Abstract: The scientific work analyzes in detail the current methods of modern strategy in the process of teaching the basics of this sport (basketball) to students. In addition, much attention is paid to traditional approaches and methods, including modern ones, which are aimed at developing tactical skills, as well as developing technical skills, including the formation of team spirit, as well as increasing the level of motivation. The author of the scientific work presents methodological recommendations for practical application by the coaching staff, as well as the teaching staff, including emphasizing the importance of a personal approach to each student. The purpose of the study: to analyze modern methods in the process of teaching basketball to students, which, as a rule, are aimed at developing certain skills, as well as the corresponding technique. Much attention is paid to effective strategies that contribute to increasing the level of motivation, as well as group interaction among students. The scientific work offers methodological recommendations for practical application in order to improve the educational process. Thus, the goal is to form a basis for the development of basketball team players.
Keywords: sport, sports activities, sports activities, tactics, strategy, technical skills, theory, practice, teamwork.
Введение
Командная игра в баскетбол является не только динамичным, но и увлекательным видом спорта на сегодняшний день, который требует от участников команды как физической активности, так и тактических знаний, актуальных стратегий и умения работать в коллективе [5].
Материалами исследования являются научные публикации по теме методики обучения основам баскетбола для обучающихся, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент (рассматривается на примере эффективных стратегий).
Методикой исследования послужили: проведённый мониторинг за процессом игры в баскетбол, исследование видеозаписи баскетбольных матчей, сопоставление игры участников команды с играми профессиональных баскетболистов.
Результативный процесс обучения базовым теориям баскетбола представляется основным этапом в процессе подготовки молодого поколения. Адекватный подход к процессу обучения состоит в том, что в дальнейшем данный процесс влияет на общее развитие игроков баскетбольной команды, а также отношения игроков к спорту и спортивным достижениям в целом [6].
Следует подчеркнуть, что в процессе обучения в спорте, как правило, основывается на различных принципах.
Принцип 1. Практические занятия, как правило, вводятся с простейших упражнений, а далее усложняются.
Принцип 2. Представляется важным учитывать уровень подготовки молодого спортсмена [8].
Принцип 3. Игровое моделирование. Применение игровых современных методов для повышения уровня интереса, а также для вовлечения молодого поколения.
Рассмотрим основные навыки, которые представляются важными в процессе развития, который включает в себя стратегическое мышление, передача в процессе игры а также броски, одним из главных является защита, не стоит забывать о дриблинге [7].
Методы обучения игры в баскетбол состоят из следующего: рассказ, показ и практика.
Теория демонстрации. На первичном этапе в процессе обучения, как правило, необходимо показывать существующую технику для выполнения важных элементов в процессе баскетбольной игры. Тренерский состав, как правило, объясняет каждое движение поэтапно, отмечает роль данного движения в рамках баскетбольной игры [5].
Применение аудио и видео материалов (роликов) может на данном этапе существенно повысить уровень восприятия представляемой информации.
Игровые практики. Упражнения на основе игры предоставляют возможность молодым спортсменам использовать теоретические знания в практической деятельности. Представляется возможным проводить различные игры, в которых обращается внимание на полученные навыки, как например, передачи, что в данном случае способствует, как развитию техники, так и повышает уровень командного сотрудничества [8].
Поэтапный процесс обучения.
Данный метод включает в себя этапное освоение навыков, как например простые элементы разделяются на сложные в целях более глубокого понимания. Как например, процесс обучения броска и передачи, как правило, проводится с объяснения правильной стойки, далее движение рук в данной стойке, но и объясняется завершение броска. Данный подход предоставляет возможность для закрепления теории на практике [2].
«Упражнение № 1. Пара-мяч. Игроки расположены лицом друг к другу, держатся за мяч двумя руками. Руки согнуты в локтях, но предплечья мяча не касаются. Ноги согнуты. По команде «Мяч!» начинается борьба за мяч. —
— Упражнение выполняется на счёт. Проигравший отжимается, приседает и т.п.
— Игроки расположены боком (равные условия) на указанной дальности от кольца. После борьбы за мяч игра 1×1» [4, с. 153]
Применение игровых методик. Стоит подчеркнуть, что игровое моделирование в процессе спортивной тренировки предоставляет возможность участникам игры более эффективнее понимать тактику спортивной игры, а также развивает способности, которые отвечают за принятие решений в рамках определённого времени (игры).
Представляется возможным проводить игры «четыре на четыре» для отработки теоретических знаний на практике. Поддержка обратной связи тренерского состава, как правило, способствует более глубокому пониманию преимущества и недостатков участников баскетбольной команды [3].
Рассмотрим эффективные примеры
Пример 1. Командная работа. Регулярное проведение спортивных тренировок в мини группах с целью развития группового взаимодействия, также развития коммуникации между членами баскетбольной команды.
Пример 2. Применение инновационных технологий. Использование видеоанализа с целью разбора предыдущих баскетбольных игр также спортивных тренировок, что на данном этапе представляется важным для обучающихся, которые смогут отслеживать собственные действия с пониманием того, каким образом можно улучшить свою тактику и стратегию.
Пример 3. Игровое моделирование. Формирование определённых условий в режиме реального времени посредством спортивных тренировок с ограниченным временем, также количеством спортивных игроков на баскетбольной площадке.
«Улучшение физической формы и спортивных показателей. Занятия баскетболом способствуют развитию мышечной массы, силы, скорости, выносливости и координации движений. Это подтверждают результаты исследований, проведенных учеными в Университете Кентукки (The University of Kentucky) (Bryan Riemann et al., 2011) и Университете Южной Калифорнии (University of Southern California) (Nicholas D. Myers et al., 2020)» [1, с. 290-291].
Выводы
В проведённом исследовании подходов в процессе обучения основам данного вида спорта для баскетбольных игроков определено, что смешанный подход, который включает в себя наблюдение, а также применение практических заданий, а также анализ видео предыдущих спортивных матчей существенно повышает уровень спортсменов.
Применение игрового моделирования не только способствует развитию техники, но и улучшает тактические навыки во время игры в баскетбол. Персонализированный подход к учащемуся представляет актуальные возможности в определить, а также развивать спортсменов [4].
Представляется важным уделить внимание психологическим факторам в процессе обучения, например уровень мотивации, также уверенность в собственных силах, что в данном случае способствует лучшему усвоению учебного материала в процессе.
«Улучшение психического здоровья. Занятия баскетболом помогают улучшить настроение, снять стресс и тревогу, а также снизить риск развития депрессии. Этот факт подтверждают результаты исследований, проведенных в Университете Мейн (University of Maine) (Guest, P. R et al., 2019) и Университете Вирджинии (University of Virginia) (Cheryl S. Dahle et al., 2010)» [1, с. 291].
Таким образом, использования различных современных стратегий в процессе обучения формируют глубинное понимание баскетбольной игры, а также способствуют всестороннему развитию личности баскетбольного игрока.
Заключение
На современном этапе обучения основой данного вида командной игры требует использование различных современных методов, а также актуальных стратегий, которые направлены на развитие техники, а также стратегического мышления и группового взаимодействия.
Представляется важным понимать персональную специфику молодых спортсменов, а также формировать поддерживающее пространство, которое способствует не только физическому развитию, но и развитию личности спортсменов.
Дальнейший исследования
Перспективы дальнейших исследований могут ориентироваться на сопоставительном на анализе существующих подходов на основе традиционных спортивных тренировок, а также инновационных технологий, которые включают в себя пространство виртуальной реальности, а также приложения для мобильных устройств.
Представляется важным исследовать влияние коллективной динамики на процесс обучения для того, чтобы выявить каким образом взаимодействия между участниками спортивной команды на данном этапе способствуют развитию групповых навыков.
Кроме того, представляется возможным изучить долгосрочное влияние определённых методов в процессе обучения на степень мастерства участников баскетбольной команды, а также их психологического состояния и эмоционального фона. Исследование взаимодействия тренерского состава, а также участников команды способствует адаптации на данном этапе самых эффективных стратегий, которые учитывают определённые уровни подготовки.
Таким образом, важно проанализировать влияние культурных факторов и социальных аспектов в процессе восприятия и обучения навыкам игры в баскетбол в различных регионах нашей страны на современном этапе.
References
1. Влияние занятий баскетболом на развитие координационных способностей студентов / П. М. Самойленко, В. Н. Шершунова, М. Б. Попова, Л. В. Бухтоярова // Fundamental science innovation and technology: Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Уфа, 23 мая 2023 года. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 284-293.2. Волков, И. А. Методика обучения штрафному броску в баскетболе школьников 5-6 классов / И. А. Волков, О. В. Гаевская // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы IV Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 сентября 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 173-177.
3. Лихачева, В. С. Использование информационных технологий в обучении баскетболу / В. С. Лихачева, С. Н. Горлова // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 1(77). – С. 63-66.
4. Мартыненко, И. И. Методика обучения технике овладения мячом в баскетболе / И. И. Мартыненко, Н. П. Вишнякова, С. Г. Сиротина // Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики: материалы IV очно-заочной научной конференции молодых ученых, Москва, 18 декабря 2019 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 149-156.
5. Первушина, А. И. Формирование навыков игры в волейбол и баскетбол школьников 4-5 классов на основе применения подвижных игр / А. И. Первушина // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 15–16 апреля 2021 года. Том 3. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2021. – С. 86-89.
6. Развитие коммуникативных навыков студентов вуза средствами баскетбола / Л. В. Бухтоярова, М. Б. Попова, П. М. Самойленко, В. Н. Шершунова // Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Уфа, 04 апреля 2023 года. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 230-237.
7. Технология самостоятельной работы школьников в процессе изучения приемов игры в баскетбол / А. А. К. Умаров, Б. С. Ахмедов, Х. Х. Саадуллаев, А. А. Идигов // Актуальные вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 22 апреля 2021 года / Чеченский государственный педагогический университет. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 349-356.
8. Шамаева, С. А. Совершенствование техники игры в бакскетбол у младших школьников с нарушением слухана основе подвижных игр / С. А. Шамаева, Л. И. Аммосова // Кочневские чтения: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Кочнева Валерия Пантелеймоновича, доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО, Якутск, 23 апреля 2021 года / Редколлегия: Н.Е. Гоголев [и др.]. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. – С. 144-149.