Abstract: The article discusses the "5 whys" method, a simple and effective tool for analyzing cause-and-effect relationships that helps identify the root cause of a problem. The main techniques of the method, its advantages and limitations are described. Examples of practical application in various fields of activity are given. This method allows you not to look for the culprits, but to search for a solution.
Keywords: method, «Five whys», search, reason, problem.
Метод «5 почему» – это универсальный инструмент для анализа первопричин проблем, который широко применяется в управлении, производственных процессах и проектном менеджменте. Его суть заключается в последовательном формировании вопроса «Почему?», что позволяет глубже понять природу возникшей проблемы и найти её корневую причину. Простота и эффективность этого метода сделали его популярным среди специалистов, стремящихся к повышению качества работы и минимизации рисков. Рассмотрим принципы работы метода «5 почему», его преимущества и примеры практического применения. Проанализируем причины, по которым этот метод становится незаменимым инструментом для современных предприятий, стремящихся к устойчивому развитию и повышению своей конкурентоспособности. Понимание этих причин поможет не только лучше разобраться в методе, но и внедрить его в практику, открывая новые горизонты для инноваций.
Метод «5 почему» разработал Сакити Тоёда — японский изобретатель, промышленник, основатель компании Toyota Motor Corporation, являющейся образцово-показательной в применении принципов бережливого производства. Метод стал важной частью японской философии «Кайдзен» — постоянного стремления к улучшению. В отличие от западного подхода, ориентированного на инновации и прорывы, «Кайдзен» фокусируется на непрерывных постепенных улучшениях. Метод «5 почему» идеально вписывается в эту философию и позволяет последовательно устранять первопричины проблем, а не просто бороться с проявлениями.
Метод «5 почему» — это способ найти первопричину проблемы. Для этого нужно задать вопрос «Почему?» пять раз подряд. Число «пять» здесь условно — иногда достаточно трёх вопросов, а иногда требуется семь или больше. [1, 9-11]
Метод «5 почему» осуществляется следующим образом:
- Задают первый вопрос: «Почему возникла эта проблема?».
- Используют первый ответ как новую проблему и задают к ней второй вопрос: «А почему это произошло?».
- Процесс повторяется еще три раза.
- Последний пятый ответ — основная, или корневая причина проблемы. Если ее решить, компания больше не столкнётся с теми же трудностями.
Приведём примеры использования метода «5 почему».
В 2000 году в карьере рудника «Ачинский глиноземный комбинат» во время взрывных работ произошёл несчастный случай. Монтируя электровзрывную цепь, мастер участка самовольно внес изменения в схему подрыва породы и не сообщил об этом руководству. После взрыва обнаружился отказ в двух местах. Взрывник при осмотре мест отказа не увидел отсеченные части взрывной цепи, сдвинул породу и замкнул пиротехническое реле… От полученных травм взрывник погиб. Что послужило причиной случившегося? [2]
Применим метод «5 почему» для нахождения коренной проблемы случившегося.
- Почему на производстве произошёл несчастные случай? – Потому, что сотрудники не соблюдали правила безопасности.
- Почему сотрудники не соблюдали правила безопасности? – Не хватало обучения.
- Почему не хватало обучения? – Не проводились регулярные тренинги.
- Почему не проводятся регулярные тренинги? – Не было ответственного за обучение.
- Почему не было ответственного обучения? – Это не являлось приоритетом для руководства.
В итоге мы видим, что недостаточное внимание к вопросам обеспечения безопасности приводит к повышению вероятности риска нежелательных последствий, как в виде административной и уголовной ответственности, так и в виде ущерба здоровью и жизни сотрудников. Благодаря сделанному выводу мы смогли определить проблему, решение которой поможет избежать негативных последствий и трагедий в будущем.
Следующий пример. В январе 2012 года компания Kodak подала заявление о банкротстве. К тому моменту Kodak накопила почти 7 млрд долларов долга. [3] Как этого можно было избежать? Определим истинную проблему, которая послужила причиной случившегося.
- Почему компания обанкротилась? –Товары не покупались.
- Почему товары не покупались? – Покупатели выбирали конкурентов.
- Почему покупатели выбирали конкурентов? –Компания продавала устаревшие модели.
- Почему компания продавала устаревшие модели? –Компании не хватило финансов для разработки чего-то существенно нового.
- Почему компании не хватило финансов на разработки? – Недостаток финансовых средств на разработки объясняется несвоевременной реакцией компании на необходимость инвестирования. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было инициировано слишком поздно, когда прибыль компании уже начала стремительно снижаться, что впоследствии привело к значительным финансовым убыткам. [12-15]
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что производство не должно стоять на месте. Необходимо систематически выделять бюджет для разработки нового продукта или глобальной модернизации существующих технических систем, чтобы успевать ориентироваться в постоянно меняющемся рынке. [6-8] Компания Kodak выделяла средства на исследования только по мере необходимости и занималась незначительной модернизацией имеющегося продукта, что привело к банкротству компании.
Разберём еще один пример. В 1997 году американский розничный гигант Wal-Мart Stores Inc. решил выйти на рынок Германии, один из крупнейших рынов Европы. Компания надеялась, что ее успешная модель бизнеса, проверенная в США, поможет завоевать новый рынок и расширить свое влияние за пределами Северной Америки. Однако, несмотря на огромные вложения и амбициозные планы, Wal-mart не смог добиться успеха в Германии. Товар компании плохо продавался, из-за чего склады были постоянно переполнены. Через 9 лет Wal-mart пришлось покинуть немецкий рынок, продав свои активы местной сети Metro. [4, 15-18] Почему же компании не удалось закрепиться на новом рынке? Определим одну из проблем произошедшего.
- Почему склады были переполнены? – Немцы редко что-либо покупали в магазине.
- Почему немцы делали редко покупки в магазине? – Покупатели почти никогда не возвращались в магазин.
- Почему немцы почти никогда не возвращались в магазин? – Немцам не нравилось обслуживание.
- Почему немцам не нравилось обслуживание? – Сотрудники торговых центров активно взаимодействовали с покупателями, предлагая помощь и создавая атмосферу давления, что не нравилось немцам. Жители Германии при посещении магазинов предпочитают минимальное вмешательство со стороны продавцов.
- Почему немцы предпочитают минимальное вмешательство со стороны продавцов? – Немцы часто демонстрируют сдержанность в межличностных отношениях. Они не склонны к чрезмерному выражению эмоций и предпочитают сохранять личные границы, нарушение которых вызывает неприязнь и негативные воспоминания.
Какой можно сделать вывод из полученных результатов? Выходя на новый рынок необходимо обращать внимание не только на потребности, но и на особенности культуры, традиции, которые помогут в распространении товаров. В итоге, недостаточное внимание к деталям привело к провалу.
Конечно, у метода «5 почему» есть и ограничения. Для сложных проблем, имеющих несколько причин использования метода затруднительно. Из реально существующих нескольких причин, внимание фокусируется на одной из возможных. К тому же, разные взгляды (ответы) участников аналитической группы приводят к разбросу мнений. Но несмотря на недостатки метода, он остается эффективным способом быстрого решения проблем в любой сфере производства и управления. Метод прост в реализации, не требует специальных знаний и навыков, хорошо сочетается с техниками коммуникаций и способствует развитию креативного мышления.
В заключении можно сделать вывод о том, что тщательный и последовательный анализ проблемы способствует выявлению ее глубинных источников, а также предотвращению аналогичных ситуаций в дальнейшем. Эффективным инструментом для этого является метод «5 почему». Его грамотное применение способствует решению бизнес-задач в любом секторе экономики.
References
1. Чурсина В.Д. Как диджитал-специалистам и бизнесу решать проблемы с помощью метода «Пять почему». / Чурсина В.Д. [Электронный ресурс] // UNISENDER : [сайт]. — URL: https://www.unisender.com/ru/blog/kak-digital-specialistam-ispolzovat-metod-5-pochemu/ (дата обращения: 16.08.2025).2. Металлургия - анализ производственного травматизма// https://oborudka.ru/handbook/501.html?ysclid=mfmwhulzqx3441519
3. Kodak отпечатался. https://www.gazeta.ru/business/2012/01/19/3967817.shtml?ysclid=mfmwn5u6i2926676495
4. Wal-mart в Германии, или История о провале гиганта // https://www.kommersant.ru/doc/1821086?ysclid=mfmwpteass902509223
5. Кузьмин А.М. Пять почему / Методы менеджмента качества. – 2008. - №3, С.15-16.
6. Петренко Е.С. «Пять почему?» – метод анализа проблем качества/Стандарты и качество. – 2012. – №7. – С.60-63.
7. Григорьева Е.М. Метод 5Почему. / Экономические исследования. – 2023. – №3. https://myeconomix.ru/
8. Гембрис С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн. – Изд-вр SmartBook, 2017. - 80 c. ISBN: 978-5-9791-0315-0
9. Милошевич Д. Набор инструментов для управления проектами / Д. Милошевич. – Изд-во ДМК Пресс, 2017. - 677 c. ISBN: 5-98453-013-9
10. Елохов, А. М. Управление качеством / А.М. Елохов. – Изд-во ИНФРА-М, 2015. - 336 c ISBN: 978-5-16-010389-1
11. Кузнецов Л.А. Управление качеством в сложных технологических процессах // Проблемы управления. 2016. № 3 С. 47
12. Киселева М.В. Оптимизация управления качеством продукции на основе функционального моделирования // УЭкС, 2016. №12 С.54.
13. Anasse B. Predictive Analytics For Dummies / B. Anasse, 2019, 148 p. ISBN: 9781118729410.
14. Brett E. Improving Healthcare Quality and Cost with Six Sigma / E. Brett, 2017, 650 p. ISBN: 0131741713.
15. Jeff S. The Art of Doing Twice the Work in Half the Time / J. Sutherland., 2015, 256 p. ISBN 978-5-00057-722-6 46.
16. Khaled S. The ROI Analysis: Project Management Office Development: PMO Projections Charter (Volume 1) / S. Khaled, 2018, 604 p. ISBN: 1478212705
17. Levitt S., SuperFreakonomics / S. Levitt, 2016. - 929 p. ISBN: 978-5- 91657-097-7 25.
18. Handy C., The Elephant and the Flea / C. Handy, 2016. - 240 p. ISBN: 1591391288
