Abstract: This scientific work analyzes the modern dynamics of the development of travel journalism on Channel One, which focuses on the “Let's Go” program, as well as approaches to creating this content, including the episode dedicated to Belarus. The author of the scientific article explores new strategies and approaches that are used in the context of the travel show in question in order to attract the viewership, as well as convey interesting information. Travel content "Let's go" is a popular television project of Channel One, which is dedicated to travel, as well as getting to know different regions, the travel show focuses on Russian regions, in the program each episode of "Let's go" is dedicated to a specific place, in addition to topics within Russia. It is worth noting that the issue dedicated to the Republic of Belarus was the first issue that went beyond the borders of our country and was dedicated to getting to know a unique country. The research article studies the influence of the popular Channel One program “Let’s go” on the formation of the viewer’s ideas about the Republic of Belarus, and also analyzes the resulting reaction of the viewership to this issue. Important attention is paid to the use of various technical equipment and equipment, as well as interactive components and creative shooting techniques, making travel content the most exciting and memorable.
Keywords: journalism, producing, travel content, program, viewership, creative approach, Channel One broadcast.
Введение
«В последнее время средства массовой информации, функционирующие в этой сфере, переросли в масштабное направление, получившее название трэвел-журналистики — особую синтетическую группу в масс-медиа, предоставляющую информацию о путешествиях в контексте таких тем как география, туризм, история и культура» [4, с.131].
Тревел-журналистика играет ключевую роль в формировании представлений зрительской аудитории о различных городах, странах и уровне культуры.
«Потребность читательской аудитории в трэвел-журналистике в настоящее время обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и необходимостью получения нужной информации о конкретном регионе или стране» [5, с. 131].
Тревел-шоу «Поехали» в эфире Первого канала является наглядным примером успешной туристической программы, которая привлекает внимание зрительской аудитории своими привлекательными маршрутами, интересными рассказами и захватывающими экскурсиями.
Проведем анализ выпуска о Республике Беларусь:
- В контексте выпуска о Республике Беларусь повышенное внимание уделяется культурному богатству и представлению исторического достояния Беларуси. Тревел-контент рассказывает о традициях и обычаях страны, исторических достопримечательностях (посещение музея-усадьбы), способствуя углубленному знанию зрительской аудиторией исторической уникальности страны.
- Тревел-шоу «Поехали» включает восемь завершенных эпизодов, охватывающих все исторические аспекты Республики Беларусь, которые представляют вниманию туристов современные развлечения и предлагают практические советы и указания. Данные рекомендации представляют информацию, как о валютном обмене, так и о правилах проезда через границу и процедуре въезда в Беларусь, с применением внутреннего российского паспорта.
- В рамках тревел-контента о Республике Беларусь, тревел-шоу «Поехали» может применять интерактивные составляющие, которые позволяют зрительской аудитории писать отзывы и комментарии, выражать собственные предпочтения, применительно к местам, для посещения и времяпровождения.
- Тревел-программа «Поехали» может приглашать для участия в выпуске экскурсоводов по стране и это придает выпуску про Беларусь, как авторитетность, так и определенную информативность.
Кроме того, глубокое погружение в местную специфику и жизнь населения огромной страны делает тревел-контент наиболее увлекательным.
Методика исследования:
Для исследования основных тенденций развития тревел-журналистики в программе Первого канала с акцентом на выпуск о Республике Беларусь применялась эффективная методика анализа контента. Проведенное исследование состоит из тематического анализа, а так же структуры и стиля тревел-шоу «Поехали».
Теоретическая база исследования:
Проведенное исследование основывалось на теориях журналистики, а так же культурологии и медиа анализе. Особенное внимание обращается на теорию развития образа страны в медиа пространстве, кроме того на влияние информационного контента и формирование представлений зрительской аудитории.
«В современной науке понятие журналистики путешествий рассматривается в двух аспектах: как форма деятельности (примером тому служат некоторые труды Геродота, «Книга» Марко Поло, «Путевые записки» А.С. Грибоедова, «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова) и как синтетическое направление современных масс-медиа, специализирующееся на анализе информации, связанной с туризмом и путешествиями» [5, с. 132].
Рассмотрим успешные примеры реализации тревел-журналистики:
В рамках исследования были рассмотрены успешные примеры реализации тревел-журналистики на Первом канале, включая выпуски о других странах. Анализируя подходы, использованные в этих программах, можно было выделить ключевые элементы, способствующие привлечению внимания зрителей.
«Одним из первых и очень успешных проектов данного направления на постсоветском телевидении стал цикл программ «Непутевые заметки» журналиста Д. Крылова (1992 г., «Первый канал», телекомпания «ВИД»). Можно считать, что с этой передачи начался процесс освоения и развития трэвел-журналистики на российском телевидении» [1, с.128].
В последнее время наблюдается существенный рост числа страноведческих российских телеканалов, в том числе и зарубежного производства. Данный тренд является свидетельством об усиленном интересе телезрителей к поездкам и экскурсиям, а кроме того к своеобразному культурному обмену и восприятию мира посредством экрана телевизора или монитора. На сегодняшний день существуют различные каналы, которые предлагают тревел-передачи:
— зарубежный канал, который специализируется на туристических путешествиях по миру «Телепутешествия»;
— канал Travel Channel является одним из самых известных международных телеканалов о путешествиях и тревел-приключениях;
— российский телеканал «Телепутешествия», который представляет удивительные места и культурные ценности нашей страны;
— отечественный круглосуточный познавательный телеканал «Моя планета» об удивительных путешествиях, исторических местах и выдающихся людях;
— канал, который посвящен морским путешествиям, а так же подводному миру морей и океанов Ocean-TV;
— канал Viasat Nature, который рассказывает о дикой природе, диких животных, о приключениях на свежем воздухе;
— зарубежный канал о морских прогулках и о катании на яхтах Nautica Channel.
Указанные выше телеканалы предлагают телезрителям уникальные страноведческие тревел-программы, позволяющие погрузиться в мир поездок, экскурсий, науки, экспедиций, истории и культуры больших городов и уникальных стран. Данные каналы представляют зрительской аудитории возможность расширить собственный кругозор, получить знания о различии культур, а так же исторических феноменах и получить эстетическое удовольствие от красоты природы.
Популярный канал «Моя планета» один из наиболее успешных и эффективных в области страноведческого современного телевидения, который является круглосуточным познавательным российским телеканалом.
Канал специализируется на туристических путешествиях, которые принадлежат к пакету каналов ВГТРК.
Телеканал «Моя планета» представляет зрительской аудитории широкий выбор российских программ, в том числе и зарубежных программ, а кроме того настоящих проектов.
Популяризация путешествий через медиа пространство, как и телеканал «Моя планета», который демонстрирует повышенный интерес социума к кругосветным путешествиям, а так же межкультурному обмену и исследованию окружающего мира. Данные каналы играют ключевую роль в развитии представлений телезрителей о многих странах и городах, помогая расширить кругозор посредством виртуальных путешествий, в том числе познание нового на современном этапе.
Активный просмотр данных программ указанных телеканалов способствует как развлечению, так и заключают в себе образовательный элемент для телезрителей, которые узнают о различиях и специфике мировой культуры и ее уровне [1, с.131].
Результаты исследования:
Данное исследование позволило определить изменения в приемах к созданию тревел-контента в программе Первого канала «Поехали», при учете специфики информационного материала о Республике. В процессе были определены главные тенденции развития тревел-журналистики в эфире главного канала страны и соответствующее влияние на развитие образа страны.
Вывод
Данное исследование позволяет прийти к такому выводу, что современная тревел-журналистика на главном канале России активно развивается, применяя современные подходы к производству контента, с учетом интересов зрительской аудитории. Тревел-передача «Поехали» продолжает активно привлекать все общее внимание телезрителей своими оригинальными подходами к поездкам и экскурсиям, а кроме того и представлению разных интересных стран, в том числе и Республику Беларусь.
Заключение
Анализ современных тенденций развития тревел-журналистики на примере тревел-шоу «Поехали» на главном канале нашей страны, в особенности выпуск о Республике Беларусь, представляет возможность понимать важные составляющие успешного создания тревел-контента в рассматриваемом жанре. Современные подходы, как например, культурная интерпретация в контексте, взаимодействия со зрительской аудиторией и погружение в суть, играют ключевую роль в формировании интереса у зрительской аудитории к тревел-контенту, а так же способствуют ее популярности.
Дальнейшие перспективы исследований в данных направлениях могут способствовать эффективному пониманию развития различных тревел-программ на канале:
— исследование влияния данного контента на туристическую активность: анализ влияния передачи «Поехали». Представляется возможным провести подробное изучение количественных данных о регулярной посещаемости туристами определенных стран, информация о которых выходила в эфир, определить соответствующее влияние данной программы на решение граждан нашей страны о туристических поездках;
— анализ способов взаимодействия тревел-контента «Поехали» со зрительской аудиторией посредством социальных сетей, поддержка обратной связи и различные интернет каналы, которые позволят проанализировать эффективность стратегий взаимодействия, чтобы определить потенциальные улучшения в данном направлении.
Перспективы дальнейших исследований в указанных выше направлениях могут предоставлять глубокое осознание процесса развития туристической журналистики на Первом канале на современном этапе.
References
1. Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 10.07.2024).2. Грабельников, А. А. Экранная коммуникация и визуализация журналистики / А. А. Грабельников, Н. С. Гегелова. – Тверь: Тверской государственный университет, 2019. – 334 с. – ISBN 978-5-7609-1425-5. – EDN UIZNSO.
3. Киселева Полина Андреевна Обзор типологических моделей туристической журнальной прессы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №1-2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-tipologicheskih-modeley-turisticheskoy-zhurnalnoy-pressy (дата обращения: 10.07.2024).
4. Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы / Н.В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 3. - С. 347–365. - DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(3).347-365.
5. Показаньева И.В. Погоня за экзотикой на телеэкране или трэвел-журналистика на практике / И.В. Показаньева // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 52-й Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 17–19 апр. 2013 г. / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2013. - С. 100–102.
6. Ростовская Ю.В. Современный журнал о путешествиях в условиях трансформации медиасистемы // Вестник ВУиТ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-zhurnal-o-puteshestviyah-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (дата обращения: 11.07.2024).
7. Штейман Марина Станиславовна, Покачалова Анна Владимировна Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-i-funktsionirovaniya-trevel-zhurnalistiki-v-informatsionnom-pole-rossiyskih-smi (дата обращения: 10.07.2024).