Изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации ординаторов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

UDC 159
Publication date: 17.04.2018
International Journal of Professional Science №2-2018

Изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации ординаторов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Study of the peculiarities of behavior in the conflict situation of the ordinators VSMU n. a. N.N. Burdenko

Каверина Елена Юрьевна,
Корецкая Инесса Владимировна,
Берлева Светлана Юрьевна,
Андреева Елена Анатольевна,
1. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской стоматологии стоматологического факультета
2. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтической стоматологии стоматологического факультета
3. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии института дополнительного профессионального образования
4. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной стоматологии стоматологического факультета

Kaverina Elena Yurievna
Koretskaya InessaVladimirovna
Berleva Svetlana Yurievna
Andreeva Elena Anatolievna
1. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of the faculty of dentistry of the faculty of dentistry
2. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of Department of propaedeutic dentistry dental faculty
3. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Psychological Science, assistant of the Department of pedagogy and psychology Institute of additional professional education
4. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of the Department of hospital dentistry, dental faculty
Аннотация: В данной статье представлены результаты методики Томаса-Киллмена для определения особенностей поведения в конфликтной ситуации ординаторов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко 1-го года обучения. При возникновении конфликта ординаторы выбирают следующие тактики (по степени убывания): компромисс, сотрудничество, приспособление и соперничество (в равной степени), избегание.

Abstract: This article presents the results of the Thomas-Killman method for determining the characteristics of behavior in a conflict situation of residents of the Voronezh State Medical University N.N. Burdenko 1st year of study. In the event of a conflict, residents choose the following tactics (in terms of decreasing): compromise, cooperation, adjustment and rivalry (equally), avoidance.
Ключевые слова: ординатура, конфликтная ситуация, компромисс, сотрудничество, приспособление, соперничество, избегание.

Keywords: residency, conflict situation, compromise, cooperation, adaptation, rivalry, avoidance.


Медицинская деятельность возникла в истории человечества как деятельность, нацеленная на сохранение жизни и здоровья человека и основанная на признании жизни человека моральной и социальной ценностью. Она изначально ориентирована на сохранение жизни человека как высшее проявление добра, блага и милосердия.

Проведенный анализ литературных источников показал, что врачебная деятельность отмечается большинством авторов как напряженная; она сопровождается воздействием широкого спектра стресс-факторов [1]. Неприятное впечатление, которое по своим причинам не отреагировано, непроизвольно часто напоминает о себе: оживляется под влиянием обстоятельств, ассоциаций или без видимых причин. Личность находится в плену своих переживаний, почти постоянно занимается «жвачкой чувств», что, естественно, неблагоприятно влияет на исполнение учебно-профессиональных обязанностей, общение с окружающими, на отношение к действительности, ожидание будущего [2].  Профессия врача, связана с постоянным общением с разными людьми и поэтому требует компетентного поведения в конфликтных ситуациях. Конфликтные ситуации с непосредственным участием врача могут возникать по всему спектру профессионального общения. Это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, со средним медицинским персоналом, с младшими коллегами или руководством. Иногда, выполняя свои профессиональные обязанности, врач может оказаться в роли арбитра в конфликте между пациентами и медперсоналом.

Нам стало интересно изучить тактики поведения в конфликте ординаторов. Ординаторам, обучающимся на 1 курсе (27 человек) Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко была предложена методика Томаса-Киллмена для определения особенностей поведения в конфликтной ситуации. Проведя анализ полученных результатов (рис. 1), можем отметить, что наиболее выбираемая тактика у ординаторов – компромисс (37,0 %).

Компромисс – это разрешение конфликтной ситуации, используя уступку, снижения уровня своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. Причинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным.

Рисунок 1. Результаты методики Томаса-Киллмена для определения особенностей поведения в конфликтной ситуации.

 

Ординаторы в большей степени выбирали «возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого»; «предложить среднюю позицию»; «возможность дать другому остаться при своем мнении, если он идет навстречу»; «найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обоих».

Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуации, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю­чающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому-то решению, которое позволит ординатору сохранить взаимоотно­шения и получить хоть что-то.Такой подход подразумевает, что каждый участник чего-то добился, но, если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет при­держиваться решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

Сотрудничество – это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников. Данная стратегия поведения в конфликте у ординаторов выражена в 25,9 %.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если:

решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраняться;

конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозависящие отношения;

есть время поработать над возникшей проблемой;

стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгод­ного решения. Иногда внешне сотрудничество напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения Вы изме­няете первоначальную позицию и частично или полностью уступаете парт­неру, т.к. нашли другое, более оптимальное для Вас решение своих проблем.

Выбирая данную стратегию разрешения конфликта, ординаторы отмечали, что хотели бы «уладить дело с учетом всех интересов: и другого человека, и моих собственных»; «сообщать другому свою точку зрения и спрашивать о его взглядах»; «стремиться удовлетворить интересы каждого»; «склоняться к прямому обсуждению проблемы».

Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если ординаторы начнут реше­ние конфликтной ситуации таким способом, то скорее всего, достигнут большего результата.

         Такие стратегии разрешения конфликтных ситуаций, как приспособление и соперничество, выражены у ординаторов в равной степени – по 14,8 %.

Приспособление (уступка) – это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам. Когда же ординаторы выбирают стратегию приспособления, это подразумевает, что они не делают ничего для удовлетворения интересов другого человека. Они просто отталкивают от себя проблему, уходят от нее. А именно: «иногда жертвуют собственными интересами ради интересов другого человека»; «стараются успокоить другого и сохранить отношения»; «стараются не задеть чувств другого»; «если будет возможность сделают другого счастливым, дадут возможность настоять на своем».

Соперничество или конкуренция – отличается сильной личной вовлеченностью в борьбу, активизацией всех потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента. Основной принцип этой стратегии: «Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Ординаторы, которые выбирают данную тактику поведения в конфликтной ситуации предпочитают «настойчиво стремиться добиться своего»; «настаивать, чтобы все было сделано по их решению»; «показывать другому логику и преимущество своих взглядов»; «отстаивать свою позицию»; «убеждать другого в своей правоте».

Избегание – это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта и выбирается ординаторами в 7,4 % случаев.

Причиной выбора этой стратегии может являться: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное вре­мя для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномо­чий, времени. В данной тактике избегания, ординатор предпочитает «предоставлять возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса»; «старается сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности»; «избегает занимать позицию, которая может вызвать споры»; «откладывает все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно»; «думает, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий».

Выбирая избегание в качестве стратегии поведения, ординатор может сэкономить время и «нервные клетки», однако может лишиться в дальней­шем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учета его ин­тересов, либо не решится и будет разрастаться, и углубляться. В ситуации, не затрагивающей впрямую интересов ординатора, уход может быть полезен. Вполне вероятно, что если будет попытка проигнори­ровать конфликт, не выражать своего отношения к нему, то проблема решит­ся сама собой. Если нет, то ординатор сможет заняться этим позже, когда будет готов к этому.

Подводя итог анализа результатов методики Томаса-Киллмена для определения особенностей поведения в конфликтной ситуации ординаторов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, можем отметить,  что при возникновении конфликта  опрошенные будут выбирать следующие тактики (по степени убывания):

  • компромисс,
  • сотрудничество,
  • приспособление и соперничество,
  • избегание.

На наш взгляд, увеличение выборки и расширение диагностического инструментария позволит выявить иные аспекты изучаемой проблемы.

References

1. Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специальностей : автореферат дисс… канд. психол. наук. – М., 2009. – 32 с.
2. Черенкова О.В. Изучение психологического здоровья обучающихся в высшей школе / О.В. Черенкова, С.Ю. Берлева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. 2016. – № 3. – С. 87-90.