Protection and rational use of agricultural land

UDC 711
Publication date: 02.05.2021
International Journal of Professional Science №5-2021

Protection and rational use of agricultural land

Охрана и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения

Snygin Eldar Igorevich
Tsekoeva Fatima Kaspolovna

1. Master's degree in Land Management and Cadastre, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU);
2. Deputy Director of the Institute of Nature Management, Urban Planning and Territorial Development of the Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU), the candidate of agricultural sciences, Аssociate Рrofessor.


Сныгин Эльдар Игоревич
Цекоева Фатима Касполовна

1. магистрант направления «Землеустройство и кадастры»,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта;
2. заместитель директора Института природопользования, территориального развития и градостроительства
Балтийского федерального университета им. И. Канта, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Аннотация: В данной статье автором рассматривается понятие охраны земель в Российской федерации, сущность и понятие государственного земельного надзора, цели охраны земель в соответствии с земельным законодательством, разграничение компетенции надзорных органов проводящих проверку, основные возникающие проблемы при проведении надзора, меры возможного их устранения, нормативно правовая база регулирующая проведение государственного земельного надзора.

Abstract: In this article, the author examines the concept of land protection in the Russian Federation, the nature and concept of state land supervision, the goals of land protection in accordance with land legislation, the delimitation of the competence of the supervisory authorities conducting inspections, the main problems encountered during the supervision, measures to eliminate them, the legal framework regulating the conduct of state land supervision.
Ключевые слова: охрана земель, цели охраны, государственный земельный надзор, государственный экологический контроль, надзорные органы, органы исполнительной власти, госземинспектор, нарушения земельного законодательства, контроль.

Keywords: land protection, protection objectives, state land supervision, state environmental control, regulatory authorities. executive authorities, state land inspector, violations of land legislation, control.


Вопрос охраны и рационального использования земель  всегда остро стоял на этапе развитии земельных отношений. Земли и почвы страны являются одними из наиболее ценных и первостепенных ресурсов. Статьей 9 пунктом 1 Конституции Российской Федерации, установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Охрана земель и почв является первостепенной задачей, решающей главную стратегическую задачу страны – решение Продовольственной программы.

Для качественного и количественного учета земель, получения информации  об их  целевом использовании  необходимо проводить  государственный земельный надзор в сфере охраны и использования земель.

Во многих научных трудах ученых рассматриваются вопросы охраны и рационального использования земель в Российской Федерации, разные правовые статусы земель, рассматриваются цели охраны в соответствии с действующим земельным законодательством, разграничения компетенций надзорных органов, определены существующие проблемы, обусловленные действующим законодательством Российской Федерации. Рассмотрены такие проблемы как увеличение выявленных правонарушений земельного законодательства каждый год, недоверие к инспекторам проводящим выездную проверку со стороны граждан, повышение мер эффективности государственного регулирования.

В Конституции Российской Федерации  закреплена сущность земель и природных ресурсов, их важность для жизни и деятельности народов, использование земель без нанесения вреда окружающей среде и без нарушения прав и законных интересов иных лиц [3].

Земельным кодексом Российской Федерации установлены права и обязанности собственников, арендаторов и землепользователей земельных участков и их эксплуатация, также в Земельном кодексе отражена сущность государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного контроля [2].

Обеспечение исполнения установленных норм, правил, требований использования земель как почв, также в проверке исполнения мероприятий в охране земель органами государственной власти, местного самоуправления (администрации городов, сел, поселков и т.д), юридическими и физическими лицами является первостепенными задачами надзора за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. Земельный надзор – всеобщий надзор (распространяется на всех собственников, арендаторов, землепользователей и землевладельцев)[2].

                Государственный земельный надзор в Российской Федерации осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

                Муниципальный и общественный земельный контроль носят промежуточный характер, дополняя государственный земельный надзор.

                Муниципальный земельный контроль подразумевает под собой деятельность органов местного самоуправления по контролю, соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении земельных участков и иных объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность [3].

При определении объекта муниципального земельного контроля следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут возлагать на себя функции специальных уполномоченных органов государственного земельного надзора. Во-вторых, если государственный земельный надзор и общественный земельный контроль осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль — только за использованием земель.

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественным земельным контролем является деятельность граждан, некоммерческих организаций, общественных объединений, направленная на контроль за деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федераци, которые затрагивают права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях  проведения общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых органами власти актов и принимаемых ими решений [2].

Результаты общественного земельного контроля представляют из себя обращения, жалобы или иные предусмотренные законодательством формы и представляются в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению в 30 — дневный срок с момента обращения и регистрации обращения.

Наиболее значимым является государственный земельный надзор. В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Он является всеобщим, то есть охватывает все категории земель на территории страны и касается всех собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов и иных носителей земельных прав. Государственный земельный надзор является постоянным, то есть его осуществление не ограничивается временными промежутками и не имеет разового характера [2].

Государственный земельный надзор является не только функцией управления в сфере использования и охраны земель, межотраслевым правовым институтом и институтом земельного права, но и служит гарантией исполнения земельных законов, соблюдения требований рационального использования и охраны земель, а также представляет собой правовую форму деятельности в названной сфере. Предметом проверок при осуществлении надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность [3].

Нормативно-правовые акты, применяемые при осуществлении государственного земельного надзора: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 –ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Постановление Правительства Российской Федерацииот 02.01.2015 № 1,Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1248, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 821, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 486, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532, Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93, Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178.

При осуществлении государственного земельного надзора в Российской федерации возникает ряд проблем: недоверие к инспекторам со стороны проверяемой стороны, недостаток инструктивных и методических материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора, проблема выявления нарушителя для привлечения к ответственности, малая эффективность надзора.

Для увеличения эффективности государственного земельного надзора можно предложить:

  1. Расширение штата инспекторов проводящих выездные проверки как и сотрудников отделов, с целью эффективного и более масштабного проведения работы по государственному земельному надзору;
  2. Увеличить полномочий муниципального контроля, в сфере соблюдения земельного законодательства, так как наибольший процент заявлений на проведении проверок поступают в адрес администраций муниципальных образований. Для этого рекомендуется составлять ежегодные планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, проводить внеплановые проверки при наличии оснований полагать, что имеется нарушение земельного законодательства.
  3. Организовать более тесное сотрудничество с УМВД России, во избежание конфликтных ситуаций при проведении как государственных так и муниципальных проверок в связи с возникающим недоверием, недопониманием к сотрудникам проводящим проверку.
  4. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного земельного надзора. Внесение необходимых поправок в КоАП РФ в части увеличения сроков давности привлечения к административной ответственности. В течение двухмесячного срока правонарушитель находит способы не присутствовать при рассмотрении дела вследствие объективных причин. В результате по делам принимаются решения о прекращении дела в виду истечения сроков давности.
  5. Улучшение информационной базы доступа к сведениям, как объектов, так и субъектов проверок по соблюдению земельного законодательства.
  6. Улучшение материально-технической базы, а именно: наличие персональных компьютеров, портативных принтеров и других средств, присутствие которых необходимо при выездных проверках, это позволит значительно сократить время проведения проверки.

Заключение

Исходя из вышеизложенного. Можно сделать вывод, что государственный земельный надзор является неотъемлемой частью земельных отношений, его функции позволяют качественно и эффективно следить за соблюдением требований, норм, правил земельного законодательства, предложения и меры по совершенствованию проведения надзора позволят сделать земельный надзор более эффективным и увеличить еже моментный обхват проверяемых территорий.

 

References

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (изм. от 30.12.2008) Российская газета. - 2009. - 21 января..
2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
3. Болтанова, Е. С. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; Под общ.ред. Е.С. Болтановой. - 2-e изд. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 440 с.Лукьянов А.И., Абакумов Р.Г. К вопросу о легитимности строительства индивидуального жилого дома//Инновационная наука№ 02-2/2017. [Электронныйресурс].URL: (https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-legitimnosti-stroitelstva-individualnogo-zhilogo-doma.