Abstract: The scientific work examines in detail innovative methods of analyzing the quality of music education with a focus on the use of modern technologies. The author of the scientific work analyzes successful examples in the practice of two countries, and also identifies the main aspects that affect the effectiveness of educational processes in the study of music. The author pays special attention to digital resources and tools, as well as the distance learning format. In addition, the author draws attention to multimedia resources that have a positive effect on the quality of training and analysis. The purpose of the scientific work is to identify and analyze methods for analyzing the quality of music education using modern technologies, including a deep study of the use of successful examples in the practice of two countries. These studies are aimed at a deeper understanding of how innovative technologies can have a positive impact on the educational process. In particular, this study is aimed at formulating methodological recommendations for teaching staff and educational institutions.
Keywords: education, approaches and methods, traditions, innovations, culture, society, modern technologies.
Введение
На сегодняшний день музыкальное образование играет ключевую роль в рамках культурного развития социума, а также в процессе формирования художественного вкуса обучающихся.
«Принято считать, что музыкальное образование в Китае сложилось в последнее столетие, однако в последние 60 лет, и особенно, как мы уже отмечали, начиная с 1990-х гг., в КНР уделяется особое внимание созданию системы общего школьного музыкального образования. Были созданы музыкальные учебники, в том числе учебный материал для седьмого и восьмого классов, в соответствии с едиными национальными требованиями. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Ян Бохуа [1, с. 15], в 1990-е гг.» [6, с. 140].
Последние десятилетия в нашей стране, а также в КНР наблюдается активная адаптация современных технологий, которые существенно улучшают профессионализм процесса обучения. Анализ качества музыкального облучения включает различные аспекты, как например, академические достижения обучающихся, а также уровень профессиональной подготовки преподавательского состава, в том числе применение инновационных технологий.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются научные публикации по теме методики оценки качества музыкального образования с использованием инновационных технологий, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент рассматривается на примерах опыта России и Китая.
Ниже представлены основные методы, которые были использованы при написании данной статьи: синтез и анализ, контекстуальный анализ и сопоставительный анализ, конкретизация и абстрагирование, обзор литературы, наблюдение, сравнительный анализ.
Стоит отметить, что практические методы анализа результатов, как например, проведение экзаменов и тестирования, как правило, дополняется инновационными подходами, как например, создание портфолио для обучающихся и самоанализ.
Рассмотрим традиционные методы оценки
К данным методам относятся экзамены, а также выступления и портфолио. Проведение письменного тестирования и устного собеседования на знание теоретических аспектов музыки. Анализ исполнения музыкальных произведений на музыкальных инструментах, а также вокал.
«В Китае принято приглашать авторитетных педагогов из Европы и Америки для ведения уроков игры на фортепиано или другом инструменте и известных музыкантов для мастерклассов, к которым может присоединиться широкий круг учащихся разных уровней музыкального образования. Многие китайцы занимаются в онлайн-классах, проходят онлайн-обучение и участвуют в профессиональных сообществах по окончании школы, колледжа или вуза, что позволяет спроектировать дальнейший путь творческого развития музыканта-исполнителя» [7, с. 99].
Кроме того, классические методы включают в себя и портфолио, которые состоят из работ обучающихся, демонстрирующих все достижения. На сегодняшний день современные методы оценки включают в себя портфолио (электронные), которые предоставляют возможность собрать работы обучающихся и при необходимости поделиться ими.
Платформы в режиме онлайн, как например, Coursera (проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете в виде набора онлайн-курсов) предоставляtт возможноcnm проходить обучение в автоматизированном режиме. Применение алгоритма для анализа учебной успеваемости и определения слабых мест в обучении и применяется аналитика данных [2].
Рассмотрим российские примеры и успешные практики
В нашей стране адаптация современных технологий в музыкальном обучении развивается на регулярной основе и включает в себя различные аспекты. Как например, применение курсов в режиме онлайн.
Различные музыкальные учебные заведения предлагают курсы в режиме онлайн, которые предоставляют возможности обучающимся учиться в удобном для них графике. Онлайн платформы, как например, Учи.ру (группа компаний и одноименная образовательная онлайн-платформа) предоставляет возможность выполнять задания и тестирования в интерактивном режиме, предоставляя возможность преподавательскому составу своевременно оценивать успехи обучающихся. Применение мультимедийных материалов и ресурсов, как например, видео ролики и аудио подкасты в образовательном процессе предоставляют возможность формировать общее представление о музыкальных произведениях.
Применение мультимедии в учебном процессе помогает развивать аналитическое мышление обучающихся.
Рассмотрим китайские примеры успешных практик
На сегодняшний день, следует отметить, что КНР активно адаптирует инновации в рамках музыкального образования. Высшие учебные заведения в Китае применяют такие учебные платформы, как например, Tencent Holdings Ltd. ((кит.腾讯; пиньинь: Téngxùn) — китайская многонациональная технологическая конгломерация и холдинговая компания со штаб-квартирой в Шэньчжэне).
Данная платформа предоставляет возможность для более глубокого изучения музыки посредством посещения лекций и семинаров в интерактивном формате [1].
Применение искусственного разума.
Различные учебные заведения используют технологии искусственного разума для оценки выступлений обучающихся, что предоставляет возможность не только оценивать навыки обучающихся, но и предлагать им методические рекомендации для индивидуального применения.
В КНР стремительно развиваются учебные платформы, например как, XueersiXueersi Online School (学而思网校 真相定理文具套装 5件套) в Китае предоставляют открытый доступ к качественным учебным ресурсам, которые не зависят от локации обучающегося, предлагающие курсы в интерактивном формате. Обучающиеся смогут не только загружать собственные музыкальные записи, но и в дальнейшем оцениваться преподавательским составом (в автоматическом режиме).
Данные портфолио применяются для демонстрации достижения обучающихся на различных музыкальных конкурсах, а также фестивалях. Электронный подход может включать в себя не только видео, но и аудио, а также текстовые материалы, что предоставляет возможность для более объективного анализа уровня подготовки обучающихся.
Искусственный разум для оценки исполнительских навыков
В КНР в настоящее время разработаны приложения для мобильных устройств, которые применяют инновационные технологии для распознавания звука и для анализа качества исполнения. Обучающиеся могут не только получать результаты, но и методические рекомендации для улучшения собственных навыков.
Использование пространства виртуальной реальности и дополненной реальности
В нашей стране адаптация технологий виртуальной реальности в обучении музыки предоставляет возможность создавать имерсивное пространство для обучающихся. Например, виртуальные симуляции выступлений предоставляют возможность не только практиковаться в ансамблевом исполнении, но и получать оценку от дирижёра в виртуальном формате.
В КНР активно применяется дополненная реальность и приложения, которые были разработаны в рамках использования данной реальности для обучения игре на различных музыкальных инструментах [5].
Данные мобильные приложения могут не только демонстрировать правильные позиции рук, а также ноты в режиме реального времени, предоставляя возможность преподавателям анализировать прогресс обучающихся.
В нашей стране различные учебные заведения адаптировали системы мониторинга в дистанционном формате, которые предоставляют возможность преподавательскому составу не только отслеживать успехи обучающимся в режиме онлайн. Но и состоят из видео уроков, а также экзаменов в режиме онлайн на регулярной основе, с автоматическим анализом результатов.
В КНР применяется платформа для дистанционного формата обучения, которая предоставляет возможность проводить на регулярной основе оценку теоретических знаний посредством тестирования в режиме онлайн и проверки заданий. Данные системы могут быстро генерировать отчёты об академических достижениях обучающихся (в автоматическом режиме) [4].
Сопоставительный анализ
Сравнивая результаты двух стран представляется возможным определить общее и специфическое. В КНР адаптация инновационных технологий происходит быстро, так как, данные процессы поддерживает государство. В то время, как в нашей стране адаптация данных технологий идёт медленнее. В нашей стране особое внимание уделяется традиционным подходам, в то время как в КНР активно применяются современные подходы.
Что касается культурной специфики России и Китая следует подчеркнуть, что в двух рассматриваемых нами странах существует своя культурная специфика в подходах к процессу обучения, что в данном случае оказывает влияние на методы анализа (музыки).
Заключение
Таким образом, современные технологии открывают перспективные возможности для анализа качества музыкального образования. Рассматривая опыт двух стран необходимо подчеркнуть, что взаимодействие традиционных подходов с инновационными технологиями предоставляет возможность существенно повысить качество образования и оценки в целом.
Другими словами, музыкальное образование на сегодняшний день зависит не только от способности адаптироваться к происходящим изменениям, но и применять актуальные ресурсы для того, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности в будущем.
References
1. Гэ, Ч. Специфика школьного музыкального образования в Китае / Ч. Гэ, С. Лю, Т. В. Оруп // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 316-318.2. Ли, Ч. Педагогические принципы музыкального образования в китайской школе / Ч. Ли // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – С. 174-179.
3. Сун, Я. Общая характеристика музыкального воспитания в современной музыкальной школе Китая / Я. Сун, И. Э. Рахимбаева // Развитие личности средствами искусства: Материалы VIII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых учёных, Саратов, 14–15 мая 2021 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 157-164.
4. Фань, Ц. Особенности развития интерактивных цифровых технологий обучения в музыкальном образовании в Китае / Ц. Фань // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2022 года / Редколлегия: Бабаева З.Ш. [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 57-63.
5. Чень, Х. Современное состояние развития музыкального воспитания в детском саду Китая / Х. Чень, И. Э. Рахимбаева // Развитие личности средствами искусства: Материалы VIII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых учёных, Саратов, 14–15 мая 2021 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 216-222.
6. Юньвэньтин, Х. Методический аспект музыкального преподавания в Китае на примере пятой средней школы района Сонгшань / Х. Юньвэньтин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – № 3(44). – С. 139-142.
7. Яо, В. Преимущества китайской системы музыкального образования / В. Яо // Научное мнение. – 2021. – № 1-2. – С. 96-100.