по отношению к 2018 г.), в том числе педагогических работников 729 чел. (101% по отношению к 2018 г.). Коэффициент совместительства должностей составил 1,23.

Средний возраст педагогов общеобразовательных учреждений ГО Верхняя Пышма составляет 35 лет и старше (64%), также имеются работники от 25-35 лет (25%), минимальную долю составляют педагоги в возрасте до 25 лет – 11% (рисунок 2).

Рисунок 2. Доля педагогов общеобразовательных учреждений разных возрастных групп в ГО Верхняя Пышма, %[5]

Средняя заработная плата работника образовательной сферы в ГО Верхняя Пышма в 2022 году на одну ставку составляла 42 619 руб., на одно физическое лицо – 49 914 руб. За последние 5 лет наблюдается тенденция к росту данного показателя (рисунок 3).

Рисунок 3. Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений ГО Верхняя Пышма за 2018-2022 гг., руб.[6]

Бюджетные ассигнования по учреждениям образования за 2020 год утверждены в сумме 2583213,0 тыс. рублей, кассовые расходы составили 2504845,0 тыс. рублей или 97% в сравнении с прошлым годом.   Доля внебюджетных средств составляет 2,2% от общего бюджетного финансирования (43197,9 тыс. руб.) [8].

Сегодня муниципальная система образования в ГО Верхняя Пышма обеспечивает условия получения качественного образования [13; 14; 15].

Из таблицы 4 усматривается, что все большее число учеников
общеобра­зовательных школ принимает участие в олимпиадах муниципального и регио­нального уровня, а также различных конкурсах.

Таблица 4

Показатели участия обучающихся в общеобразовательных школах ГО Верхняя Пышма в олимпиадах и конкурсах[7]

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022
Количество участников олимпиад, человек в т.ч.

− муниципальный этап

− региональный этап

 

82

57

25

 

83

60

23

 

62

52

10

 

89

61

28

 

94

64

30

Количество участников
кон­курсов различной направлен­ности, человек

в т.ч.

− муниципальный этап

− региональный этап

 

 

53

 

40

13

 

 

51

 

39

12

 

 

49

 

34

15

 

 

59

 

42

17

 

 

68

 

47

21

Итого135134111148162

 

Заключение.

Несмотря на положительные тенденции развития сферы общего образования в ГО Верхняя Пышма (высокая доля доступности общего образования, рост средней заработной платы педагогов, увеличение числа участников олимпиад и т.д.), имеются и проблемы. Процесс развития материальной базы образовательных учреждений городского округа осуществляется неэффективно, так, например, образовательный процесс в школах организован в несколько смен.

С целью повышения результативности использования материальной базы образовательных учреждениях ГО Верхняя Пышма предлагается организовать мониторинг эффективности использования помещений школ.

Руко­водителям общеобразовательных учреждений должно быть поручено:

а) провести детальную ревизию имеющихся школьных площадей и оценку их использования под учебные кабинеты;

б) осуществить оптимизацию загруженности школ (эффективное
использо­вание имеющихся помещений, использование помещений образовательных ор­ганизаций разных типов);

в) подготовить предложения по организации об­разовательного процесса в общеобразовательных учреждениях в одну смену.

Оценка эффективности позволит общеобразо­вательным учреждениям выявить:

– учебные кабинеты, выведенные из образовательного процесса и
исполь­зуемые для других целей (например, хранение спортивного инвентаря, архивов);

– учебные кабинеты, перепрофилированные под малые спортивные залы, тренажёрные залы, медицинские кабинеты, кабинеты хореографии, лаборант­ские, учительские, библиотеки и прочее.

Управление образования на основе проведенного анализа эффективности использования площадей общеобразовательных учреждений и представленных предложений от руководителей школ должно разрабо­тать соответствующий комплекс мер по каждой школе.

Данные мероприятия позволят ежегодно сокращать количество
обучаю­щихся во вторую смену на 20-25 человек в одной общеобразовательной школе.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в ГО Верхняя Пышма создаются необходимые условия для развития системы общего образования. Существующие проблемы автор предлагает решать посредством совершенствования организационных мероприятий.

[1] Составлено автором по: [8].

[2] Составлено автором по: [8].

[3] Составлено автором по: [8].

[4] Составлено автором по: [8].

[5] Составлено автором по: [8].

[6] Составлено автором по: [8].

[7] Составлено автором по: [8].

References

1. Арутюнова А. Е., Смирнова Е. В., Тернавщенко К. О. Характеристика организации системы общего образования в Российской Федерации //Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – №. 45 (1). – С. 378-383.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 03.12.2023)
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 03.12.2023)
4. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 03.12.2023)
5. Умеренкова А. В. Совершенствование управления в сфере общего образования на муниципальном уровне // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2020. – С. 229-232.
6. Филина А. Ю. Организация управления образованием на муниципальном уровне в условиях кризиса // Сборник научных статей. – 2023. – С. 198.
7. Ball S. J. The education debate. – Policy Press, 2021.
8. Официальный сайт Городского округа Верхняя Пышма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://movp.ru/ (дата обращения: 03.12.2023)
9. Ефимова, Е. Г. Региональные особенности формирования профессиональной культуры будущих специалистов / Е. Г. Ефимова, Т. Р. Лукашенок, Е. И. Охрименко // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2020. – № 4(64). – С. 20. – EDN CHXUOK.
10. Григорьева Е. Г., Новопашина Л. А., Кузина Д. В. Оценка влияния региональных факторов социально-экономического развития на структуру кадров системы общего образования //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – №. 2 (66). – С. 11.
11. Кузнецова М. И. Дефицит кадров как одна из ключевых проблем организации общего образования в Алтайском крае // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. – 2022. – С. 483-485.
12. Beare H., Slaughter R. Education for the twenty-first century. – Routledge, 2021.
13. Белова С. Н. Институциональные механизмы управления качеством образования // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. – 2021. – С. 23-27.
14. Rahmonova S. A. Modern Teaching Methods and Ways Towardquality in Education // Interdisciplinary Conference of Young Scholars in Social Sciences (USA). – 2021. – С. 26-28.
15. Gandhi M. K. Towards new education. – Prabhat Prakashan, 2021.