Abstract: The article considers evaluation technology of air pollution by emissions of motor transport, calculations of pollutants concentration, and defines criteria for formation of dangerous concentrations (smog) in close proximity to MCAR (MKAD). It reveals main parameters of natural and anthropogenic factors influence on the level of air pollution.
Keywords: air pollution, Euro environmental standard, calculations of road transport emissions, adverse weather conditions (AWC), dynamics of dangerous air pollution.
Автомобильный транспорт является мощным источником выбросов вредных веществ в атмосферу. С увеличением интенсивности движения и формированием особых климатических условий в крупных городах и мегаполисах связано резкое ухудшение экологической обстановки, что делает актуальной разработку технологии оценки загрязнения атмосферы и его динамики. Доля загрязнения атмосферы автомобильным транспортом постоянно растет и для крупных городов составляет 80% и более [Каргаполов, Рафаилова, 2018]. Все чаще возникают опасные для здоровья человека концентрации (смог), которые связаны с автотранспортом и неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ) препятствующими рассеиванию загрязнения в атмосфере [Каргаполов, 2016].
Максимальное загрязнение атмосферы приурочено к автомагистралям и прилегающим к ним территориям. Современная технология оценки загрязнения атмосферы автомобильным транспортом основывается на совместном анализе интенсивности выбросов выхлопных газов и активности их перемешивания с чистым воздухом. Интенсивность источников выбросов определяется в основном антропогенными факторами, а интенсивность перемешивания обусловлена природными закономерностями [Каргаполов, 2010].
Среди антропогенных факторов можно выделить: общее количество, типы и возраст автомобилей в регионе, доля автомобилей различных экологических классов, количество грузовых автомобилей, ширина и состояние дорог, интенсивность автомобильного движения (трафик), доли грузового транспорта в общем потоке, качество топлива и его соответствие экологическим стандартам Евро и др. [Доклад…., 2017]. Важную роль в формировании опасного загрязнения атмосферы играет плотность застройки вдоль автомагистралей.
Природными факторами являются: физические характеристики атмосферы (скорость и направление ветра, влажность, температура и др.), рельеф, особенности почво-грунтов, водные объекты, растительность, и др.
References
1. Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» / Под ред. А.О. Кульбачевского. - М.: ДПиООС; НИиПИ ИГСП, 2017.– 363 с.2. Каргаполов Н.В. Геохимические исследования в городских экосистемах // МПГУ, журнал Социально-экологические технологии, 2016. №3.С. 31-38.
3. Каргаполов Н.В. Геохимическая экологическая функция атмосферы городов // География: проблемы науки и образования: LXIII Герценовские чтения. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2010 г., Санкт-Петербург. С.30-32.
4. Каргаполов Н.В., Рафаилова А.Л. Динамика загрязнения атмосферного воздуха у пересечения Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) и Каширского шоссе // Компьютерные, прикладные и инженерные инновации и модернизация отраслей промышленности: сборник научных трудов по материалам I Международной научно- практической конференции, 20 сентября 2018 г., Санкт-Петербург: Профессиональная наука, 2018. – C 19-22
5. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территориях крупнейших городов.: Министерство транспорта Российской Федерации, – Москва, 2008.
6. Рафаилова А.Л. Оценка загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом //Труды шестой международной научно-практической конференции. «Индикация состояния окружающей среды: теория, практика, образование». М.: Буки-Веди. 2018 – С.256 - 263.