Application of the electronic library system (ELS) in the process of training students of secondary vocational education on the example of GBPOU «MPK»

UDC 37
Publication date: 18.01.2025
International Journal of Professional Science №1(1)-25

Application of the electronic library system (ELS) in the process of training students of secondary vocational education on the example of GBPOU «MPK»

Применение электронно-библиотечной системы (ЭБС) в процессе подготовки студентов СПО на примере ГБПОУ «МПК»

Michaelis Natalia Aleksandrovna,

Head of the Library, GBPOU "MPK"


Михаэлис Наталья Александровна,

Заведующий библиотекой, ГБПОУ «МПК».
Аннотация: Стремительный процесс информатизации и цифровизации в библиотечном деле вывел деятельность библиотек на более высокий уровень, открыл качественно новые возможности. В статье рассматривается применение электронно-библиотечных систем (ЭБС) в процессе комплектование библиотечного фонда. Обозначен ряд преимуществ при использовании информационно-электронных технологий в процессе книгообеспеченности участников образовательного процесса. Рассмотрение электронных библиотечных систем и порталов как с оплачиваемым доступом, так и со свободным.

Abstract: The rapid process of informatization and digitalization in librarianship has brought library activities to a higher level and opened up qualitatively new opportunities. The article discusses the use of electronic library systems (EBS) in the process of completing the library collection. A number of advantages are indicated when using information and electronic technologies in the process of book provision for participants in the educational process. Consideration of electronic library systems and portals with both paid and free access.
Ключевые слова: электронная библиотечная система, комплектование, библиотечный фонд, информационно-электронные технологии.

Keywords: electronic library system, acquisition, library fund, information and electronic technologies.


В федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 в статье 68 указано, что среднее профессиональное образование решает задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития личности. Его цель — подготовить квалифицированных специалистов или служащих и работников среднего звена по базовым направлениям общественно значимой деятельности и удовлетворить потребности человека в углублении знаний. [1, с. 123]

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). [1, с. 32]

Магнитогорский педагогический колледж разработал комплекс организационно-педагогических условий образовательного процесса для формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа в соответствии с федеральным законом и современными социально-экономическими условиями, запросам организаций, предприятий города и региона. Создана специализированная материально-техническая база; создано учебно-методическое обеспечение; организовано необходимое сетевое взаимодействие. [2, c. 80],

Библиотека учреждения является частью единой информационно-образовательной системы колледжа. Основные задачи этого подразделения:

  • полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, преподавателей, сотрудников и других категорий читателей, в том числе лиц ОВЗ;
  • формирование фонда в соответствии с профилем учебной и научной деятельности колледжа и информационных потребностей читателей;
  • организация и ведение справочно-библиографического аппарата и базы данных фонда библиотеки-медиатеки (в традиционном и электронном вариантах);
  • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий за счет деятельности электронной библиотечной системы (ЭБС);
  • содействие воспитанию и формированию у обучающихся гуманистической системы ценностей, социально-необходимых знаний и навыков, гражданской позиции, профессиональных интересов, пропаганда культурного наследия;
  • формировании культурных и личностных компетенций, развитие творческого потенциала обучающихся и педагогических работников;
  • поддержка методической и научно-исследовательской деятельности учреждения;
  • формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Библиотека является действующим инструментом образовательного процесса колледжа, который требует постоянного и систематического пополнения фонда литературы. В соответствии с требованиями современного времени, реализацией задач образовательной деятельности комплектование фонда одна из первоочередных задач. Формирование осуществляется в соответствии с образовательными программами колледжа. Комплектование происходит по отраслевому составу: учебной, справочной, научно-популярной, художественной литературой, периодикой для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодикой для педагогических работников.

Развитие и внедрение информационных технологий, стремительный процесс информатизации и цифровизации в библиотечном деле вывел деятельность библиотек на более высокий уровень, открыл качественно новые возможности.  В библиотечной деятельности информационные технологии используются в самых различных сферах: разработка стратегии библиотеки, комплектование фондов, библиографическое информирование, обслуживание читателей, создание книжных выставок, реклама библиотечной деятельности и др. [3, c. 81]

В современном мире печатное издание далеко не единственный источник информации. Новая, информационная среда, дает возможность использования различных видов цифровых технологий в образовании — всемирная система глобального информационного пространства, образовательные платформы, мультимедийные ресурсы, являются содержанием современной образовательной организации.

Во все аспекты образовательной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа интегрированы информационные и коммуникационные технологии, что способствует повышению качества образования и становлению профессионализму молодых специалистов. [4, с. 78]  В формировании и комплектовании библиотечного фонда используются электронные библиотечные системы, электронные базы данных. Их важнейшие преимущества — мобильность, высокая скорость коммуникации с информационным пространством, они отвечают современным образовательным требованиям.

Электронно-библиотечная система (ЭБС) — это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами России элемент библиотечно-информационного обеспечения обучающихся, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, соответствующую содержательным и количественным характеристикам. [5, c. 201]

С организационной точки зрения электронные библиотечные системы можно разделить на внутренние и внешние в зависимости от источника и принципа их формирования.

Внутренняя электронная библиотечная система разрабатывается библиотекой учреждения самостоятельно. В колледже в деятельности библиотеки используется автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС для перехода с традиционных библиотечных технологий на автоматизированные. Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) – это системы планирования ресурсов библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи участникам образовательного процесса. Основной деятельностью этой системы в колледже является учёт и систематизация фондов (работа с каталогами, в которых накапливается информация о фондах библиотеки); создание ресурса публичного доступа к информации о фонде библиотеки. В данном случае информационная система позволяет вести учет и систематизировать имеющийся фонд библиотеки колледжа, разрабатывать дополнительную функциональность, интегрировать её с другими информационными системами. Вход на данный ресурс осуществляется с сайта колледжа по единому логину и паролю.

  Внешняя электронная библиотечная система осуществляет свою деятельность на портале, где осуществляется поиск и доступ к интерактивному интернет-сервису. В таких сервисах разработана своя собственная функциональность. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.

Система позволяет быстрее, чем напечатанный тираж, приобщиться к учебным материалам, она открыта каждый час, каждый день в любой точке интернет-пространства. Время пользования и количество пользователей не ограничено. [6 c. 49]

Электронные библиотечные системы предусмотренные ФГОС России — БиблиоРоссика, «Консультант студента», «Лань», «Университетская библиотека онлайн», IQLib, «Юрайт», Grebennikon, «ZNANIUM.COM», ibooks.ru, IPRbooks, «БиблиоТех», «КнигаФонд», BOOK.ru, «Руконт». Все учебные материалы этих систем проверены и соответствуют федеральному перечню учебников, допущенных к использованию, нет в этих системах и экстремистской литературы.

Использование электронной библиотечной системы дает ряд преимуществ: информация доступна в любом месте и в любое время (даже ночью), заниматься в электронной библиотеке можно с домашнего компьютера и мобильного телефона, все книги в свободном доступе, электронные варианты удобно искать и читать, экономия денежных средств, доступ для маломобильных групп населения и жителей удалённых территорий, а также сохранность библиотечного фонда – нет краж и утрат. [7, c. 21]

Электронная библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, аккумулируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. [8, c. 223] Конечному пользователю необходимые материалы доставляются посредством платных онлайн-подписок разной длительности. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.

В тестовом режиме преподаватели и студенты поработали в электронно-библиотечных системах – «ibooks.ru», «IPRbooks», «Лань». Данные системы не удовлетворили перечнем литературы, не совсем удобный интерфейс, сложный процесс авторизации и регистрации, многоэтапный вход.

После работы в тестовом режиме колледж заключил договор с электронно-библиотечной системой «Юрайт». Образовательная платформа «Юрайт» удобна в работе – понятный интерфейс, простой вход в систему, упрощен процесс регистрации и авторизации. Система содержит учебники, учебные пособия, учебно-методические издания, учебные курсы по всем специальностям и направлениям подготовки для СПО. На портале есть медиаматериалы, интерактивный фонд оценочных средств и различные сервисы для преподавателей. Фонд ЭБС «Юрайт» постоянно обновляется, в большинстве своем это учебники и учебные пособия для всех уровней профессионального образования от ведущих научных школ. Для удобства навигации по электронной библиотеке издания сгруппированы в каталог по тематическому принципу. Пользователям доступны различные сервисы для отбора изданий, предусмотрены инструменты для работы с текстом. Комфорт в работе востребован и преподавателями, и обучающимися.

В начале учебного года всех первокурсников работники библиотеки регистрируют на платформе, знакомят с интерфейсом и инструментами. Памятки-инструкции выложены на сайте по работе с ЭБС «Юрайт» в разделе БИБЛИОТЕКА.

В условиях цифровизации образования, информационно-образовательные технологии способствуют появлению новых средств и форм обучения, что позволяет формированию иных возможностей для обучающихся в получении информации из разнообразных источников.

Есть платформы свободного доступа, которые использует колледж — Национальная электронная библиотека (НЭБ), eLIBRARY.RU, КиберЛенинка.

eLIBRARY.RU  — это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты – более 38 млн научных публикаций и патентов в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов. Колледж размещает свои публикации, методические разработки как научно-методического отдела, так и преподавателей колледжа. Из 182 преподавателей колледжа, зарегистрированных на портале 22, являются авторами, которые разместили 280 публикации.

КиберЛенинка — научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки. Её задачи — популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований. На данной платформе преподаватели колледжа размещают свои статьи, исследования и разработки в журналах России и ближнего зарубежья, в научных журналах, включённых в перечень ВАК РФ. Портал содержит свыше 3 000 научных журналов, более 3 000 000 статей, около 7 000 000 посещений ежемесячно.

Национальная электронная библиотека (НЭБ) ресурс, созданный Министерством культуры Российской Федерации при участии крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей. Включает в себя коллекции электронных копий научной и технической литературы  по направлениям: математика, механика, физика, химия, биология, автоматика, информатика, кибернетика, радиотехника, электроника, авиация, космос, горное дело, инженерное дело, машиностроение, металлургия, нефтегазовое дело, энергетика, нанотехнологии, науки о Земле, экология, синергетика.  Основная задача портала предоставить пользователям доступ к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах. В фонде библиотеки находятся редкие издания, различные рукописи, диссертации, ноты, патенты, периодическая литература. В свободном доступе 4 857 086 документов по 22 направлениям в круглосуточном доступе. Портал активно используется преподавателями и методистами для реализации задач в области научных разработок.

Внедрение современных информационных решений в практику библиотечно-информационной работы обеспечивает выполнение основных направлений деятельности колледжа. Разработка и внедрение современных образовательных технологий способствует формированию компетенций, приобретению опыта практической деятельности для непосредственного применения в профессиональной деятельности молодых специалистов.

References

1. On Education in the Russian Federation : Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 : as amended on July 26, 2019 – Text : electronic // Consultant Plus. – URL: https://www.consultant.ru / (date of address: 12/13/2024).
2. Leushkanova, O.Yu. Features of the multifunctional educational model of a pedagogical college in the system of innovative activity / O.Yu. Leushkanova, E.Yu. Ivanova, V.A. Belikov // Innovative development of professional education. – 2022. – № 4 (36). – Pp. 77-85.
3. Zolotova, N. Access to knowledge in digital format: on a single platform / N. Zolotova // Library. - 2016. - No.5. – pp. 27-32.
4. Leushkanova, O.Yu. Theoretical and methodological foundations of the strategy for modeling the virtual educational environment of continuous pedagogical education: monograph / O.Yu. Leushkanova, N.V. Uvarina. – M. : First Economic Publishing House, 2023. – 124 p.
5. Vasiliev, V. V. Information technologies in librarianship : an educational and methodological manual / V. V. Vasiliev, N. V. Sorokoletova, L. V. Khlivnenko. – M.: Liberia-Bibinform, 2007. – 368 p.
6. Dzhigo, A. "A mandatory copy in the information and telecommunications network: problems of acquisition, use and ways of further improvement" / A. Dzhigo// Library.- 2010. - No. 10. – pp. 47-50.
7. Zolotova, N. Access to knowledge in digital format: on a single platform / N. Zolotova // Library. - 2016. - No.5. – pp. 27-32.
8. Vasiliev, V. V. Information technologies in librarianship : an educational and methodological guide / V. V. Vasiliev, N. V. Sorokoletova, L. V. Khlivnenko. – M. : Liberia-Bibinform, 2007. – 368 p.